В своей работе "Социология религии" Вебер разбирает самую позднюю мировую религию Передней Азии - ислам. Он пишет: "В начальном периоде, когда Мухаммед приобщал к своей эсхатологической религии участников религиозных собраний в Мекке, сторонники ислама отрекались от мира, но уже в Медине и в ходе дальнейшего развития первоначальной общины ислам стал национальной арабской и прежде всего сословно ориентированной военной религией"[1].
Сторонники ислама были представителями военных родов. Религиозная заповедь священной войны требует в первую очередь не обращения в свою веру мирным путем, а покорения народов, исповедующих чуждые религии, “пока они не станут смиренно платить дань”. Это в сочетании со значением военной добычи превращает ислам в религию господ. Важнейшие элементы его хозяйственной этики носят чисто феодальный характер. Наиболее благочестивые мусульмане первого поколения были и наиболее богатыми или, вернее, более всего разбогатевшими благодаря военной добыче. Роль этого имущества, приобретенного посредством военной добычи, и политического веса, как и богатства вообще, полностью противоположна протестантскому мировоззрению. В мусульманской религии ничего не говорится об аскезе, наоборот с одобрением говорится о пышном одеянии, благовониях и тщательно причесанных бородах благочестивых мусульман. Вебер пишет, что Мухаммед сказал состоятельным людям, явившимся к нему бедно одетыми: Бог, даруя человеку благосостояние, “хочет видеть его следы”. Богатый обязан жить в соответствии с требованиями своего сословия; это находится в сильнейшем противоречии с хозяйственной этикой протестантов.