Механизм воздействия иппотерапии

Физиологический уровень воздействия. Нормальная температура тела лошади выше температуры человека на один – полтора градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях и во всем организме, и, в том числе, улучшает кровоснабжение мозга. Для обездвиженного больного очень важна, так же, имитация движений человека, идущего нормальным шагом. Тазобедренная область и нижние конечности всадника на лошади, идущей шагом, имитируют сложные трехмерные движения идущего человека. У всадника работают практически все группы мышц. Необходимость удерживать равновесие на движущейся лошади заставляет всадника синхронизировать работу мышц спины, туловища, шеи, конечностей. В работу включаются мышцы, которые у человека бездействуют, даже не будучи пораженными. Все это формирует динамический стереотип, который всадник – человек с ограниченными возможностями – переносит из верховой езды в повседневную жизнь.

Психосоциальный уровень воздействия. У большинства лиц с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства и представление о своем теле, а также осознание себя как личности – словом, все то, что формирует и определяет взаимоотношения человека с миром. Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию, необходимость управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее, доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям, с которыми больной ребенок взаимодействует.

Эмоциональное воздействие. При этом важно иметь в виду, что это высокое эмоциональное воздействие. Ведь лошадь такая красивая, добрая, живая! Она смотрит на ребенка огромными умными глазами, тянется мягкими губами за угощением, уютно фыркает и приветливо кивает головой. К тому же, она такая высокая, что, сидя в седле, ребенок сам кажется себе огромным и сильным. И она слушается тебя, подчиняясь движениям тела ребенка! Ведь лошадь не видит разницы между здоровым человеком и инвалидом. Больной человек, особенно ребенок, забывает на время о своей болезни, ощущает себя здоровым и сильным – и постепенно становится таковым.

Именно такое комплексное воздействие и позволяет достичь наибольшего эффекта в лечении, реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностям.

Участники процесса иппотерапии представлены пациентом, лошадью, инструктором, коноводом и, если необходимо – страховщиком. Учитывая специфику пациента – особые, перечисленные выше заболевания и возраст – лошадь, инструктор, коновод и страховщик должны быть специально подготовлены. Именно поэтому технология организации иппотерапии включает в себя:

– подготовку кадров,

– организацию материального обеспечения занятий иппотерапией,

– подготовку системы занятий.

Подготовка кадров предполагает не только специальное обучение коновода и страховщика, но, прежде всего, инструктора–иппотерапевта – специалиста, прошедшего специализацию по иппотерапии. У этого специалиста обязательно должно быть базовое образование (наилучший вариант, если у иппотерапевта высшее медицинское, физкультурное, психологическое или педагогическое образование), также он должен пройти специализированное обучение методам иппотерапии с получением соответствующего документа (сертификата, диплома).

Иппотерапевт, прошедший специальное обучение, должен также хорошо владеть искусством верховой езды, знать о мерах безопасности, обладать практическим опытом в данной области. Чем глубже его знания основ, натренированность и способность оценивать и анализировать биомеханическое воздействие лошади на данного конкретного пациента, тем выше уровень лечения.

Все иппотерапевты обязаны хотя бы на среднем уровне уметь ездить верхом в седле и без седла на всех аллюрах – шаге, рыси и галопе, уметь сидеть позади пациента на лошади – «езда вдвоем», и иметь хороший опыт работыс лошадью. Иппотерапевт, не имеющий навыков верховой езды, не может подобрать упражнения, которые будут максимально эффективны на занятиях. Специалист – иппотерапевт должен точно знать имеющиеся нарушения в здоровье и состоянии пациента и особенности протекания болезни, к тому же курс иппотерапии не должен идти вразрез с общим курсом реабилитации пациента, а наоборот должен быть встроен в коррекционные программы. Именно поэтому иппотерапевт обязан изучить историю болезни, иметь навык составления индивидуальных программ реабилитации с учетом показаний и противопоказаний к занятиям иппотерапией.

Материальное обеспечение занятий по иппотерапии предполагает наличие следующих элементов:

– лошадь,

– место для занятий,

– оборудование и приспособления,

– экипировка для занимающихся.

Лошадь для занятий иппотерапией должна быть специально подготовлена именно для этой цели. Она должна быть здорова физически и психически, уравновешена, спокойна, небоязлива, послушна и доверчива к человеку. Для этого она должна пройти соответствующий тренинг, обучающий длительной ходьбе шагом, с частыми спокойными остановками, с усиленной активностью всадника с разнообразным неспокойным поведением. Она должна быть опытной и немолодой. Оптимальный возраст лошади – не моложе 5 лет и не старше 20 лет. Ее высота должна давать возможность эффективной страховки. И быть в среднем 55см в холке. Движения лошади должны быть ритмичными, эластичными, пружинистыми, продуктивными в зависимости от индивидуальных потребностей всадника

Лошадь для иппотерапии должна быть физически и психологически здорова, ухожена, добронравна и иметь правильные аллюры.

Место проведения занятия включает в себя:

– Плац на открытом воздухе (в летнее время). Плац должен иметь соответствующие размеры (не меньше чем 20х200м для занятий иппотерапией) и быть огороженным забором. Грунт на плацу должен быть ровным, мягким, хорошо впитывающим влагу.

– Манеж для лечебной верховой езды. Стандартный манеж (в зимний период) – закрытая площадка размером по периметру пола 20 на 20 метров. Если нет возможности иметь такой манеж, можно приспособить помещение и другого размера. При этом в манеже большего размера необходимая площадка выделяется невысоким переносным ограждением. В маленьком манеже следует ограничивать количество лошадей: например, при индивидуальных занятиях иппотерапией в манеже размером 20м на 20м одновременно могут работать 4 лошади. Манежи меньшего размера недопустимы.

Экипировка для занимающихся верховой ездой включает в себя одежду, обувь и дополнительное снаряжение. Джинсы или еще какие-то штаны должны быть достаточно свободными, чтобы всадник чувствовал себя удобно. Их ткань не должна туго обтягивать тело или давить на бедра, таз или живот. Во многих случаях подходят тренировочные штаны. Но в холодную погоду для тепла под тренировочными штанами должны быть одеты длинные нижние штаны. Если у всадника чувствительная кожа или она легко натирается, надо внимательнее относиться к швам на штанах. Куртка не должна быть слишком длинной, чтобы всадник не мог сесть на ее полы. Молнии, пуговицы или застежки на куртке должны быть застегнуты. Иначе свободно болтающиеся части одежды будут отвлекать внимание лошади и всадника. Часто бриджи предпочтительнее, чем джинсы, при этом неплохо снизу надеть длинные шелковые нижние штаны или колготки. В специальных магазинах, торгующих конским снаряжением, можно даже приобрести специальные нижние штаны с защитной подкладкой из материала типа замши, как на обычных бриджах.

Защитный шлем – наиболее важная часть экипировки всадника. Шлем должен быть хорошо подогнан. Плохо подогнанный или неподходящий шлем лишает всадника возможности правильно сидеть на лошади; такой шлем не дает всаднику нормально держать голову, а неправильное положение головы мешает поддерживать равновесие при езде верхом. Согласно рекомендациям NARHA, шлем должен быть снабжен ремешком и гибким козырьком (или без козырька). Следует носить шлем как при езде верхом, так и при работе с лошадью на земле или при управлении повозкой

Снаряжение подбирается индивидуально для каждого всадника. Никакое снаряжение не должно прикреплять всадника к лошади. Оно не должно ограничивать возможности всадника и не должно влиять на его равновесие, движения или контакт с лошадью. Оно не должно причинять всаднику неудобств или мешать ему, причинять неудобства лошади или подвергать риску ее здоровье. Кроме того, решение о применении специального снаряжения принимают терапевт и инструктор.

Поводья также играют немаловажную роль в экипировке. Существует много возможностей приспособить поводья к особым нуждам конкретного всадника. Стоит использовать такие поводья, длину которых можно менять. Регулировать длину поводьев всадникам, у которых слишком слабые руки, или которые плохо управляют своими движениями, помогают поводья-«лестница» и поводья с петлями.

Уздечка и тип удил должны соответствовать темпераменту лошади и пройденному ею обучению. Чтобы защитить рот лошади от воздействия нескоординированных движений рук всадника, вместо уздечки можно использовать недоуздок, как следует его подогнав. Если занятие происходит в закрытом манеже, то большинство лошадей двигаются одинаково хорошо и с уздечкой, и с недоуздком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: