Организация первоначального этапа расследования

 

Начальный этап уголовно-процессуальной деятельно­сти может иметь несколько форм в зависимости от того, кем было обнаружено происшествие (сведения о собы­тии), и подследственности очевидного или предполагае­мого на момент сообщения преступления. Мы рассмат­риваем его применительно к предварительному следст­вию.

Начальный этап имеет напряженный характер. В ог­раниченный отрезок времени следователь решает ряд сложных организационных вопросов: определяет и кон­кретизирует цели расследования, создает следственно-оперативную группу, планирует расследование, избирает его направление, мобилизует участников расследования.

Изложенное содержание организации характерно для расследования тех преступлений, которые проявляются как происшествия (убийства, кражи, грабежи и др.). Комплекс организационных мер осуществляется по сле­дующей схеме: обнаружение происшествия – реакция органа дознания – осмысливание и оценка информации следователем – предварительная проверка (при необхо­димости) – организация неотложных первоначальных следственных действий – определение предмета рассле­дования и конкретизация предмета доказывания – опре­деление структуры расследования.

Другие расследования отличаются тем, что их на­чальный этап, в частности обнаружение признаков пре­ступления, не является происшествием. Поэтому Дейст­вия органа дознания, следователя большей частью не но­сят срочного, чрезвычайного характера. На основе оцен­ки исходной информации путем непроцессуальных дей­ствий собираются данные о признаках конкретного пре­ступления. В ходе проверки определяется предмет и в основном структура расследования. Для решения вопро­са о возбуждении уголовного дела нередко требуется производство большого количества непроцессуальных действий (дела о хищениях государственного имущества, некоторых должностных и хозяйственных преступлени­ях).

Характерная особенность начального этапа расследо­вания заключается еще и в том, что часть его осуществ­ляется не следователем, а работником органа дознания. Следователь вступает в процесс либо на стадии возбуж­дения уголовного дела, возбуждая его, либо после про­изводства неотложных следственных действий. Структу­ра расследования к этому времени частично создана. Следователю необходимо критически оценить работу, проделанную работниками дознания. Особенность орга­низации расследования в таких случаях – большое на­пряжение. За короткий срок следователю приходится изучить материалы уголовного дела, оценить правиль­ность созданной структуры расследования, собранные до­казательства, принять решение о направлении расследо­вания, а также ряд ответственных процессуальных ре­шений (об избрании меры пресечения, о привлечении в качестве обвиняемого и др.).

Иногда следователь, выполнив первоначальные неот­ложные действия, практически устраняется от расследо­вания, предоставляя органам полиции устанавливать преступника непроцессуальными средствами. Это грубое нарушение принципа пропорциональности и сочетания следственных и иных действий в расследовании: свое­временно не собираются доказательства, нарушается и принцип информированности. Следователь, по существу, не руководит расследованием. Все это снижает уровень и качество расследования. Такая практика недопустима.

В предварительной проверке могут участвовать должностные лица контрольных, инспекционных орга­низаций. Действия таких лиц должны осуществляться с ведома следователя. В настоящее время закон не регла­ментирует и не предусматривает форм организационно­го, процессуального руководства следователями должно­стных лиц организаций, участвующих в проверках, а также работников органов дознания (кроме права следо­вателя требовать от последних предоставления материа­лов). Практика настоятельно требует предоставления следователю права дачи поручений и указаний органам дознания и в период предварительной проверки мате­риалов о преступлениях. Поскольку есть реальная по­требность в этом, то следователи нередко действуют по аналогии с предварительным следствием: дают органам дознания поручения и указания, чаще в устной форме, ставят интересующие их вопросы перед должностными лицами, осуществляющими ведомственную проверку. Полагаем, что это верная практика.

С возбуждением уголовного дела появляется потреб­ности в быстром одновременном производстве несколь­ких следственных действий. Важно получить доказа­тельственную информацию о существе преступления и его основных обстоятельствах. Отдельные следственные действия по поручению следователя могут выполняться оперативными работниками, т. е. характерно отступле­ние от функционального принципа взаимодействия.

Большинство первоначальных следственных и иных действий носят неотложный характер. Неотложность – категория оценочная. Границы неотложного периода оп­ределяет следователь, нередко условно.

Первоначальным можно считать этап расследования от возбуждения дела до предъявления обвинения в простых и усложненных расследованиях. В слож­ных и особо сложных первоначальным будет этап произ­водства неотложных следственных действий. В результа­те первоначального этапа собирается доказательственная и иная информация, на основе которой строятся следст­венные версии и составляется план расследования. Пер­воначальный этап расследования осуществляется непре­рывно. В нем могут участвовать дежурные части органов внутренних дел, оперативно-розыскные службы, специа­листы экспертных и иных учреждений, участковые, а также подразделения органов внутренних дел (ГБДД, вневедомственная охрана, отряды милиции особого назначения и др.). Следователь и работники названных органов находятся в различных функциональных связях, определенных уголовно-процессуальными законами и ведомственными нормативными актами.

В организации первоначального этапа расследования значительна роль дежурных частей органов внутренних дел. На дежурные части возложена обязанность координации первоначальных неотложных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Они принимают решение о проверочных действиях по сообщению о происшествии, преследовании преступника по горячим следам, направлении на место следственно-оперативной группы. В предусмотренных ведомственными нормативными актами случаях дежурные части действуют по типовым ситуационным планам (различные особо опасные преступления, введение чрезвычайного положения и др.).

На первоначальном этапе расследования возникает необходимость в организации первоначальных неотложных следственных действий. Они производятся в соответствие с рекомендациями методик расследования отдельных видов преступлений. На основе полученной информации конкретизируются обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу. Совокупность этих обстоятельств образует предмет расследования. Строятся следственные версии, выводятся логические следствия из каждой версии. Таким путем определяются все обстоятельства, подлежащие установлению по делу.

Одновременно с этим следователь определяет следственные и иные действия, которые надо произвести для установления каждого из указанных обстоятельств. Создается структура предстоящего расследования.

Итак, организация начального этапа расследования заключается в определении сил и средств для неотложных действий, взаимодействии участников, определении целей и планировании расследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: