Who says what to whom in which channel with what effect?

Гарольд Дуайт Лассвелл (H.D. Lasswell, 1902-1978) – американский исследователь коммуникации в политической сфере, оказавший существенное влияние на современную политологию и теорию массовой коммуникации. Учился в университетах Чикаго, Лондона, Женевы, Парижа и Берлина, преподавал в Чикаго (1922-1938), затем в Йейльском университете, (1938-1976), работал в Вашингтонской школе психиатрии (1938-1939), руководил исследованиями военной коммуникации в библиотеке Конгресса США (1939-1945), был также профессором права в университете Нью-Йорка (1970-1973), читал лекции в университетах всего мира, давал консультации многочисленным американским правительственным учреждениям. Г. Лассвелл изучал изменения в распределении ценностных систем в обществе под влиянием власти. Ценности он определял как желательные цели, а власть – как участие в решениях; политическая власть рассматривалась им только как средство преднамеренного влияния на других людей. Автор книг: Politics: Who Gets What, When, How (1936) – об элите как первичном держателе власти; Power and Society: A Framework for Political Inquiry (1950, с А.Капланом) – о личности, индивидуальности, группе и культуре; Psycho-pathology and Politics (1930) – о средствах перевода желания доминировать в здоровое русло; World Politics and Personal Insecurity (1935); Power and Personality (1948) – о тех политиках, которые во власти ищут избавления от собственных комплексов. В изучении политической сферы Лассвелл призывал к сотрудничеству социальные и биологические науки, не чужды ему были и теория систем, функциональный и ролевой анализ, контент-анализ. Другие работы Лассвелла: Propaganda Technique in the World War (1927); World Revolutionary Propaganda (с Д.Блюменштоком, 1939), Politics Faces Economics (1946); The Policy Sciences: Recent Developments in Scope and Method (с Д Лернером, 1951); The Future of Political Science (1963).

Формула Лассвелла считается классической, ее можно встретить во всех учебниках по теории коммуникации, массовой коммуникации, социальной психологии, социологии и политологии.

В каком-то смысле формула Г. Лассвелла также представляет собой свернутую модель коммуникации. Вот как «развернута» эта модель в виде схемы в курсе по теории коммуникации одного из американских университетов:

Рис. 5.1. Схема формулы Лассвелла

Автор модели в качестве ответа на вопросы Лассвелла выделяет следующих участников и элементы коммуникативного акта:

· Коммуникатор;

· Сообщение;

· Канал;

· Получатель;

· Последствия.

Далее он намечает сферы исследования коммуникации в соответствии с предложенным разделением ролей участников:

исследование управления,

исследование содержательной стороны коммуникации,

исследование коммуникативной среды,

исследование аудитории,

исследование коммуникативного воздействия.

В представленных моделях отсутствуют барьеры. [См, модель проф. Шрама в книге Н.П. Резникова. Маркетинг в телекоммуникациях]

 
 

Источник Приведение в знаковую Послание

систему потребителя

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: