Оценка качества усвоения изученного материала будет осуществляться на основе представленных студентом индивидуальных письменных работ на сайте дистанционного консультирования ПИ ЮФУ, также выполнения индивидуальных проектных и практических заданий. Составление заданий осуществляется индивидуально для каждого студента.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Перечислите различные статистические объемы легких и дайте их определение.
2. Что понимают под термином объем и емкость легких. Изменение объема легких возрастом?
3. Каким образом на объемы и емкость легких влияют возраст, рост, пол и физическая нагрузка?.
4. В чем состоит различие между вентиляцией и дыханием?
5. Какие факторы имеют значение при анализе работы системы дыхания?
6. В чем различие между внешним, внутренним и клеточным типами дыхания?
7. Каким меняется и с чем связано изменение типов дыхания с возрастом.
8. Гигиена органов дыхания. Гигиенические требования воздушного режима в образовательных учреждениях.
9. Особенности регуляции дыхания детей.
10. Дыхательные гимнастики. Обоснованность применения дыхательных гимнастик в раннем детстве.
11. Динамика изменения МПК как показатель адаптации к физическим нагрузкам.
12. На основе проведенного исследования функций дыхательной системы детей (Методическое пособие. Приложение №4) сделайте вывод об особенностях процесса дыхания в разные возрастные периоды.
Литература для самостоятельного изучения:
- Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебное пособие для студ. дефект.фак.высш.пед.учеб.заведений.-М.:Изд.центр «Академия», 2000.
- Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации. – В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975 – С.60.
- Физиология развития ребенка/под ред.В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. М., «Педагогика»,1983.
- Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. М.: «Академия», 2003.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М.: «Aкадемия», 1998.
- Хрипкова А.Г.. Фарбер Д В. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учебное пособие.М.: «Просвещение», 1990.
- Фарбер Д.А., И.А.Корниенко Д.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. М: Педагогика, 1993. - 90 с.
- Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Кн. 1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем: Учеб.для биол.и медиц.спец. вузов/ А.Д. Ноздрачев, И.А. Баранникова, А.С. Батуев и др.; Под ред.А.Д. Ноздрачева. – М.: Высшая шк., 1991.- 512 с.
- Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.
- Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
- Гигиена детей и подростков. /Под.ред. Г.Н. Сердюковской. – М., 1989.
- Маркасян А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков.-М., 1969.
- Физиология плода и детей /Под. Ред. Глебовский В.Д.-М.: «Медицина»,1988.
- Карел Поляк и соавт. Физиология и патология новлорожденных детей.-Прага.1986.
- Смирнов В.М. особенности физиологии детей: Учебно-методическое пособие.-М.,1993.
- Шулейкина К.В., Хаютин С.Н. Нейронные механизмы развивающегося мозга.-М., 1979.
- Все о младшем школьнике: Книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентрана-Граф, 2004. – 400 с.
- Егорова М.С., Семенов В.В. В кн.: Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / под ред. Равич-Щербо И.В. М.: Педагогика, 1988 – 336с. – С. 291.
Информационные ресурсы:
- Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. - М., 1976. - 279 с.
- Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Дис....д-ра пед. наук. - М., 1979. - 331 с.
- Гужаловский А.А. Проблема "критических" периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания //Очерки по теории физической культуры. - М., 1984, с. 211-223.
- Козлов В.И., Фабер А.А. В кн.: Физиология развития ребенка. - М., 1983, с. 5-14.
- Карсаевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. - М., 1978. - 248 с.
- Кузнецов А.И. Пути использования избирательно направленных мышечных нагрузок локального характера при развитии и совершенствовании двигательной функции: Автореф. дис....д-ра пед. наук. - Л., 1974.
- Кузнецов З.Т. Критические периоды развития быстроты, силы и выносливости детей школьного возраста //Научн. конф. по физ. восп. детей и подростков. - М., 1972, с. 144-146.
- Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте //Теория и практика физической культуры. 1990, № 3, с. 15.
- Козлов А.И. Биологические основы экологии человека. ИЛ АрктАн-С, 2004 (http://press.arctan.org/).
- http.//pedlib.ru/Books/.
МОДУЛЬ 5.
В0ЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И АНАЛИЗАТРОВ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Комплексная цель данного модуля: ознакомить студента с основами морфофункциональной организации нервной системы человека, особенностями развития свойств нервной системы в разные возрастные периоды, сформировать представления о нервно-гуморальной регуляции деятельности организма, ознакомить с особенностями практической деятельности педагога при работе с детьми с патологией ЦНС.