Средневековые орнаментальные мотивы в обоях от Уильяма Морриса

Первый дизайн обоев, выполненный Моррисом это "Садовая решетка", прообразом которой, предположительно, стала декоративная ограда его собственного сада в Бекслихите (Bexleyheath) в графстве Кент. Эскиз был нарисован в 1862 году, но неудачные опыты с печатью на базе цинковых пластин, собственно обои мануфактура Morris & Co напечатала лишь в 1864 году. Первым серийным печатным образцом обоев стал более простой дизайн Daisy, выполненный в виде живописного "гербария" из полевых цветов. Источник вдохновения для Daisy - настенный ковер XV-го века, иллюстрировавший Хроники Фройссарта. Однако специалисты связывают легкие цветочные мотивы Daisy и с французскими средневековыми гобеленами, получившими наименование mille-fleur (тысяча цветов). Эти два графических дизайна, а также следующие графические работы – Pomegranate ("Гранат"), несомненно подверглись влиянию средневекового орнамента, что приближает живописную манеру Морриса с идеями Джона Рёскина и работами прерафаэлитов.

Дизайн "Садовая решетка" Дизайн "Гранат" Дизайн "Акант"

Для разработки новых эскизов художник применял зарисовки садовых растений, произрастающих вблизи его дома или привезенных из путешествий по Англии, а так же гербарии и гравюры XVI-го XVII-го веков (из собрания своей небольшой коллекции, включающей и знаменитый Gerard’s Herball), старинные гобелены, рукописи и текстиль. Уильям Моррис стал автором 50 оригинальных разработок для печати обоев, в которых прослеживается привязанность к витиеватым и путанным орнаментам – явного желания замаскировать естественный механический повтор рисунка. Его фабрика выпустила 49 видов обоев, авторами которых стали другие художники, приверженцы эстетики "Искусств и ремесел".

Следует отметить своеобразную деталь, точно характеризующую тогдашние нравы: несмотря на собственные искусные разработки и передовые взгляды на интерьерный декор, для оформления собственного дома Kelmscott House в Хаммерсмите (Hammersmith) Уильям Моррис использует текстильную драпировку. Несмотря на высокую стоимость обоев произведенных на его фабрике и отпечатанных вручную, он богатый человек и эстетический сноб, свои собственные обои рассматривает всего-навсего в качестве дешевой замены традиционному декору стен.

Однако благодаря художественными и технологическим экспериментам Морриса в обществе уже назрела эстетическая революция, и все более и более состоятельных буржуа заказывало фабрике Morris & Co оригинальные печатные обои. Так что к 80-м годам 19 века многочисленные гиды по отделке и декорированию домов рекомендовали обои Морриса, приводя иллюстрации и советы по подбору цвета и стиля. Кульминацией роста популярности графических образов, стал процесс подражания - другие проектировщики и изготовители обоев заполнили рынок дешевыми обоями стилизованными под Морриса. А к концу века интерьер от Morris & Co стал показателем артистической атмосферы для домов людей из среднего класса.

Фирменные плоскостные графические стилизации флористических мотивов, изобретенные Моррисом позволили художникам отойти от классических орнаментов (что не смогли такие графисты-"первопроходцы", работающие со средневековой этнической символикой как Огюстюс Шарлю Пюжану (Augustus Charles Pugin) или Оуен Джонс (Owen Jones). Новое поколение английских и частично европейских проектировщиков впитало реформаторское наследие Морриса, и получило большую свободу в рисунке и сюжетной вариативности (например обои дизайна английского архитектора Чарльза Войси (Charles Voysey).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: