Глава 1. Священное Писание

ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ

ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ

ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ

Вестминстерское исповедание веры

Издано:

Published by

 

Free Presbyterian Publications

133 Woodlands Road

Glasgow

G3 6LE

Scotland, Шотландия

The Westminster Confession of Faith

Free Presbyterian Publications

© 2000

 

 

ISBN 0 902506 51 X

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Свободная пресвитерианская церковь Шотландии с большим удовольствием публикует Вестминстерское исповедание веры, Полный катехизис и Краткий катехизис на русском языке.

Эти документы – непревзойденное изложение доктрин Слова Божьего, составлены на основании Писания и утверждены многими выдающимися реформатскими теологами в 1643-48 гг. Целые поколения христиан по всему миру глубоко ценили эти труды с самого начала их издания, потому что они оказывали большую помощь в изучении Слова Божьего.Гарантируя огромную духовную пользу, мы рекомендуем всем, в чьи руки попадет эта книга, внимательно и молитвенно прочитать ее. Мы молимся, чтобы Святой Дух использовал этот труд в духовном возрождении и пробуждении русскоязычных народов.

Свободная пресвитерианская церковь Шотландии открыто признает, что Писания Ветхого и Нового Заветов являются Словом Божьим, а доктрины, изложенные в Вестминстерском исповедании веры и катехизисах – учением на основании истин Слова Божьего.

 

 

Пастор Д. А. Росс

Член отечественного и зарубежного комитета

Свободной пресвитерианской церкви Шотландии

 

 

ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Священное Писание

2. Бог - Святая Троица

3. Божие вечное установление

4. Творение

5. Провидение

6. Падение человека, грех и наказание за него

7. Завет Бога с человеком

8. Христос - посредник

9. Свободная воля

10. Действенное призвание

11. Оправдание

12. Усыновление

13. Освящение

14. Спасительная вера

15. Покаяние в жизнь

16. Добрые дела

17. Неотступность святых

18. Уверенность в благодати и спасении

19. Закон Божий

20. Христианская свобода и свобода совести

21. Поклонение Богу и субботний день

22. Законные клятвы и обеты

23. Гражданская власть

24. Брак и развод

25. Церковь

26. Общение святых

27. Таинства

28. Крещение

29. Вечеря Господня

30. Церковные меры воздействия

31. Синоды и соборы

32. Состояние человека после смерти и

воскресение мертвых

33. Последний суд

Глава 1. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

 

1. Хотя свет природы и дела творения и провидения настолько доказывают благость, мудрость и силу Божию, что оставляют людей без извинения1, все же их недостаточно для того, чтобы дать то познание Бога и Его воли, которое необходимо для спасения2. Поэтому Господу было угодно многократно и многообразно открывать Себя, и объявлять Свою волю Его Церкви3; а затем, для лучшего сохранения и распространения истины и для более надежного упрочнения и утешения Церкви против испорченности плоти, злобы сатаны и мира – полностью записать ее4, что и делает Священное Писание в наивысшей степени необходимым5, поскольку прежние способы, которыми Бог открывал Свою волю Своему народу, ныне прекратились6.

2. Под Священным Писанием, или записанным Словом Божиим, которое содержится во всех книгах Ветхого и Нового Заветов, подразумеваются следующие книги:

 

ВЕТХОГО ЗАВЕТА:

Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Книга Иисуса Навина, Книга Судей Израилевых, Книга Руфь, 1 Книга Царств, 2 Книга Царств, 3 Книга Царств, 4 Книга Царств, 1 Книга Паралипоменон, 2 Книга Паралипоменон, Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь, Книга Иова, Псалтирь, Книга Притчей Соломоновых, Книга Екклесиаста, Книга Песни Песней Соломона, Книга Пророка Исаии, Книга Пророка Иеремии, Книга Плач Иеремии, Книга Пророка Иезекииля, Книга Пророка Даниила, Книга Пророка Осии, Книга Пророка Иоиля, Книга Пророка Амоса, Книга Пророка Авдия, Книга Пророка Ионы, Книга Пророка Михея, Книга Пророка Наума, Книга Пророка Аввакума, Книга Пророка Софонии, Книга Пророка Аггея, Книга Пророка Захарии, Книга Пророка Малахии.

 

НОВОГО ЗАВЕТА:

Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна, Деяния святых Апостолов, Послание Иакова, 1 послание Петра, 2 послание Петра, 1 послание Иоанна, 2 послание Иоанна, 3 послание Иоанна, Послание Иуды, Послание к Римлянам, 1 послание к Коринфянам, 2 послание к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Ефесянам, Послание к Филиппийцам, Послание к Колоссянам, 1 послание к Фессалоникийцам, 2 послание к Фессалоникийцам, 1 послание к Тимофею, 2 послание к Тимофею, Послание к Титу, Послание к Филимону, Послание к Евреям, Откровение Иоанна Богослова.

 

Все они даны по вдохновению Божию, чтобы быть правилом веры и жизни7.

3. Книги, обычно называемые Апокрифами, не будучи богодухновенными, не входят в канон Священного Писания; поэтому они не имеют авторитета в Церкви Божией, и их не следует одобрять или применять с каким-либо отличием от других человеческих писаний8.

4. Авторитет Священного Писания, из-за которого Священному Писанию нужно верить и подчиняться, основывается не на свидетельстве какого-либо человека или Церкви, но всецело на Боге (Который есть сама истина) – Авторе Священного Писания; а поэтому Священное Писание должно принимать, поскольку оно является Словом Божиим9.

5. Свидетельство Церкви может тронуть нас и побудить к глубокому и благоговейному почитанию Священного Писания10, поскольку небесная природа его содержания, действенность учения, величие стиля, согласие всех его частей, замысел в целом (который состоит в том, чтобы воздать всю славу Богу), полное в нем раскрытие единственного пути спасения человека, и много других несравненных превосходств и совокупность совершенства являются доказательствами, посредством которых оно обильно подтверждает, что является Словом Божиим; но, невзирая на это, наша полная убежденность и уверенность в его непогрешимой истине и Божественном авторитете проистекают из внутреннего действия Святого Духа, свидетельствующего в наших сердцах посредством Слова и с ним11.

6. Весь замысел Божий относительно всего, что необходимо для Его собственной славы, спасения человека, веры и жизни – либо ясно изложен в Писании, либо его можно вывести из Писания путем правильного и неизбежного заключения; к Священному Писанию никогда нельзя что-либо прибавлять – будь-то новые откровения Духа, или предания человеческие12. Тем не менее, мы признаем, что внутреннее просвещение Духом Божиим является необходимым для спасительного постижения того, что открыто в Слове13, и что существуют определенные обстоятельства, относящиеся к поклонению Богу и к управлению Церковью, которые являются общими как для человеческого общества, так и для его деятельности, и должны быть упорядочены светом природы и христианской рассудительностью, согласно общим правилам Слова, которые должны соблюдаться всегда14.

7. Не все в Писании одинаково очевидно само по себе, или одинаково понятно для всех15; но то, что необходимо знать, во что верить и соблюдать для спасения так ясно представлено и открыто в том или ином месте Писания, что не только ученые, но и не ученые, должным образом используя обычные средства, могут достичь достаточного их понимания16.

8. Ветхий Завет на древнееврейском языке (который был родным языком народа Божия в древние дни) и Новый Завет на греческом языке (который во время написания его был наиболее известен народам), будучи непосредственно богодухновенными и сохраненными в чистоте во всех веках Его исключительной заботой и провидением, таким образом, являются подлинными17; так что во всех спорных вопросах веры, в конечном счете, Церковь должна обращаться к ним18. Но, поскольку с языками оригиналов знакомы не все люди Божии, имеющие право на Писание и заинтересованные в нем, и которым заповедано в страхе Божием читать и исследовать его19, посему Писание должно быть переведено на родной язык каждого народа, которого оно достигает20, чтобы, со Словом Божиим, обильно обитающим во всех, они могли поклоняться Ему надлежащим образом21, и терпением и утешением из Писаний могли сохранять надежду22.

9. Непогрешимым правилом толкования Писания является само Писание; поэтому, когда возникает вопрос об истинном и полном значении какого-то места из Писания (которое не многозначно, а однозначно), его нужно исследовать и познавать на основании других мест, говорящих более ясно23.

10. Высший Судья, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных взглядов в вере и за проверкой всех постановлений соборов, взглядов древних писателей, учений человеческих и личных суждений, и на чье решение мы должны уповать, может быть не кто иной, как Святой Дух, говорящий в Писании24.

 

1 Римлянам 2:14,15 “Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую”. Римлянам 1:19,20 “Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так-что они безответны”. Псалом 18:2,3,4 “Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их”. Римлянам 1:32 “Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют”. Римлянам 2:1 “Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же”.

2 1 Коринфянам 1:21 “Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих”. 1 Коринфянам 2:13,14 “Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно”.

3 Евреям 1:1 “Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках”.

4 Притчи 22:19-21 “Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?”. Луки 1:3,4 “То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен”. Римлянам 15:4 “А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду”. Матфея 4:4,7,10 “Он же сказал ему в ответ: написано: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”. Иисус сказал ему: написано также: “не искушай Господа Бога твоего”. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи””. Исаия 8:19,20 “И когда скажут вам: “обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям”, тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света”.

5 2 Тимофею 3:15 “Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса”. 2 Петра 1:19 “И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших”.

6 Евреям 1:1,2 “Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил”.

7 Луки 16:29,31 “Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят”. Ефесянам 2:20 “Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем”. Откровение 22:18,19 “И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей”. 2 Тимофею 3:16 “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности”.

8 Луки 24:27,44 “И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах”. Римлянам 3:2 “Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие”. 2 Петра 1:21 “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”.

9 2 Петра 1:19,21 “И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”. 2 Тимофею 3:16 “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности”. 1 Иоанна 5:9 “Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем”. 1 Фессалоникийцам 2:13 “Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас верующих”.

10 1 Тимофею 3:15 “Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины”.

11 1 Иоанна 2:20,27 “Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте”. Иоанна 16:13,14 “Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам”. 1 Коринфянам 2:10-12 “А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога”. Исаия 59:21 “И вот, завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века”.

12 2 Тимофею 3:15-17 “Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Галатам 1:8,9 “Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема”. 2 Фессалоникийцам 2:2 “Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как-бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов”.

13 Иоанна 6:45 “У пророков написано: “и будут все научены Богом”. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне”. 1 Коринфянам 2:9-12 “Но, как написано: “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога”.

14 1 Коринфянам 11:13,14 “Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него?”. 1 Коринфянам 14:26,40 “Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию. Только все должно быть благопристойно и чинно”.

15 2 Петра 3:16 “Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания”.

16 Псалом 118:105,130 “Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых”.

17 Матфея 5:18 “Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота и ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все”.

18 Исаия 8:20 “Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света”. Деяния 15:15 “И с сим согласны слова пророков, как написано”. Иоанна 5:39,46 “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне”.

19 Иоанна 5:39 “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне”.

20 1 Коринфянам 14:6,9,11,12,24,27,28 “Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Но, если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу”.

21 Колоссянам 3:16 “Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу”.

22 Римлянам 15:4 “А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду”.

23 2 Петра 1:20,21 “Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”. Деяния 15:15,16 “И с сим согласны слова пророков, как написано: “Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее”.

24 Матфея 22:29,31 “Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией; А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом”. Ефесянам 2:20 “Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем”. Деяния 28:25 “Будучи же несогласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим чрез пророка Исаию”.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: