Коммуникационный процесс: элементы, этапы, барьеры

Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

4 базовых элемента коммуникационного процесса:

1. отправитель – лицо, генерирующее идеи, объем информации, собирающее и передающее ее

2. сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов

3. канал связи – средство передачи информации

4. получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Процесс обмена информацией реализуется этапами:

1. Зарождение идеи: отправитель решает, какую идею или сообщение сделать предметом обмена

2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова или символы (вербальное оформление), а также жесты, мимику (невербальное оформление)

3. Передача. Она может осуществляться устными или письменными сообщениями от одного лица к другому или посредством почты и других каналов связи (телефон, компьютерные сети и т.д.)

4. Декодирование. Перевод символов сообщения в мысли получателя.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отзыва начальному отправителю, который теперь играет роль получателя.

ШУМ. Шумом называют то, что искажает содержание. Источники шума варьируют от языкавербальном или невербальном оформлении) к расхождениям в восприятии, которые могут усложнять точную передачу информации.

 

 

Рис.68. Коммуникационный процесс

 

Рис. 69. Типы коммуникационных барьеров

Управлять коммуникацией – это значит:

1) определять цели коммуникации;

2) определять пути достижения этих целей;

3) планировать с учетом ресурсов и ситуаций конкретные действия;

4) организовывать реализацию этих планов;

5) координировать взаимодействия компонентов коммуникационного процесса;

6) контролировать;

7) корректировать процесс по результатам коммуникации

Для формирования и реализации коммуникационной политики в Орг создаются службы связи с общественностью, обеспечивающие надежные контакты с целевыми аудиториями и эффективную обратную связь.

Для более эффективной коммуникации, для оценки любого сообщения применяется методика «5С» коммуникации (по первым английским буквам ее составляющих)

Clarity – ясность

Completeness – полнота

Conciseness – краткость

Concreteness – конкретность

Correctness – корректность

Рис. 70. Формула Лассвелла

 

Рис.71. Модель Р. Якобсона


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: