Оценка качества усвоения изученного материала будет осуществляться на основе представленных студентом индивидуальных письменных работ на сайте дистанционного консультирования ПИ ЮФУ и рефератов по заданным темам. Составление заданий осуществляется индивидуально для каждого студента.
Задания для самостоятельной работы по теме:
1. Что такое системный принцип организации адаптивного реагирования?
2. Каковы закономерности онтогенетического развития?
3. Что такое возрастная норма?
4. Что представляет собой возрастная периодизация?
5. Роль генетических факторов в развитии организма.
6. Основные генные и хромосомные заболевания детей.
7. Детская одаренность обуславливается генетическими факторами или развивается в процессе обучения?
8. Влияние климатических факторов на рост и развитие организма.
9. Роль социальных факторов в развитии организма.
10. Как учитывается гетерохронность созревания функций организма в педагогической практике?
11. Как сказывается скачкообразность в развитии функций организма на процессе обучения?
12. Акселерация роста и развития организма. Причины акселерации.
13. Сущность процесса акселерации.
14. Понятие процесса акселерации и доказательство ее на определенных фактах.
15. Акселерация подростков.
16. Последствия акселерации.
17. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации и формирования человека в будущем.
18. Прогнозы развития акселерации и формирования человека в будущем.
Литература для самостоятельного изучения:
1. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли: Биологические аспекты. М., Изд-во МНЭПУ, 1998. 279 с.
2. Алтухов Ю.П., Курбатова О.Л. Проблема адаптивной нормы в популяциях человека. Генетика, 1990, 26 (4): 583–598.
3. Бутовская М.Л. Тайны пола: Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино, Век-2, 2004. 368 с.
4. Година Е.З. Динамика процессов роста и развития у человека: Пространственно-временные аспекты. Автореф. дисс. … доктора биол. н. М., 2001. 50 с.
5. Година Е.З. Человеческое тело и социальный статус. В сб.: М.Л.Бутовская (ред.). Этология человека и смежные дисциплины: Современные методы исследований. М., ООО "Одна восьмая", 2004. 133–160.
6. Година Е.З., Задорожная Л.В. Влияние некоторых факторов окружающей среды на формирование особенностей соматического развития детей и подростков (по материалам обследования московских девочек школьного возраста). Вопр. антропол., 1990. Вып.84. 18–30.
7. Задорожная Л.В. Влияние социально-экономических факторов на морфо-фнукциональные характеристики детей и подростков. Автореф. дисс. … канд. биол. н. М., 1998. 25 с.
8. Ковешников В.Г., Никитюк Б.А. Медицинская антропология. Киев, Здоровья, 1992. 200 с.
9. Козлов А.И., Вершубская Г.Г. Медицинская антропология коренного населения Севера России. М., Изд-во МНЭПУ, 1999. 288 с.
10. Курбатова О.Л., Ботвиньев О.К., Алтухов Ю.П. Адаптивная норма и стабилизирующий отбор по антропометрическим признакам при рождении. Генетика, 1991, 27 (7): 1229–1240.
11. Лапицкая Е.М. Особенности физического развития школьников различных конституциональных типов, проживающих в Кольском Заполярье. Новые исследования (альманах). М., Вердана, 2002, 1: 131–140.
12. Чирятьева Т.В. Сборник нормативов физического развития детей дошкольного возраста Тюменской области. Тюмень, 1990. 92 с.
Информационные ресурсы:
1. Козлов А.И. Биологические основы экологии человека. ИЛ АрктАн-С, 2004 (http://press.arctan.org/)
- Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. - М., 1976. - 279 с.
- Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Дис....д-ра пед. наук. - М., 1979. - 331 с.
- Гужаловский А.А. Проблема "критических" периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания //Очерки по теории физической культуры. - М., 1984, с. 211-223.
- Козлов В.И., Фарбер А.А. В кн.: Физиология развития ребенка. - М., 1983, с. 5-14.
- Карсаевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. - М., 1978. - 248 с.