Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность – это непроцес­суальные гласные и негласные мероприятия уполномо­ченных законом органов, направленные на получение ориентирующей информации. Эта информация исполь­зуется в расследовании. Оперативно-розыскная деятель­ность (ОРД) направлена также на обнаружение интере­сующих объектов (человека, вещи и др.). ОРД – сочета­ние различных действий. Перечень мероприятий преду­смотрен действующим Законом РФ об ОРД.

В расследовании задачами ОРД являются:

а) выявление, пресечение, раскрытие преступлений, установление лиц, их совершивших;

б) розыск лиц, скрывшихся от следствия, суда, нака­зания;

в) розыск лиц, без вести пропавших.

Отдельные оперативно-розыскные мероприятия, за­трагивающие тайну переписки, телефонных и иных пе­реговоров, телеграфных сообщений, право на неприкос­новенность жилища, допускаются с санкций суда.

Законом предусмотрены следующие виды оператив­но-розыскных мероприятий:

- опрос граждан;

- наведение справок;

- наблюдение;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- исследование предметов и документов;

- отождествление личности;

- обследование зданий, сооружений, участков мест­ности и иных объектов;

- контроль почтовых отправлений;

- прослушивание телефонных и иных линий связи;

- снятие информации с технических каналов связи;

- оперативный эксперимент.

Субъектами ОРД являются оперативные и иные ра­ботники органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, а также граждане, сотрудничающие с этими органами на конфиденциальной основе.

От оперативно-розыскных мероприятий надо отли­чать розыскные действия гласного характера: засады, преследование по горячим следам (в том числе и с розы­скной собакой), прочесывание местности, блокирование, патрулирование и др.

Результаты ОРД могут исследоваться процессуаль­ным путем и становиться доказательствами.

Организация следующего за первоначальным этапом расследования представляет собой деятельность по каче­ственному совершенствованию структуры расследования, выполнению всех намеченных целей, по руководству процессом расследования. По значительному числу расследований следователь взаимодействует с органами доз­нания. Взаимодействие осуществляется на разных этапах расследования.

Оперативные работники милиции участвуют в совме­стном планировании, обсуждении материалов дела, оп­ределении направления расследования, в производстве следственных действий, собирают ориентирующую информацию, выполняют по поручению организационно-­подготовительную работу по созданию условий для след­ственных действий (подбор понятых, технических по­мощников и др.), оказывают содействие следователю (охрана места происшествия, поддержание порядка на месте следственного действия и т.п.). Параллельно со следственным действием работники милиции могут осуществлять различные оперативно-розыскные мероприя­тия.

Иные работники милиции выполняют изложенные действия, кроме оперативно-розыскных.

Специалисты и эксперты оказывают помощь следо­вателю в использовании научно-технических средств, в выяснении интересующих следователя вопросов, в обна­ружении, фиксации и изъятии следов и вещественных доказательств. Активность участия специалиста в след­ственном действии во многом зависит от следователя. Следователю необходимо планировать вопросы, которые он намерен выяснить с помощью специалиста, и в ходе действия всесторонне исследовать эти вопросы.

Под взаимодействием в широком плане надо пони­мать согласованную деятельность следователя и иных участников расследования, направленную на достижение целей расследования.

Согласованность – одно из существенных свойств взаимодействия. Согласованность означает определяемую следователем последовательность следственных действий и оператив­но-розыскных мероприятий при выяснении одного или нескольких взаимосвязанных обстоятельств, при обмене информацией и использовании результатов этих дейст­вий в последующем расследовании.

Практическая потребность во взаимодействии обу­словлена необходимостью производства в ограниченный срок нескольких следственных и иных действий, уста­новления лица, совершившего преступление, нейтрализации, противодействия преступника и других лиц; не­обходимостью согласования различных действий, на­правленных на достижение одной цели. Основная цель взаимодействия – быстрый и качественный сбор доказа­тельств, практическое обеспечение всесторонности, объ­ективности и полноты расследования.

Успех взаимодействия зависит от того, насколько полно мобилизованы возможности органа дознания для выявления источников доказательств и выполнения иных поручений следователя, насколько активен сам следователь, насколько согласованно осуществляются намеченные действия при условии руководящей роли следователя.

Успеху взаимодействия способствует соблюдение принципов организации и принципов самого взаимодей­ствия. К числу последних относятся: руководящая роль следователя; комплексное использование сил, средств и методов; выделение компетенции следователя и иных участников взаимодействия с обоснованным разделением функций; самостоятельность работников дознания и иных участников взаимодействия в решении специальных вопросов, являющихся предметом их деятельности.

Общее условие плодотворного взаимодействия – уста­новление делового контакта с участниками расследова­ния. Под деловым контактом надо понимать связь сле­дователя с руководством органа внутренних дел и его подразделений, работниками этих органов, непосредст­венно участвующими в расследовании, иными участни­ками расследования. Связь выражается в получении ин­формации и обмене ею, в готовности дать необходимую информацию, получить и использовать ее, в готовности, желании постоянно использовать возможности участни­ков расследования. Для участников расследования дело­вой контакт означает постоянную готовность оказывать активное содействие следователю, выполнять его пору­чения и указания, давать свои советы, рекомендации по отдельным вопросам расследования.

Для установления именно такого контакта, прежде всего, необходимо, чтобы участники расследования знали цели расследования и задачи, стоящие непосредственно перед каждым из них. Достигается это путем мобилиза­ции их возможностей (беседы следователя, руководите­лей органа дознания и его подразделений, совещания, инструктажи). Особое значение в установлении делового контакта имеет дисциплинированность участников взаи­модействия. Речь идет не только о соблюдении трудовой дисциплины и не столько об этом, ибо сие подразумева­ется как обязательное. Имеется в виду строгое соблюде­ние процессуальной дисциплины, тех прав и обязанно­стей, которые предоставлены каждому участнику рас­следования действующим законодательством. Основное в процессуальной дисциплине – это строгое выполнение требований уголовно-процессуального закона, точное, оперативное и полное выполнение поручений, указаний и распоряжений следователя. Ведущая роль в поддержа­нии такой дисциплины принадлежит следователю. По­мощь ему в этом должны оказывать руководитель след­ственного подразделения, начальник органа внутренних дел и прокурор.

Теорией и практикой расследования выработаны ос­новные формы взаимодействия:

-участие оперативных работников, специалистов и иных субъектов взаимодействия в следственных дейст­виях;

- совместное планирование расследования, тактиче­ских операций и следственных действий;

- участие в расследовании в составе следственно­ оперативной группы;

- содействие следователю в производстве отдельных следственных действий;

- производство в исключительных случаях следст­венных действий по поручению следователя;

- совместные совещания, обсуждение вопросов рас­следования, обмен информацией.

Совместное планирование осуществляется по слож­ным и особо сложным расследованиям. План расследо­вания уголовного дела должен быть единым. Составляет его на начальном этапе следователь. Это вытекает из его руководящей роли в расследовании. Совместное плани­рование – второй этап работы над планом, т. е. уточне­ние составленного следователем плана на основе данных, которыми он обменивается с работниками милиции. На совещании, в котором участ­вуют следователь, оперативные и другие работники ми­лиции, работающие по делу, обсуждаются имеющиеся доказательства и иная информация, выдвигаются след­ственные версии, После обсуждения следователь прини­мает их к проверке или отклоняет. Совещание служит формой обмена информацией и мнениями. Следователю важно создавать на нем деловую обстановку, вни­мательно, заинтересованно и доброжелательно относить­ся к любым предложениям работников милиции. Глав­ное – выяснить все точки зрения, обсудить их и принять оптимальное решение.

Обычно такое совещание проводится после первона­чальных неотложных следственных действий.

Возможен и иной вариант совместного планирова­ния. Следователь самостоятельно составляет план рас­следования до делу, затем встречается с оперативными работниками, знакомит их с планом, предлагает выска­зать свое мнение, а также сообщить свои предложения или план оперативно-розыскных мероприятий по делу (если он составлен). После этого следователь вносит в план дополнения и изменения.

Совместное планирование тактических операций бо­лее детально. Оно включает не только общий замысел, но и тактические варианты осуществления, последова­тельность, взаимосвязь следственных действий и опера­тивно-розыскных мероприятий. Особое значение имеет планирование связи и обмена информацией между уча­стниками тактической операции.

Совместное планирование следственных действий – явление редкое. Чаще всего это – допрос, обыск. Опера­тивный работник помогает следователю наметить кон­кретные формы реализации имеющейся информации.

Участие оперативного работника в следственном действии объясняется чаще всего сложностью этого действия. Оно имеет несколько видов:

а) Оперативный работник по поручению и под кон­тролем следователя фактически выполняет часть следст­венного действия. Чаще это происходит при производст­ве объемных следственных действий, когда следователь физически не в состоянии выполнить все действия лич­но, а интересы дела требуют быстрого его производства. Например, при производстве обыска возникает необхо­димость исследования большой квартиры или дома с дворовыми постройками, садом, огородом. В таком слу­чае следователь может, разделив объект обыска по секторам, поручить производство обыска в каком-либо сек­торе оперативному работнику, после чего, выслушав доклад этого работника, обыскивает этот сектор по уз­лам, а не сплошным методом. Таким образом, следст­венное действие производит следователь, но в нем участ­вует и оперативный работник. Личный обыск лица про­тивоположного пола фактически осуществляется не сле­дователем, а оперативным или иным работником мили­ции.

б) Оперативный работник полиции участвует в про­изводстве следственного действия по плану (наблюдает за обыскиваемыми, охраняет их и т. д.). Он может со­вместно со следователем исследовать материальную обстановку места происшествия, участвовать в допросе и т. д.

в) Оперативный работник практически не участвует в производстве следственного действия, а присутствует при осуществлении части или всего действия. Цель та­кого присутствия – не только оказание содействия следователю, но и получение информации о содержании действия для последующих оперативно-розыскных ме­роприятий. Как правило, оперативный работник, полу­чив информацию, по заданию следователя или по собст­венной инициативе начинает выяснять интересующие обстоятельства путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Содействие следователю в производстве следствен­ных и иных действий – необходимый элемент организа­ции этих действий. Многие следственные действия осу­ществляются с большим числом участников. В ходе их производства, возможны вспомогательные простые, а также обеспечивающие действия. Содействие – это обес­печение, помощь, выполнение вспомогательных дейст­вий, носящих инфраструктурный характер в системе следственного действия. Это помощь в подготовке и про­ведении следственных действий или иных процессуаль­ных действий. Содействие может осуществляться и в ор­ганизационно-подготовительных действиях, хотя об этом прямо и не указано в законе. Подготовка чаще всего выражается в охране места происшествия или другого следственного действия, в вызове (приглашении) участ­ников действия, иногда подборе их (например, опозна­ваемых), транспортном обеспечении и др. Содействие в ходе производства следственного действия может выра­жаться в охране некоторых участников действия, огра­ждении места действия, техническом содействии в ис­следовании места, препятствовании контактам между свидетелями по одному и тому же делу, подборе попут­ного транспорта для направления трупа в морг и др.

Поручения органу дознания о производстве отдель­ных следственных действий даются в редких случаях. Происходит это чаще всего при необходимости одновре­менного производства (параллельность организации) нескольких следственных действий (например, групповой обыск). Оперативному работнику поручается производст­во следственного действия, не требующего досконального знания всех материалов уголовного дела. Нередко это дело связано с реализацией розыскных действий по де­лу. Поручая проведение какого-либо следственного дей­ствия, следователь должен дать хотя бы краткий инст­руктаж с указанием цели, процессуальных особенностей следственного действия, общий план его производства. Возможны указания и на тактику производства. Пору­чения должны даваться обязательно в письменном виде. Следователь не может поручать работнику полиции про­изводство следственных действий, связанных с приняти­ем ответственных решений по делу (допрос обвиняемого, осмотр места происшествия в присутствии следователя и ДР.).

Производство следственного действия оперативным работником может быть обусловлено и тактическими со­ображениями.

В сложных расследованиях необходимо обсуждение хода и промежуточных результатов. Совещания с этой целью должен проводить следователь. Он как руководи­тель и основной исполнитель расследования располагает всей собранной информацией, знает, какие обстоятельст­ва требуют выяснения, на что надо обратить внимание. Совещание может проводить также и руководитель след­ственного аппарата или прокурор. В нем участвуют ра­ботники милиции, работающие по делу, может участво­вать руководство отдела внутренних дел. В ходе совеща­ния анализируется собранная информация, определяется следственная ситуация, дается оценка проделанному, в том числе и качеству выполнения поручений и указаний следователя, намечаются согласованные действия, их тактика. Следователь уточняет цели следственных дей­ствий и тактических операций, участие в них оператив­ных работников, характер содействия. Он дает поруче­ния органу дознания. Особое значение совещание приоб­ретает в тех случаях, когда расследование заходит в ту­пик, не дает положительных результатов, когда ощуща­ется усталость участников и падает их активность. В этот момент важна мобилизация сил с целью создания (поддержания) готовности к активному функционирова­нию. Совещания важны и в случаях необходимости кри­тического анализа проделанного, взгляда со стороны.

Взаимодействие осуществляется в одной из перечис­ленных форм по значительному количеству расследова­ний. Каждая форма взаимодействия имеет некоторые особенности, поэтому следователь должен определить конкретные задачи каждого акта взаимодействия. По­мимо названных форм, наибольшее распространение имеет согласованное выяснение одного и того же обстоя­тельства следственным и розыскным путем. Для установления обстоятельств дела оперативно-розыскным пу­тем следователь дает органу дознания поручения в письменном виде. В пору­чении ставится цель, конкретные вопросы, которые необходимо выяснить, срок исполнения. Неконкретность поручения вызывает у оперативного работника негатив­ное отношение к его выполнению. Поручение адресуется начальнику отдела внутренних дел или начальнику под­разделения уголовного розыска и др. Следователь может дать поручение определенному работнику, который дей­ствует самостоятельно, проявляя разумную инициативу. Следователь вправе указать и методы производства кон­кретного следственного или гласного розыскного дейст­вия. Перед выполнением сложного поручения желатель­но, чтобы следователь побеседовал с работником. Сооб­щение о результатах выполнения задания дается в пись­менном виде, в результате чего утрачивается часть ин­формации, так как оперативный работник оценивает ее, руководствуясь своим пониманием ее значимости. По­этому необходима беседа следователя с оперативным ра­ботником, в Ходе который выясняются возможности, пу­ти, способы реализации полученной информации и др. Следователь обязан не разглашать сведения об оператив­но-розыскных действиях, строго выполнять существую­щие на этот счет правила.

Следственно-оперативная группа – временное объ­единение следователя (следователей), оперативных и иных работников органов внутренних дел, создаваемое для сложного или особо сложного расследования. В нее могут включаться специалисты как временные участ­ники.

Сложные и особо сложные расследования характери­зуются производством большого количества неотложных следственных действий в ограниченный промежуток времени. В условиях присущей таким расследованиям информационной недостаточности необходимы оператив­но-розыскные действия для выявления источников дока­зательств. Поручения и указания следователя могут иметь систематический характер, а сотрудничество про­текать в условиях постоянного делового контакта. По­этому возникает необходимость образования единых групп во главе со следователем, что улучшает вза­имодействие следователя и иных участников расследова­ния, а также координацию их действий.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает расследование сложных дел группой следователей. На практике в группу включают оперативных работников, так как в этом имеется явная потребность. Этой форме сотрудничества отдают предпочтение большинство сле­дователей и работников органа дознания.

Следственно-оперативная группа (СОГ) не может быть ни чем иным как процессуальным объединением. Участ­ники группы процессуально подчинены следователю. Они сохраняют самостоятельность лишь в выборе мето­дов поручаемых им действий, да и то не всех.

Необходимое условие существования группы – нали­чие общей задачи. СОГ может создаваться для производ­ства первоначальных следственных действий, для уста­новления лица, совершившего преступление, или для всего расследования в целом.

Руководитель СОГ – следователь. Инициатива в оп­ределении персонального состава группы может исхо­дить от него. В ходе расследования состав группы может уточняться, изменяться устным или письменным распоряжением лица, создавшего группу. Расформировывает­ся группа устным распоряжением этого лица. В СОГ может быть один или несколько (до нескольких десят­ков) следователей. В последнем случае один из них яв­ляется старшим группы.

Постоянные участники СОГ – следователь, оператив­ные работники, участковый инспектор; временные уча­стники (на период производства определенных следст­венных действий) – специалисты, ревизоры. С момента создания группы все ее участники процессуально, а зна­чит, в пределах расследования и фактически, подчинены следователю. Все поручения, указания, распоряжения следователя обязательны для них. Они могут даваться следователем как в письменной, так и в устной форме. Письменная форма не обязательна, ибо работники доз­нания в данном случае по приказу руководителя органа дознания работают в пределах поставленной задачи и подчинены следователю. Задача ставится в постановле­нии о создании группы и конкретизируется на совеща­нии группы сразу же после ее образования. Именно не­посредственная процессуальная подчиненность в преде­лах расследования отличает работу СОГ от обычного взаимодействия следователя с работниками дознания в иных ранее рассмотренных формах.

Сложность взаимодействия и всей организации рас­следования в целом заключается еще и в том, что следо­ватель и иные его участники не составляют коллектив. Это предполагает определенную коррекцию, согласова­ние целей конкретного акта расследования с целями и задачами органов, к которым принадлежат участники расследования, устранение противоречий, предупрежде­ние возможных недоразумений и конфликтов. Сплочен­ность участников расследования создается путем согла­сованности их интересов, обмена информацией, сочета­ния личностных качеств, совместного обучения следова­теля и работников полиции до акта расследования.

От взаимодействия отличается сходный с ним, но другой элемент организации – координация. Координа­ция характеризуется большой общностью задач, на дос­тижение которых направлены действия участников рас­следования, и общей согласованностью этих действий. Согласование действий по месту, времени в расследова­нии немыслимо без подчинения субъектов этих действий единому замыслу (плану), без единого руководства со стороны следователя. Поэтому в расследовании коорди­нация, как правило, осуществляется в сочетании со взаимодействием.

Координация включает определение круга лиц, уча­ствующих в расследовании, их функций, периода и способа обмена информацией, корректирование планов по результатам деятельности. По сравнению со взаимодей­ствием координация – более общее организующее начало для участников расследования. Она тесно связана с кон­тролем и учетом действий в расследовании.

Координация и взаимодействие с работниками поли­ции особо важна в проведении тактической операции по выяснению причастности определенного лица к совер­шению преступления и его изобличению. Очевидна сложность и ответственность этой операции.

Организация тактической операции заключается, прежде всего, в формировании конкретных целей опера­ции, в установлении согласованности всех взаимосвя­занных действий и практическом обеспечении следст­венных действий.

В период выявления подозреваемого, его задержания и позднее может осуществляться противодействие заин­тересованных лиц, выражающееся в даче ложных пока­заний, заявлении о ложных оправдательных обстоятель­ствах, оказании влияния на свидетелей, потерпевших, а иногда и на следователя, в том числе и путем угроз, шантажа и др. Организация борьбы с противодействием состоит в маневре силами и средствами, в использовании как процессуальных, так и непроцессуальных средств. С. Белкин рекомендует следующие методы борьбы с про­тиводействием: концентрация доказательств или на­правленных действий в решающем столкновении с уче­том уязвимых мест противодействующей стороны; раз­дробление сил и средств этой стороны; использование сил и средств противодействующей стороны в своих це­лях; создание неблагоприятных условий для противодей­ствующей стороны; создание резервов сил и средств; ук­лонение от столкновения в невыгодных условиях; угроза нежелательными для противной стороны действиями; сокрытие своей информации; применение новых прие­мов, не известных противной стороне; косвенное внуше­ние, воздействие на эмоциональную сферу противодейст­вующего лица[35]. Применение этих методов предполагает обмен информацией, согласованность действий, сочета­ние непроцессуальных действий со следственными. Сле­дователь должен предвидеть возможность противодейст­вия подозреваемого, обвиняемого и иных заинтере­сованных лиц и быть готовым к организации перечис­ленных приемов. Разумеется, их применение возможно только при условии строгого соблюдения процессуально­го закона и требований морали и этики. Следует проверять не только оправдательные данные, заявленные са­мим подозреваемым, обвиняемым, но и любые оправдательные сведения, независимо от их источника. Это одно из условий для реализации принципов всесторонности, объективности и полноты расследования.

Перед вынесением постановления о привлечении в качестве обвиняемого следователю необходимо осмыс­лить и оценить собранные доказательства, знать точную формулировку уголовного закона, руководящих поста­новлений судебных органов. В этот период, равно как и в другие периоды расследования, необходима самоподго­товка следователя (ознакомление с нормативным мате­риалом, научно-практическим комментарием, рекомен­дациями, обобщенной следственной и судебной практи­кой). Благодаря ей в памяти следователя освежаются известные ему факты, знания, восполняются пробелы. Все это способствует принятию юридически грамотных решений.

В особо сложных расследованиях участвуют несколь­ко следователей – бригада или группа. Они работают, как правило, длительное время, расследуя многоэпизодные дела. Организация работы группы осуществляется по правилам деятельности СОГ. Особенность состоит в том, что расследование уголовного дела производится чаще по частям. Деление расследования на части (по эпизодам преступной деятельности, по времени, по кру­гу лиц) происходит на начальном этапе, в период фор­мирования его структуры. Руководитель группы намеча­ет общее направление расследования, осуществляя общее руководство им. Как известно, руководство в рассле­довании – это и процессуальный контроль, предпола­гающий право отмены постановлений других следовате­лей. Без такого права или права представления об отме­не прокурору группа не может быть организованной как единое целое. В рас­следовании возникают ситуации, когда производство од­ного сложного, объемного следственного действия за­труднительно для одного следователя, а потому не всегда рационально. На практике в таких случаях нередко в следственном действии участвуют два следователя. На­пример, существует мнение, что осмотр места происше­ствия должны производить два и только два человека. Уголовно-процессуальный закон не предусматривает та­кой формы, но прямо и не запрещает ее. Полагаем, что это разновидность расследования дела группой следова­телей, но не всего дела, а лишь части, одного следственного действия. Организационная сторона выражается в совместном планировании, в определении целей, струк­туры действия с дальнейшим выполнением намеченного по частям. Старшим является следователь, расследую­щий уголовное дело. Он руководит следственным дей­ствием, составляет протокол.

Итак, взаимодействие – это сочетание возможностей процессуальных и непроцессуальных действий для повышения эффективности согласованной деятельности следователя и оперативных работников по уголовному делу.

Взаимодействие является важным этапом организации расследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: