Функциональная модель Р. Якобсона

В модели коммуникации или речевого события, по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода. Контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой; понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации. Передаваемая информация в большинстве случаев не является неким объективированным знанием – то есть не ограничивается сугубо когнитивным (познавательным) аспектом. В процессе коммуникации человек пользуется экспрессивными элементами, чтобы выразить гнев, иронию или радость и т.п, он, безусловно, передает информацию – о себе, это субъективная информация.

Таким образом, речевой акт (речевое действие) может выполнять ряд функций. Если понять, что делает говорящий посредством речи, можно предположить, зачем он это делает, т.е. определить основную функцию его высказывания. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов:

1) как ведет себя говорящий (серьезен, шутит, высокомерен, холоден, и пр.). Именно эта характеристика речевого поведения может быть важна обоим (всем) участникам КП, вызывать протест адресата («Не дерзи!», «Не хвастайся!») или удовольствие, понимание и т.п.;

2) что за действие он совершает по отношению к собеседнику (спрашивает, приказывает, просит, разрешает, запрещает, советует, приветствует, благодарит, дразнит, хвалит, любопытствует, любезничает, резонерствует, хвастается, жалуется, хамит, восторгается, негодует, брюзжит обижается и пр.), побуждая того к невербальной реакции;

3) что он высказывает по поводу предмета сообщения, как он трактует обсуждаемый факт (утверждает, выясняет, отрицает, предполагает, подвергает сомнению, выражает его желательность или необходимость и пр.).

Трудности, возникающие при ответе на любой из этих вопросов, могут свидетельствовать о невыраженности, неявности, неопределенности того или иного аспекта речевого действия и соответствующей функции у высказывания. Напротив, минимальные структуры комментирования указывают на наличие определенной функциональной нагрузки.

На рисунке 5.3 изображена модель коммуникации в интерпретации одного из французских сайтов, посвященных журналистике, политике, теории массовой информации и коммуникации:

  КОНТЕКСТ Референтивная функция то есть главная функция сообщения, соотносимая с предметом, о котором идет речь. Если сообщение направлено на контекст – речь идет о референтивной функции  
ОТПРАВИТЕЛЬ Выразительная функция Эмотивная функция сосредоточена на адресанте и имеет своей целью прямое выражение говорящего к тому, о чем он говорит. «Она связана со стремлением произвести впечатление определенных эмоций у реципиента» – неважно, идет ли речь о подлинных или притворных чувствах. Чисто эмотивный слой языка представлен междометиями. Эта функция окрашивает все высказывания в определенную тональность. СООБЩЕНИЕ Поэтическая функция Поэтическая функция языка – сосредоточение, направленность внимания на сообщение ради него самого (а не ради референта, контакта или адресата). Это наиболее важная функция в поэтическом сообщении (произведении искусства), хотя во всех прочих видах речевой деятельности она выступает как вторичный, дополнительный компонент. Анекдот, в котором миссионер упрекает свою паству в одном из африканских племен, что они ходят голые. «А как же ты сам?отвечали те, указывая на его лицо.Разве ты сам кое-где не голый?«Да, но это же лицо».«А у нас повсюду лицо»,ответили туземцы. ПОЛУЧАТЕЛЬ Конативная функция (побудительная) термин, относящийся к интрапсихическим (мотивационным и волевым) и интерпсихическим (межличностными) процессам регуляции поведения. Этот термин образует триаду вместе с терминами «когнитивный» (познавательный) и «аффективный» (повышенно-эмоциональный, нервный)
  КОНТАКТ Фатическая функция Существуют сообщения, основное назначение которых состоит в том, чтобы установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал (установлен ли контакт с реципиентом). Эта направленность на контакт и выражается в фатической функции и осуществляется она посредством обмена риторическими формулировками или даже целыми диалогами, единственная функция которых – поддержание коммуникации. Если цель сообщения – адресат, то мы имеем дело с фатической функцией  
  КОД Металингвистическая функция Функция, выражающая установку на «код», т.е. на язык, используемый в коммуникативном акте; «На метаязыке» говорят о самом языке. Метаязык играет очень важную роль не только для лингвистов и для науки в целом, но и в нашем повседневном языке. Мы пользуемся метаязыком, не осознавая метаязыкового характера наших операций (например, «Вы говорите по-русски?» или «Вы понимаете, о чем я говорю?») (например, в учебнике английского языка для русских русский язык является М., а английский – языком-объектом),  

Рис. 5.3. Модель Якобсона

Модель Якобсона в различных ее вариантах применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. В духе лингвистики Пражской школы, эта модель телеологична ( телеологический — целенаправленный; телеологичный. Словарь русских синонимов. ТЕЛЕОЛОГИЯ, и, ж. Учение, считающее, что всё в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределённой Богом или природой целью. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949), то есть показываетпредназначение, функции языка.

Современная социолингвистика, теория коммуникации и социология коммуникации также заимствовали модель Якобсона для описания коммуникативных процессов. В отличие от швейцарского языковеда, основателя структурной лингвистики, Фердинанда де Соссюра (точнее, от понимания идей Соссюра большинством его последователей), предлагавшего изучать языковую систему «в себе и для себя», эта модель может учитывать не только сам язык, но и пользователя языка, включенного наблюдателя.

Идею наблюдателя ввел в научный обиход Нильс Бор, знавший Р.О. Якобсона, автор принципа дополнительности в физике и в науке вообще. Этот принцип можно сформулировать следующим образом: нет антагонистических противоречий, описания разных наблюдателей дополняют друг друга. Примечательно, что идею дополнительности Н. Бор выдвинул первоначально на примере разнообразия языков мира


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: