Культура РусиX -начала XIII веков.
Культура (лат. – возделывание, обрабатывание)
все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей.
!!!Культура – это не только произведения искусства, но и
определенные идеи, представления, идеалы, стереотипы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык!!!
| Этапы в развитии культуры Древней Руси: | ||||||
| I этап | Культура восточного славянства – традиции язычества. | |||||
| II этап | Культура Киевской Руси – синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии. | |||||
| III этап | Культура периода раздробленности – на базе культуры Киевской Руси создавались культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности. | |||||
| Особенности древнерусской культуры | ||||||
Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание народа, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру. | ||||||
Русь складывалась как равнинное государство, открытое воздействие тех народов, которые проживали на русских землях в процессе их освоения. | ||||||
Византийская церковная и религиозная культура была сначала предметом освоения, затем – образцом для подражания. | ||||||
| Письменность, грамотность, школы | ||||||
| Письменность | Археолог Д. В. Авдусин в 1949 г. нашел глиняный сосуд начала Х века с надписью «горушна» (пряность) написанной славянской письменностью | Находка дает понять, что письменность на Руси была уже в дохристианский период. В IX веке была составлена кириллица – первая русская азбука (Кирилл и Мефодий). | ||||
| XI век, получают распространение переводные сочинения | «Александрия» - жизнь Александра Македонского «Девгениево деяние» - о подвигах воина Дигениса Изборник Святослава(1073 г.) – сборник народных нравоучительных рассуждений. | Противени – копии документов. Толмач – переводчик. Пергамент - обработанная телячья или баранья кожа для письма. | ||||
| Грамотность – XI век | Школы открывались при церквях и монастырях уже при Владимире I и Ярославе Мудром. Сестра Владимира Мономаха – Янка, открыла школу для девочек из богатых семей при женском монастыре. | Распространены школы были только в городах, но на тот период времени в них могли учиться все слои населения. Граффити – надписи, выцарапанные на стенах церквей. Это были размышления о жизни, жалобы и молитвы. | ||||
| Летописи | ||||||
| Конец Х века | Первая летопись (от Рюрика до Владимира Святого, не сохранилась) | Летопись – погодное изложение событий. Летопись – государственное дело, появилась сразу после введения на Руси христианства. Писали и переписывали летописи, как правило, церковнослужители. | ||||
| Эпоха Ярослава Мудрого | Вторая летопись (включила первую + некоторые новые материалы, не сохранилась) | |||||
| 60-70-е годы XI века– митрополит Иларион | Писал ее под именем монаха Никона | |||||
| 90-е XI века | Следующий свод появился во времена Святополка | |||||
| XII век (1113 год) – монах Киево-Печерского монастыря Нестор | «Повесть временных лет» - первая дошедшая до нас летопись, поэтому ее и принято считать первой на Руси. | Была необычной летописью, она приобретала философско-религиозную окраску и включала в себя, помимо красочного описания событий, рассуждения летописца | ||||
| Архитектура | ||||||
Х век Десятинная церковь в Киеве (Успения Богородицы) заложена в 989 году | Построена греческими мастерами, первая русская церковь!!! | |||||
XI век Храм Святой Софии в Киеве Храм Святой Софии в Новгороде Храм Святой Софии в Полоцке Спасо-Преображенский собор в Чернигове Золотые Ворота в Киеве Киево-Печерский монастырь (Лавра) | Все строения имеют крестово-купольную форму, пришедшую на Русь из Византии после крещения, также как и само каменное строительство. 1) в основе квадрат, расчлененный 4-мя столбами; 2) прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест. | |||||
XII век Успенский собор во Владимире (1160 г.) Храм Покрова на Нерли (1165) Дмитровский собор во Владимире (1197) | Архитектура периода раздробленности. С распадом Руси поток национального искусства не иссяк, а разбился на множество рукавов. Со 2-й половины 12в.большинство храмов о днокупольные, строились из Плинфы (от греч. «плинтос» - кирпич) | |||||
Георгиевский собор в Юрьеве- Польском Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове Церковь Храм Спасо-Нередицыпод Новгородом (1198 г.) Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.) | Золотые ворота во Владимире | |||||
| Литература | ||||||
| Фольклор | «Слово о полку Игореве» - неудачный поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году. «Сказание о Борисе и Глебе» «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси» | Фольклор – устное народное творчество. | ||||
| 40-е XIвек, митрополит Иларион | «Слово о законе и благодати» | Изложено место Руси в мировой истории. Первый литературный автор. | ||||
| XI век, монах Иаков | «Память и похвала Владимиру» | Необходимо понимать, что Сказание, Хождение, Чтение, Житие – это жанры Древнерусской литературы. | ||||
| XI век, монах Нестор | «Чтение о житии Бориса и Глеба» | |||||
| XII век, Владимир Мономах | «Поучение детям» - книга о том, каким должен быть настоящий князь. | |||||
| XII век, игумен Даниил | «Хождение игумена Даниила в святые места» | |||||
| Даниил Заточник | «Слово» и «Моление» | |||||
| XII век, митрополит КлиментийСмолятич | «Послание» священнику Фоме | |||||
| XII век, епископ Кирилл | «Притча о человеческой душе» | |||||
| Начало XIII века | Киево-Печерский Патерик | История основания Киево-Печерского монастыря и первых монахов. | ||||
| Живопись | ||||||
| Фресковая и мозаичная живопись | | Мозаика – изображение, собранное из стеклянных цветных кусочков или смальты. | ||||
| Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной. | |||||
| Иконопись XII-XIII в.в. Первый известный иконописец монах Киево-Печерского монастыря Алимпий. | "Владимирская Богоматерь" (написана, по преданию, евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Греции и до 1155 года находилась в Киеве) «Ангел златые власы» (конец XII века (1151-1200)) «Спас нерукотворный» «Ярославская оранта» | Икона – от греч. «эйкон» - изображение, образ. Писались по канонам, пришедшим из Византии. Новгородская школа живописи характеризуется реальностью изображения и его простотой. Ярославская школа живописи. | ||||
| фольклор | ||||||
| Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были составной частью древнерусской культуры. | Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. | |||||
| музыка | ||||||
| Лютни, гусли, свирели инструменты Скоморохи, певцы, танцоры | Языческие традиции | ||||
Быт народа.

Выводы:
Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание народа, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру.
Храм Святой Софии в Новгороде
Храм Святой Софии в Полоцке
Спасо-Преображенский собор в Чернигове
Золотые Ворота в Киеве
Киево-Печерский монастырь (Лавра)
Храм Покрова на Нерли (1165) Дмитровский собор во
Владимире (1197)
Георгиевский собор в Юрьеве- Польском
Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове
Церковь Храм Спасо-Нередицыпод Новгородом (1198 г.)
Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.)
"Владимирская Богоматерь" (написана, по преданию, евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Греции и до 1155 года находилась в Киеве) «Ангел златые власы» (конец XII века (1151-1200))
«Спас нерукотворный» «Ярославская оранта»






