Оперативно-розыскная деятельность – это непроцессуальные гласные и негласные мероприятия уполномоченных законом органов, направленные на получение ориентирующей информации. Эта информация используется в расследовании. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) направлена также на обнаружение интересующих объектов (человека, вещи и др.). ОРД – сочетание различных действий. Перечень мероприятий предусмотрен действующим Законом РФ об ОРД.
В расследовании задачами ОРД являются:
а) выявление, пресечение, раскрытие преступлений, установление лиц, их совершивших;
б) розыск лиц, скрывшихся от следствия, суда, наказания;
в) розыск лиц, без вести пропавших.
Отдельные оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, право на неприкосновенность жилища, допускаются с санкций суда.
Законом предусмотрены следующие виды оперативно-розыскных мероприятий:
- опрос граждан;
- наведение справок;
|
|
- наблюдение;
- сбор образцов для сравнительного исследования;
- исследование предметов и документов;
- отождествление личности;
- обследование зданий, сооружений, участков местности и иных объектов;
- контроль почтовых отправлений;
- прослушивание телефонных и иных линий связи;
- снятие информации с технических каналов связи;
- оперативный эксперимент.
Субъектами ОРД являются оперативные и иные работники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также граждане, сотрудничающие с этими органами на конфиденциальной основе.
От оперативно-розыскных мероприятий надо отличать розыскные действия гласного характера: засады, преследование по горячим следам (в том числе и с розыскной собакой), прочесывание местности, блокирование, патрулирование и др.
Результаты ОРД могут исследоваться процессуальным путем и становиться доказательствами.
Организация следующего за первоначальным этапом расследования представляет собой деятельность по качественному совершенствованию структуры расследования, выполнению всех намеченных целей, по руководству процессом расследования. По значительному числу расследований следователь взаимодействует с органами дознания. Взаимодействие осуществляется на разных этапах расследования.
Оперативные работники милиции участвуют в совместном планировании, обсуждении материалов дела, определении направления расследования, в производстве следственных действий, собирают ориентирующую информацию, выполняют по поручению организационно-подготовительную работу по созданию условий для следственных действий (подбор понятых, технических помощников и др.), оказывают содействие следователю (охрана места происшествия, поддержание порядка на месте следственного действия и т.п.). Параллельно со следственным действием работники милиции могут осуществлять различные оперативно-розыскные мероприятия.
|
|
Иные работники милиции выполняют изложенные действия, кроме оперативно-розыскных.
Специалисты и эксперты оказывают помощь следователю в использовании научно-технических средств, в выяснении интересующих следователя вопросов, в обнаружении, фиксации и изъятии следов и вещественных доказательств. Активность участия специалиста в следственном действии во многом зависит от следователя. Следователю необходимо планировать вопросы, которые он намерен выяснить с помощью специалиста, и в ходе действия всесторонне исследовать эти вопросы.
Под взаимодействием в широком плане надо понимать согласованную деятельность следователя и иных участников расследования, направленную на достижение целей расследования.
Согласованность – одно из существенных свойств взаимодействия. Согласованность означает определяемую следователем последовательность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при выяснении одного или нескольких взаимосвязанных обстоятельств, при обмене информацией и использовании результатов этих действий в последующем расследовании.
Практическая потребность во взаимодействии обусловлена необходимостью производства в ограниченный срок нескольких следственных и иных действий, установления лица, совершившего преступление, нейтрализации, противодействия преступника и других лиц; необходимостью согласования различных действий, направленных на достижение одной цели. Основная цель взаимодействия – быстрый и качественный сбор доказательств, практическое обеспечение всесторонности, объективности и полноты расследования.
Успех взаимодействия зависит от того, насколько полно мобилизованы возможности органа дознания для выявления источников доказательств и выполнения иных поручений следователя, насколько активен сам следователь, насколько согласованно осуществляются намеченные действия при условии руководящей роли следователя.
Успеху взаимодействия способствует соблюдение принципов организации и принципов самого взаимодействия. К числу последних относятся: руководящая роль следователя; комплексное использование сил, средств и методов; выделение компетенции следователя и иных участников взаимодействия с обоснованным разделением функций; самостоятельность работников дознания и иных участников взаимодействия в решении специальных вопросов, являющихся предметом их деятельности.
Общее условие плодотворного взаимодействия – установление делового контакта с участниками расследования. Под деловым контактом надо понимать связь следователя с руководством органа внутренних дел и его подразделений, работниками этих органов, непосредственно участвующими в расследовании, иными участниками расследования. Связь выражается в получении информации и обмене ею, в готовности дать необходимую информацию, получить и использовать ее, в готовности, желании постоянно использовать возможности участников расследования. Для участников расследования деловой контакт означает постоянную готовность оказывать активное содействие следователю, выполнять его поручения и указания, давать свои советы, рекомендации по отдельным вопросам расследования.
Для установления именно такого контакта, прежде всего, необходимо, чтобы участники расследования знали цели расследования и задачи, стоящие непосредственно перед каждым из них. Достигается это путем мобилизации их возможностей (беседы следователя, руководителей органа дознания и его подразделений, совещания, инструктажи). Особое значение в установлении делового контакта имеет дисциплинированность участников взаимодействия. Речь идет не только о соблюдении трудовой дисциплины и не столько об этом, ибо сие подразумевается как обязательное. Имеется в виду строгое соблюдение процессуальной дисциплины, тех прав и обязанностей, которые предоставлены каждому участнику расследования действующим законодательством. Основное в процессуальной дисциплине – это строгое выполнение требований уголовно-процессуального закона, точное, оперативное и полное выполнение поручений, указаний и распоряжений следователя. Ведущая роль в поддержании такой дисциплины принадлежит следователю. Помощь ему в этом должны оказывать руководитель следственного подразделения, начальник органа внутренних дел и прокурор.
|
|
Теорией и практикой расследования выработаны основные формы взаимодействия:
-участие оперативных работников, специалистов и иных субъектов взаимодействия в следственных действиях;
- совместное планирование расследования, тактических операций и следственных действий;
- участие в расследовании в составе следственно оперативной группы;
- содействие следователю в производстве отдельных следственных действий;
- производство в исключительных случаях следственных действий по поручению следователя;
- совместные совещания, обсуждение вопросов расследования, обмен информацией.
Совместное планирование осуществляется по сложным и особо сложным расследованиям. План расследования уголовного дела должен быть единым. Составляет его на начальном этапе следователь. Это вытекает из его руководящей роли в расследовании. Совместное планирование – второй этап работы над планом, т. е. уточнение составленного следователем плана на основе данных, которыми он обменивается с работниками милиции. На совещании, в котором участвуют следователь, оперативные и другие работники милиции, работающие по делу, обсуждаются имеющиеся доказательства и иная информация, выдвигаются следственные версии, После обсуждения следователь принимает их к проверке или отклоняет. Совещание служит формой обмена информацией и мнениями. Следователю важно создавать на нем деловую обстановку, внимательно, заинтересованно и доброжелательно относиться к любым предложениям работников милиции. Главное – выяснить все точки зрения, обсудить их и принять оптимальное решение.
|
|
Обычно такое совещание проводится после первоначальных неотложных следственных действий.
Возможен и иной вариант совместного планирования. Следователь самостоятельно составляет план расследования до делу, затем встречается с оперативными работниками, знакомит их с планом, предлагает высказать свое мнение, а также сообщить свои предложения или план оперативно-розыскных мероприятий по делу (если он составлен). После этого следователь вносит в план дополнения и изменения.
Совместное планирование тактических операций более детально. Оно включает не только общий замысел, но и тактические варианты осуществления, последовательность, взаимосвязь следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Особое значение имеет планирование связи и обмена информацией между участниками тактической операции.
Совместное планирование следственных действий – явление редкое. Чаще всего это – допрос, обыск. Оперативный работник помогает следователю наметить конкретные формы реализации имеющейся информации.
Участие оперативного работника в следственном действии объясняется чаще всего сложностью этого действия. Оно имеет несколько видов:
а) Оперативный работник по поручению и под контролем следователя фактически выполняет часть следственного действия. Чаще это происходит при производстве объемных следственных действий, когда следователь физически не в состоянии выполнить все действия лично, а интересы дела требуют быстрого его производства. Например, при производстве обыска возникает необходимость исследования большой квартиры или дома с дворовыми постройками, садом, огородом. В таком случае следователь может, разделив объект обыска по секторам, поручить производство обыска в каком-либо секторе оперативному работнику, после чего, выслушав доклад этого работника, обыскивает этот сектор по узлам, а не сплошным методом. Таким образом, следственное действие производит следователь, но в нем участвует и оперативный работник. Личный обыск лица противоположного пола фактически осуществляется не следователем, а оперативным или иным работником милиции.
б) Оперативный работник полиции участвует в производстве следственного действия по плану (наблюдает за обыскиваемыми, охраняет их и т. д.). Он может совместно со следователем исследовать материальную обстановку места происшествия, участвовать в допросе и т. д.
в) Оперативный работник практически не участвует в производстве следственного действия, а присутствует при осуществлении части или всего действия. Цель такого присутствия – не только оказание содействия следователю, но и получение информации о содержании действия для последующих оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, оперативный работник, получив информацию, по заданию следователя или по собственной инициативе начинает выяснять интересующие обстоятельства путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Содействие следователю в производстве следственных и иных действий – необходимый элемент организации этих действий. Многие следственные действия осуществляются с большим числом участников. В ходе их производства, возможны вспомогательные простые, а также обеспечивающие действия. Содействие – это обеспечение, помощь, выполнение вспомогательных действий, носящих инфраструктурный характер в системе следственного действия. Это помощь в подготовке и проведении следственных действий или иных процессуальных действий. Содействие может осуществляться и в организационно-подготовительных действиях, хотя об этом прямо и не указано в законе. Подготовка чаще всего выражается в охране места происшествия или другого следственного действия, в вызове (приглашении) участников действия, иногда подборе их (например, опознаваемых), транспортном обеспечении и др. Содействие в ходе производства следственного действия может выражаться в охране некоторых участников действия, ограждении места действия, техническом содействии в исследовании места, препятствовании контактам между свидетелями по одному и тому же делу, подборе попутного транспорта для направления трупа в морг и др.
Поручения органу дознания о производстве отдельных следственных действий даются в редких случаях. Происходит это чаще всего при необходимости одновременного производства (параллельность организации) нескольких следственных действий (например, групповой обыск). Оперативному работнику поручается производство следственного действия, не требующего досконального знания всех материалов уголовного дела. Нередко это дело связано с реализацией розыскных действий по делу. Поручая проведение какого-либо следственного действия, следователь должен дать хотя бы краткий инструктаж с указанием цели, процессуальных особенностей следственного действия, общий план его производства. Возможны указания и на тактику производства. Поручения должны даваться обязательно в письменном виде. Следователь не может поручать работнику полиции производство следственных действий, связанных с принятием ответственных решений по делу (допрос обвиняемого, осмотр места происшествия в присутствии следователя и ДР.).
Производство следственного действия оперативным работником может быть обусловлено и тактическими соображениями.
В сложных расследованиях необходимо обсуждение хода и промежуточных результатов. Совещания с этой целью должен проводить следователь. Он как руководитель и основной исполнитель расследования располагает всей собранной информацией, знает, какие обстоятельства требуют выяснения, на что надо обратить внимание. Совещание может проводить также и руководитель следственного аппарата или прокурор. В нем участвуют работники милиции, работающие по делу, может участвовать руководство отдела внутренних дел. В ходе совещания анализируется собранная информация, определяется следственная ситуация, дается оценка проделанному, в том числе и качеству выполнения поручений и указаний следователя, намечаются согласованные действия, их тактика. Следователь уточняет цели следственных действий и тактических операций, участие в них оперативных работников, характер содействия. Он дает поручения органу дознания. Особое значение совещание приобретает в тех случаях, когда расследование заходит в тупик, не дает положительных результатов, когда ощущается усталость участников и падает их активность. В этот момент важна мобилизация сил с целью создания (поддержания) готовности к активному функционированию. Совещания важны и в случаях необходимости критического анализа проделанного, взгляда со стороны.
Взаимодействие осуществляется в одной из перечисленных форм по значительному количеству расследований. Каждая форма взаимодействия имеет некоторые особенности, поэтому следователь должен определить конкретные задачи каждого акта взаимодействия. Помимо названных форм, наибольшее распространение имеет согласованное выяснение одного и того же обстоятельства следственным и розыскным путем. Для установления обстоятельств дела оперативно-розыскным путем следователь дает органу дознания поручения в письменном виде. В поручении ставится цель, конкретные вопросы, которые необходимо выяснить, срок исполнения. Неконкретность поручения вызывает у оперативного работника негативное отношение к его выполнению. Поручение адресуется начальнику отдела внутренних дел или начальнику подразделения уголовного розыска и др. Следователь может дать поручение определенному работнику, который действует самостоятельно, проявляя разумную инициативу. Следователь вправе указать и методы производства конкретного следственного или гласного розыскного действия. Перед выполнением сложного поручения желательно, чтобы следователь побеседовал с работником. Сообщение о результатах выполнения задания дается в письменном виде, в результате чего утрачивается часть информации, так как оперативный работник оценивает ее, руководствуясь своим пониманием ее значимости. Поэтому необходима беседа следователя с оперативным работником, в Ходе который выясняются возможности, пути, способы реализации полученной информации и др. Следователь обязан не разглашать сведения об оперативно-розыскных действиях, строго выполнять существующие на этот счет правила.
Следственно-оперативная группа – временное объединение следователя (следователей), оперативных и иных работников органов внутренних дел, создаваемое для сложного или особо сложного расследования. В нее могут включаться специалисты как временные участники.
Сложные и особо сложные расследования характеризуются производством большого количества неотложных следственных действий в ограниченный промежуток времени. В условиях присущей таким расследованиям информационной недостаточности необходимы оперативно-розыскные действия для выявления источников доказательств. Поручения и указания следователя могут иметь систематический характер, а сотрудничество протекать в условиях постоянного делового контакта. Поэтому возникает необходимость образования единых групп во главе со следователем, что улучшает взаимодействие следователя и иных участников расследования, а также координацию их действий.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает расследование сложных дел группой следователей. На практике в группу включают оперативных работников, так как в этом имеется явная потребность. Этой форме сотрудничества отдают предпочтение большинство следователей и работников органа дознания.
Следственно-оперативная группа (СОГ) не может быть ни чем иным как процессуальным объединением. Участники группы процессуально подчинены следователю. Они сохраняют самостоятельность лишь в выборе методов поручаемых им действий, да и то не всех.
Необходимое условие существования группы – наличие общей задачи. СОГ может создаваться для производства первоначальных следственных действий, для установления лица, совершившего преступление, или для всего расследования в целом.
Руководитель СОГ – следователь. Инициатива в определении персонального состава группы может исходить от него. В ходе расследования состав группы может уточняться, изменяться устным или письменным распоряжением лица, создавшего группу. Расформировывается группа устным распоряжением этого лица. В СОГ может быть один или несколько (до нескольких десятков) следователей. В последнем случае один из них является старшим группы.
Постоянные участники СОГ – следователь, оперативные работники, участковый инспектор; временные участники (на период производства определенных следственных действий) – специалисты, ревизоры. С момента создания группы все ее участники процессуально, а значит, в пределах расследования и фактически, подчинены следователю. Все поручения, указания, распоряжения следователя обязательны для них. Они могут даваться следователем как в письменной, так и в устной форме. Письменная форма не обязательна, ибо работники дознания в данном случае по приказу руководителя органа дознания работают в пределах поставленной задачи и подчинены следователю. Задача ставится в постановлении о создании группы и конкретизируется на совещании группы сразу же после ее образования. Именно непосредственная процессуальная подчиненность в пределах расследования отличает работу СОГ от обычного взаимодействия следователя с работниками дознания в иных ранее рассмотренных формах.
Сложность взаимодействия и всей организации расследования в целом заключается еще и в том, что следователь и иные его участники не составляют коллектив. Это предполагает определенную коррекцию, согласование целей конкретного акта расследования с целями и задачами органов, к которым принадлежат участники расследования, устранение противоречий, предупреждение возможных недоразумений и конфликтов. Сплоченность участников расследования создается путем согласованности их интересов, обмена информацией, сочетания личностных качеств, совместного обучения следователя и работников полиции до акта расследования.
От взаимодействия отличается сходный с ним, но другой элемент организации – координация. Координация характеризуется большой общностью задач, на достижение которых направлены действия участников расследования, и общей согласованностью этих действий. Согласование действий по месту, времени в расследовании немыслимо без подчинения субъектов этих действий единому замыслу (плану), без единого руководства со стороны следователя. Поэтому в расследовании координация, как правило, осуществляется в сочетании со взаимодействием.
Координация включает определение круга лиц, участвующих в расследовании, их функций, периода и способа обмена информацией, корректирование планов по результатам деятельности. По сравнению со взаимодействием координация – более общее организующее начало для участников расследования. Она тесно связана с контролем и учетом действий в расследовании.
Координация и взаимодействие с работниками полиции особо важна в проведении тактической операции по выяснению причастности определенного лица к совершению преступления и его изобличению. Очевидна сложность и ответственность этой операции.
Организация тактической операции заключается, прежде всего, в формировании конкретных целей операции, в установлении согласованности всех взаимосвязанных действий и практическом обеспечении следственных действий.
В период выявления подозреваемого, его задержания и позднее может осуществляться противодействие заинтересованных лиц, выражающееся в даче ложных показаний, заявлении о ложных оправдательных обстоятельствах, оказании влияния на свидетелей, потерпевших, а иногда и на следователя, в том числе и путем угроз, шантажа и др. Организация борьбы с противодействием состоит в маневре силами и средствами, в использовании как процессуальных, так и непроцессуальных средств. С. Белкин рекомендует следующие методы борьбы с противодействием: концентрация доказательств или направленных действий в решающем столкновении с учетом уязвимых мест противодействующей стороны; раздробление сил и средств этой стороны; использование сил и средств противодействующей стороны в своих целях; создание неблагоприятных условий для противодействующей стороны; создание резервов сил и средств; уклонение от столкновения в невыгодных условиях; угроза нежелательными для противной стороны действиями; сокрытие своей информации; применение новых приемов, не известных противной стороне; косвенное внушение, воздействие на эмоциональную сферу противодействующего лица[35]. Применение этих методов предполагает обмен информацией, согласованность действий, сочетание непроцессуальных действий со следственными. Следователь должен предвидеть возможность противодействия подозреваемого, обвиняемого и иных заинтересованных лиц и быть готовым к организации перечисленных приемов. Разумеется, их применение возможно только при условии строгого соблюдения процессуального закона и требований морали и этики. Следует проверять не только оправдательные данные, заявленные самим подозреваемым, обвиняемым, но и любые оправдательные сведения, независимо от их источника. Это одно из условий для реализации принципов всесторонности, объективности и полноты расследования.
Перед вынесением постановления о привлечении в качестве обвиняемого следователю необходимо осмыслить и оценить собранные доказательства, знать точную формулировку уголовного закона, руководящих постановлений судебных органов. В этот период, равно как и в другие периоды расследования, необходима самоподготовка следователя (ознакомление с нормативным материалом, научно-практическим комментарием, рекомендациями, обобщенной следственной и судебной практикой). Благодаря ей в памяти следователя освежаются известные ему факты, знания, восполняются пробелы. Все это способствует принятию юридически грамотных решений.
В особо сложных расследованиях участвуют несколько следователей – бригада или группа. Они работают, как правило, длительное время, расследуя многоэпизодные дела. Организация работы группы осуществляется по правилам деятельности СОГ. Особенность состоит в том, что расследование уголовного дела производится чаще по частям. Деление расследования на части (по эпизодам преступной деятельности, по времени, по кругу лиц) происходит на начальном этапе, в период формирования его структуры. Руководитель группы намечает общее направление расследования, осуществляя общее руководство им. Как известно, руководство в расследовании – это и процессуальный контроль, предполагающий право отмены постановлений других следователей. Без такого права или права представления об отмене прокурору группа не может быть организованной как единое целое. В расследовании возникают ситуации, когда производство одного сложного, объемного следственного действия затруднительно для одного следователя, а потому не всегда рационально. На практике в таких случаях нередко в следственном действии участвуют два следователя. Например, существует мнение, что осмотр места происшествия должны производить два и только два человека. Уголовно-процессуальный закон не предусматривает такой формы, но прямо и не запрещает ее. Полагаем, что это разновидность расследования дела группой следователей, но не всего дела, а лишь части, одного следственного действия. Организационная сторона выражается в совместном планировании, в определении целей, структуры действия с дальнейшим выполнением намеченного по частям. Старшим является следователь, расследующий уголовное дело. Он руководит следственным действием, составляет протокол.
Итак, взаимодействие – это сочетание возможностей процессуальных и непроцессуальных действий для повышения эффективности согласованной деятельности следователя и оперативных работников по уголовному делу.
Взаимодействие является важным этапом организации расследования.