Качество производства следственных действий во многом зависит от их организации. Организация следственного действия есть процесс образования его структуры, создания условий для успешного его осуществления, процесс руководства участниками. Структура следственного действия включает следующие основные элементы: цель, субъект, участники, объект, место, время, условия и тактические приемы производства.
Цели следственных действий формируются еще в, ходе планирования расследования в целом. В плане расследования они нередко сформулированы в общем виде и перед их производством необходима конкретизация. Конкретизируя цели следственного действия, следователь должен представлять его место в системе расследования, его связи с другими действиями. Основное условие успешного целеобразования и избрания правильной тактики производства – изучение следователем материалов уголовного дела, как доказательств, так и ориентирующей информации. Определение содержания следственного действия связано с выбором тактических приемов его производства. Организация в данном случае имеет во многом обеспечивающий для тактики действия характер.
|
|
Для производства следственного действия необходима подготовка. Она выражается чаще всего в организационно-подготовительных действиях. Объем подготовки зависит от значения следственного действия в расследовании и информации, которой располагает следователь. Имеет значение сложность предстоящего следственного действия, информация о предстоящем противодействии следователю. Например, допрос свидетеля и допрос подозреваемого обычно значительно различаются по объему их организации. Организационно-подготовительные действия (запросы, беседы, ознакомление с материалами и др.) направлены на собирание ориентирующей информации. В необходимых случаях сбор интересующих данных путем производства оперативно-розыскных действий поручается органу дознания.
Анализ материалов уголовного дела позволяет уточнить цели следственного действия, определить место, время его производства. В итоге составляется план следственного действия. Планирование следственных действий – продолжение, развитие отдельных частей плана по делу. Этот процесс обычно не объемный, следователь нередко держит его в уме, не составляя письменного плана. Но планирование обязательно. Иначе следователь не застрахован от негативных неожиданностей, от провала всего следственного действия. Все сложные и тактически важные следственные действия надо планировать письменно. Это помогает следователю быстро сосредоточиться на тактике производства следственного действия, соблюсти последовательность, не упустить деталей.
|
|
Планируя производство следственного действия, необходимо предусмотреть условия его протекания, подготовить, создать эти условия (например, подготовить вещественные доказательства для предъявления в ходе допроса, произвести реконструкцию места следственного эксперимента).
План следственного действия должен включать следующее: цель следственного действия, его связь с другими действиями, место, время проведения, характер подготовки к действию, состав участников и роль каждого из них, информацию об объекте действия; в плане должны быть указаны научно-технические средства, необходимые для производства следственного действия, последовательность производства действий в системе следственного действия, тактические приемы. Тактический аспект следственного действия как бы пронизывает все перечисленные, влияет на их выбор. При планировании конкретного следственного действия перечень названных вопросов может дополняться или сокращаться.
Структура организации следственного действия выглядит так:
- принятие следователем решения о производстве конкретного следственного действия (изучение материалов дела, иной информации и др.);
- определение структуры следственного действия (цели, содержания, места, времени, участников);
- собирание дополнительной информации;
- самоподготовка следователя;
- план следственного действия;
- подготовка технических средств;
- приглашение участников, их инструктаж и мобилизация;
- руководство следственным действием;
- фиксация хода и результатов следственного действия;
- обеспечение связи с другими действиями.
Такова структура организации любого следственного действия. Объем оргмероприятий может быть разным в зависимости еще и от характера следственной ситуации.
Следственные действия условно можно разделить на действия с ограниченным числом участников (допрос, например) и со значительным числом лиц. Организация последних (осмотр места происшествия, следственный эксперимент, обыск и др.) обычно более объемна.
Участие работников полиции в следственных действиях было уже в основном рассмотрено. Отметим, что помимо содействия, работник милиции может присутствовать при производстве действия, участвовать в нем, выполняя по поручению следователя какую-либо вспомогательную операцию. Характер и объем участия определяется планом следственного действия.
При организации следственных действий с участием понятых необходимо обратить внимание на их подбор. Следственная практика изобилует примерами, когда участники процесса (чаще подсудимый) пытаются опорочить содержание следственного действия либо исказить его, поставить под сомнение. При проверке таких сведений, естественно, обращаются к понятым. Спорные вопросы нередко решаются на основе их показаний. И необходимы гарантии объективности, беспристрастности фиксации понятыми хода, содержания и результатов следственного действия. Незаинтересованность в исходе дела – это обязательное условие участия понятых в следственном действии. Чтобы полно и объективно воспринять содержание следственного действия, понимать значение его результатов, понятой должен быть грамотным, совершеннолетним, не имеющим физических недостатков, здоровым, хорошо владеть языком, на котором ведется судопроизводство. Он не может находиться под следствием по другому делу, желательно, чтобы он не был судимым в прошлом. Если в ходе следственного действия исследуются специальные вопросы, то предпочтительно, чтобы понятые обладали соответствующими специальными знаниями, дающими возможность хорошо понимать сущность происходящего. Не следует приглашать в качестве понятых административно арестованных, а также работников правоохранительных органов.
|
|
Следователи нередко испытывают затруднения с приглашением переводчика. В органе расследования должен быть налажен учет лиц, владеющих языками народов страны и проживающих на территории района. Это значительно облегчает следователю организацию следственного действия с участием переводчика. Следователю необходимо обращать внимание на точность перевода процессуальных документов, особенно постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Перед следственным действием надо дать переводчику возможность ознакомиться с постановлением, побеседовать с ним после его предварительного перевода с тем, чтобы убедиться, что переводчику все ясно, обратить его внимание на точный перевод всех деталей.
Важный элемент организации следственного действия – мобилизация его участников, создание у них готовности к напряженному труду, к достижению поставленных целей. Следователь должен, прежде всего, сам быть готовым к такой деятельности. Личная готовность следователя в любое время начать и продолжать начатое расследование вырабатывается у него еще в период обучения в вузе и особенно в первые годы работы, в период становления. Основанием ее являются высокие моральные качества личности следователя. Следователь оказывает влияние на участников расследования, прежде всего своим поведением. Важна роль инструктажа. При необходимости проводятся специальные беседы с участниками перед началом следственного действия.
Рассмотрим основные положения организации некоторых следственных действий.
Организация осмотра места происшествия начинается с момента получения следователем сообщения о происшествии и даже до него. Значительную часть оргвопросов до осмотра решает дежурный по Органу внутренних дел. Он докладывает о происшествии руководству органа, оповещает следователя и других участников предстоящего действия (работников милиции, специалистов и др.), готовит транспорт, принимает меры по сохранности следов, охране места происшествия и пр. Следователь, получив сообщение о происшествии, должен выяснить у дежурного, какие меры им приняты, и при необходимости дать ему соответствующие распоряжения или выполнить часть организационно-подготовительных действий лично. Подготовка до выезда незначительна по объему ввиду недостатка времени. Проверяется состояние технических средств (они должны быть готовы заранее), средств труда следователя. Важна само- мобилизация следователя. Осмотр места происшествия отличается от других следственных действий тем, что он следователем, как правило, заранее не планируется. Когда осмотр проводится в конце рабочего времени, особенно предпраздничного, когда срывает производство запланированных следственных действий и др., то он вызывает у следователя негативное отношение. В этом случае следователю приходится настраиваться на предстоящий осмотр и не только осмотр, ибо сразу после него возникает необходимость в неотложных следственных и иных действиях. До выезда на место происшествия следователю надо, исходя из возможностей календарного плана, определить время проведения тех запланированных действий, производство которых откладывается в связи с осмотром. Дежурного по отделу внутренних дел надо всегда ориентировать так, чтобы группа для осмотра собиралась до приезда к следователю (если по условиям расположения учреждений, в которых работают участники осмотра и места происшествия, это возможно). В таком случае у следователя всегда есть время, хоть и ограниченное, для выполнения перечисленных действии.
|
|
На пути к месту происшествия следователь мысленно повторяет основные положения предстоящего осмотра, зависящие от его особенностей (осмотр трупа, места дорожно-транспортного происшествия, кражи и т. д.). По прибытии на место следователь получает информацию о происшествии от находящихся на нем лиц (работников милиции, очевидцев, лиц, первыми обнаруживших происшествие). Это важная информация, так как люди находятся под впечатлением происшедшего и на их восприятие не воздействуют последующие события. После получения информации, проведения неотложных оргмероприятий (охрана места, удаление посторонних, подбор понятых и др.) следователь осуществляет предварительный обзор места происшествия, в ходе которого намечает последовательность осмотра, планирует его. Затем инструктирует участников, разъясняет им их права и обязанности и проводит осмотр. Организация собственно осмотра органически связана с его тактикой и зависит от характера происшествия, его места, условий осуществления осмотра.
Организация следственного эксперимента начинается с анализа материалов уголовного дела и принятия решения о производстве эксперимента. Затем определяются его цели, место, время, участники, необходимый реквизит, опытные действия, их содержание и последовательность. Продумывается тактический аспект следственного эксперимента, что влияет на организацию. При необходимости планируется обзор (или осмотр) места будущего эксперимента, реконструкция, расположение понятых и участников эксперимента на месте. Планируются объем сведений, который надо сообщить каждому участнику эксперимента о содержании и последовательности производимых опытных действий, консультации со специалистами. Следователь осмысливает характер связи эксперимента с другими следственными действиями, планирует осуществление иных действий (например, истребование справки метеостанции о погоде в месте эксперимента в интересующий момент, собирание сведений об изменениях места эксперимента с определенного времени и др.). На основе изложенного составляется план проведения следственного эксперимента. Организационная работа по подготовке эксперимента в зависимости от его вида и содержания может быть и небольшой по объему.
Непосредственно перед экспериментом следователь производит инструктаж всех участников. Руководство действиями статистов, других участников осуществляется в соответствии с планом (формы, способы связи, команды и пр.).
Приведем пример организации следственного эксперимента. Расследовалось дело по обвинению Ч. в убийстве Н. Материалами было установлено, что Н. после танцев в сельском клубе по пути домой, в ночное время подрался с водителем автомобиля ЗИЛ-555 (самосвал) Ч. Последний с целью убийства пытался наехать автомобилем на Н., а когда тот увернулся, то Ч., преследуя его по полю, сделал несколько кругов автомобилем. Спасаясь от преследования, Н. вскочил на противоположную от водителя подножку автомобиля. Продолжая движение автомобилем направо по кругу, Ч. резко открыл правую дверцу кабины и столкнул Н. с подножки, вследствие чего последний упал на землю и, попав под заднее колесо автомобиля, был смертельно травмирован. Обвиняемый Ч. показал, что он не смог бы резко открыть правую дверцу кабины автомобиля, так как мал ростом, а потому не дотянется до дверцы. Кроме того, управляя автомобилем при движении по кругу радиусом 20-30 метром, невозможно на ходу резко открыть и закрыть правую дверцу.
С целью проверки показаний Ч. и определения возможности совершения указанных действий (на ходу движения автомобиля ЗИЛ-555 по кругу определенного диаметра резко открыть и закрыть противоположную от водителя дверцу кабины) был проведен следственный эксперимент. Организуя его, следователь проконсультировался со специалистом по эксплуатации и движению автомобилей о безопасности предстоящего эксперимента и его содержании. По условиям безопасности и тактическим соображениям (явная заинтересованность в отрицательном результате эксперимента) обвиняемый Ч. в нем участвовать не мог. Следователь освидетельствовал Ч. для установления его телосложения, тщательно зафиксировав его рост, длину рук, ног, размах рук. После чего был подобран водитель такого же класса, как Ч., сходный с ним по телосложению, а по указанным параметрам телосложения полностью совпадающий с Ч. Этому водителю и другим участникам эксперимента (специалисту, понятым) была подробно объяснена цель и содержание предстоящих опытных действий. Эксперимент был организован следующим образом. Понятые, следователь, специалист наблюдали со стороны, как водитель двигался на автомобиле, но кругу с разной скоростью и на ходу свободно резко открывал как бы толчком правую дверцу кабины автомобиля. Эксперимент был осуществлен на ровной грунтовой площадке, а затем повторен в поле.
Основные элементы организации обыска – собирание ориентирующей информации об объекте обыска, подбор участников и распределение обязанностей между ними. Обыск, как правило, – срочное следственное действие, что накладывает отпечаток и на объем подготовительной работы. Обязателен инструктаж участников. При организации обыска необходимо предусмотреть: способ прибытия к месту и проникновения на него; наблюдение за обыскиваемыми; охрану некоторых их них; участие работников милиции. Без работников милиции следователю обыск делать не следует. Это связано не только с возможностью сопротивления, но и с качеством самого обыска.
Определенные сложности имеет организация предъявления для опознания живых лиц. Основной недостаток этого следственного действия, нередко встречаемый на практике, – недостаточное сходство предъявляемых для опознания лиц. Происходит это вследствие слабой организации, подготовки этого следственного действия. У следователя мало возможностей подобрать сходных лиц непосредственно перед предъявлением. Поэтому он должен поручить подбор таких лиц работникам милиции хотя бы за день до следственного действия. Последние используют возможности органа внутренних дел (в органе, особенно с утра, бывает немало граждан: посетители, приглашенные по различным вопросам). Поэтому опознание лучше всего проводить в первой половине дня. Работник, занимающийся подбором лиц, предъявляемых для опознания, должен перед этим видеть опознаваемого, что помогает подобрать людей с большей степенью сходства. Разумеется, используется и помощь общественности, особенно в случае неотложности предъявления для опознания.
Следователю необходимо проследить за тем, чтобы опознающий не мог видеть опознаваемых перед предъявлением для опознания. С этой целью проводится инструктаж малоопытных работников милиции. Предполагается обязательное участие в предъявлении для опознания или содействии в нем работника милиции. При организации следственного действия надо обращать внимание и на другие его детали: после приглашения опознаваемых и их взаиморасположения следователь не может выходить из помещения, в котором производится следственное действие, до входа в него опознающего; внешний вид предъявляемого не должен резко отличаться от внешнего вида других опознаваемых (небрит, помятая одежда и т.п.).
Например, по одному из сложных дел в г. Краснодаре следователь, предложив опознаваемому занять любое место среди двух других лиц, вышел в коридор, чтобы пригласить опознающего свидетеля. После предъявления для опознания подозреваемый потребовал отменить этот факт в протоколе, утверждая, что следователь сказал свидетелю о месте его расположения. По этому же делу при предъявлении другому свидетелю подозреваемый потребовал отметить в протоколе, что на его обуви отсутствуют шнурки, что является признаком его нахождения под стражей, по которому свидетель опознал его. Подобные недостатки в организации предъявления для опознания могут подорвать доказательное значение этого следственного действия.
В организации предъявления для опознания обязательно надо предусмотреть беседу с опознающим перед началом следственного действия. Следует помнить о душевом состоянии этого участника, особенно если опознаваемый подозревается или обвиняется в насильственном преступлении в отношении опознающего или его близких. Надо напомнить опознающему о важности предстоящего действия и в то же время успокоить его.
Объем подготовки к допросам различен в зависимости от вида этого следственного действия, его значения в конкретном расследовании. Организация допроса подозреваемого и обвиняемого обязательно включает собирание сведений о личности допрашиваемого, изучение материалов уголовного дела и иной информации, планирование предстоящего допроса. Могут производиться другие следственные действия для собирания дополнительных доказательств. Что касается допросов свидетелей, то организационно-подготовительные действия незначительны по объему. Ввиду распространенности этого следственного действия следователь не в состоянии осуществлять большую подготовку к допросам свидетелей, да этого практически и не требуется. Организация помимо чисто технических действий (вызов и др.) содержит мысленное определение места данного допроса в системе расследования, предполагаемого (в самом общем виде) содержания предстоящих показаний, план допроса. Организационная сторона этого следственного действия тесно (теснее, чем других действий) связана с тактикой. Тактический аспект допроса – первоочередной и объемный, ибо в допросе встречается прямое противодействие следователю. В допросе сильно проявляется психологическая борьба, и поэтому особую важность приобретают способы действий и линия поведения следователя.
Необходимый и важный элемент любого расследования – организация проверки любых данных о невиновности подозреваемого (обвиняемого). Для всесторонности, объективности и полноты расследования, сведения до минимума и искоренения судебных ошибок, влекущих негативные для гражданина последствия, необходимо, на наш взгляд, положение процессуального закона, обязывающее следователя, оперативного работника (работника милиции) по делу проверять любые оправдательные данные, содержащиеся не только в показаниях обвиняемого, но и полученные из любого иного источника – следственных и иных действий.
Таковы общие положения организации следственного действия.
Составные элементы иных процессуальных действий (вынесение постановлений о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого и др.) аналогичны организации следственных действий, хотя и имеют некоторые особенности. Одна из них – большой объем умственной деятельности, предшествующей собственно действиям. Иные процессуальные действия можно подразделить на действия, заключающие властные решения следователя по делу и управляющие процессом расследования, и все остальные. Принятию решения предшествует исследование информации, консультации с коллегами, руководством, прокурором, изучение научной и иной литературы. Оценивая информацию, следователь приходит к выводу о необходимости процессуального действия. Принятое решение оформляется в виде постановления. Вторая группа иных процессуальных действий не требует значительной подготовки, ибо они носят большей частью организационно-подготовительный характер (вызов свидетеля на допрос и др.).
Организация окончания расследования включает осмысливание следователем всей собранной информации, всех доказательств по делу. Следователь должен проверить, все ли следственные версии исследованы, нет ли непроверенных версий, противоречащих собранным доказательствам, устранены ли эти противоречия, нет ли непроверенных данных, оправдывающих обвиняемого. Только после такой всесторонней оценки следователь должен принимать решение об окончании расследования. На наш взгляд, после принятия такого решения следователь должен готовить обвинительное заключение по делу. Как отмечалось, подготовка обвинительного заключения в это время позволяет следователю уже к моменту ознакомления с материалами дела обвиняемого, потерпевшего и других участников процесса хорошо знать, держать, так сказать, в уме все материалы дела, его обстоятельства. Это поможет качественно и быстро оценить заявленные ходатайства участников процесса.
Организуя ознакомление обвиняемого с материалами дела, следователь обязан помнить о положении уголовно-процессуального закона, не ограничивающего по существу время ознакомления. Надо учитывать и время, отводимое законом для выбора обвиняемым конкретного защитника. Только в случае попыток со стороны обвиняемого и его защитника затягивания окончания дела следователь вправе своим мотивированным постановлением установить определенный срок для ознакомления с делом. При этом следователь должен руководствоваться весьма льготным временем для прочтения всех материалов дела с короткими паузами между каждым материалом (постановлением, протоколом, документом), а также в зависимости от сложности расследования отводить несколько часов на осмысливание всех материалов обвиняемым и защитником. Нетрудно заметить, что время для ознакомления с делом отводится примерно, но с запасом. Продолжительность этого времени зависит от объема уголовного дела.
Итак, организация следственного действия – это определение его структуры, подготовка и руководство ходом действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Организация – это упорядочение расследования посредством определения и конкретизации его целей, планирования, создания условий для качественного производства следственных и иных действий, руководства деятельностью.
Организация представляет собой структурирование деятельности, выявления ее основных элементов и определения их сочетания в ходе расследования.
Организационно-аналитическая деятельность – это интеллектуальный процесс определения и конкретизации обстоятельств, подлежащих установлению по делу, следственных и иных действий, посредством которых эти обстоятельства устанавливаются и сочетание указанных действий в конкретном расследовании. Первичным результатом организационно-аналитической деятельности является мысленная модель предстоящего расследования. Посредством организационно-аналитической деятельности формируется структура расследования и осуществляется ее качественное совершенствование в ходе производства по делу.
- Структурно организационный процесс включает целеопределение, планирование, создание условий и руководство расследованием.
- Целеопределение – интеллектуальный процесс определения и конкретизации обстоятельств, подлежащих установлению по делу. Происходит это посредством конкретизации основных направлений поиска ориентирующей и доказательственной информации по делу с использованием сведений о типичных фактических данных, образующихся в данной ситуации (криминалистическая характеристика преступлений). При дефиците информации строятся следственные версии; из каждой версии выводятся логические следствия. Таким путем определяются обстоятельства, подлежащие установлению по делу, т.е. тактические цели расследования.
- Планирование – это интеллектуальный процесс определения сил и средств, необходимых для достижения сформированных (определенных) целей расследования; процесс определения этих сил и средств в пространстве и времени. Посредством планирования определяются следственные и иные действия, время, место и участники их производства. Путем планирования фиксируются результаты интеллектуальной организационно-аналитической деятельности, мысленная модель расследования.
Планом определяется направление расследования – сочетание следственных и иных действий, производимых для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу.
- Под условиями в расследовании понимаются материальные, ресурсные, информационные и иные факторы, обеспечивающие его и способствующие оптимизации расследования.
- Руководство расследованием – это интеллектуальная деятельность и действия следователя и иных субъектов расследования, направленные на оптимизацию следственных и иных действий, на законное и оптимальное выполнение участниками расследования своих обязанностей.
В сочетании указанные элементы и составляют организационный процесс расследования. Криминалистикой они разработаны в целом полно.
Одной из важных задач криминалистики является дальнейшее развитие теоретических основ организации расследования. Нуждаются в совершенствовании теория взаимодействия в расследовании, соотношение (сочетание) организации с методикой расследования и криминалистической тактикой.
Разрешение теоретических вопросов организации расследования будет способствовать совершенствованию практики деятельности правоохранительных органов, повышению эффективности и качества борьбы с преступностью.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛДОВАНИЯ
Величкин С.А. Организация расследования преступлений. Л. 1985.
Влезько Д.А. Организационные функции начальника следственного отдела в расследовании преступлений. Краснодар, 2004.
Гутерман М.П. Организационные мероприятия следователя в процессе расследования преступлений. М., 1983.
Головин М.В. понятие целеопределения в расследовании. Краснодар, 2005.