II. Общественная мысль

XIV—XVвв. — время острых религиозных споров на Руси. Это было связано прежде всего с падением Византии, заключением Флорентийской унии, превращением Русской православной церкви фактически в автокефальную (самостоятельную).

К XIV—XVвв. относится и распространение русских ересей. В 70-х гг. XIVв. возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Она носила рационалистический характер, иными словами, пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть религиозные идеи, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники разоблачали нравы духовенства, коррупцию в рядах церковных иерархов. Они считали, что священником может быть каждый образованный и праведный человек, не обязательно рукоположенный в сан. В 1375г. новгородские стригольники были казнены.

Сам Иван III долгое время терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью. Государство было не прочь провести секуляризацию, т. е. изъять обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. Кроме того, в церкви были достататочно популярна идея верховенства духовной власти над светской.

В самой церкви существовали два течения. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук и поэтому отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники — иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы она могла заниматься широкой благотворительностью. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит уговаривать, увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

После того как на церковном соборе 1503г. Иван III под давлением иосифлянского большинства духовенства отступился от идеи секуляризации, он прекратил и поддержку еретиков. В 1504г. они были сожжены по приговору церковного собора. После этого и отношение иосифлян к вопросу о соотношении светской и духовной властей изменилось. Если раньше Иосиф Волоцкий утверждал, что «священство превыше царства», то теперь писал, что царя следует «почитать».

Впоследствии после примирения власти и церкви оформилась идея о Москве как «третьем Риме». Ее выдвинул игумен Псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях к князю Василию III в 1510-1511гг. Согласно этой теории, в истории христианства последовательно существовало три великих центра. Первый из них — Рим пал из-за отступления от истинного христианства, второй — Константинополь — из=за Флорентийской унии. Ныне же, утверждал Филофей, этот центр находится в Москве, а четвертому не бывать. Утверждение о Москве — «третьем Риме» призвано было служить возвеличиванию московских государей, но одновременно — утверждению исключительного значения религии и церкви. Это учение служило идейным обоснованием враждебности ко всему иноземному, религиозной нетерпимости, самоизоляции.

Помимо этого, великокняжеская власть стремилась утвердить идею своего древнего происхождения, пытаясь противостоять претензиям церкви на верховенство. В Кремле было составлено «Сказание о князьях Владимирских», провозгласившее происхождение великокняжеского рода от самого Августа-кесаря. Таким образом, утверждалась исконность самодержавного правления в Русском государстве. В тоже время, иностранное происхождение правящей династии подчеркивало ее положение в качестве силы, пришедшей извне для правления. Тем самым она возвышалась над всеми слоями русского общества, не исключая и высшей аристократии. Государь на этом основании мог смотреть на любых своих подданных, как на холопов.

III. Архитектура.

Русская архитектура тяжело пережила нашествие. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIVв. Москва.

Среди новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне (конец XIIIв.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине (вторая половина XIVв.). Все это сравнительно небольшие храмы, мощные, одноглавые. Отличительная черта новгородского зодчества XIVв. — богатое декоративное украшение церковных фасадов.

В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIVв. В 60-х гг. XIVв. при Дмитрии Донском сооружен первый на Северо-Востоке каменный Кремль. Древнейшими сохранившимися до наших дней памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (1400г .), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422— 1423гг.). Московские храмы создавались по образцу, главным образом, владимирских великокняжеских соборов, но они более приземисты, почти лишены резьбы.

Самыми знаменитыми храмами конца XVв. стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1475—1479гг. и необычайно нарядный Благовещенский собор, возведенный в 1484—1489гг. псковскими мастерами. В 1491г. под руководством венецианских зодчих Марка Фрязина и Пьетро Антонио Солари была построена Грановитая палата, а в 1505-1509гг. архитектор Алевиз Новый возвел Архангельский собор, ставший впоследствии усыпальницей русских царей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: