«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось воспитателю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Основным методологическим приемом в работе современного музея, является ИНТЕРАКТИВНОСТЬ - когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
|
|
· Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
· Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
· Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
· Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
· Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
· Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
·.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
· Формирование у дошкольников представления о музее.
· Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
· Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
· Развитие речи и расширения словарного запаса.
· Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
· Воспитание культуры поведения.
Направления деятельности музея:
- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини- музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.
|
|
- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.
- Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и занятий по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны и т.д.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к детям, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка.
Задачами воспитателяявляются:
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Если музейное занятие сохраняет преемственность с традиционными формами работы, такая организация деятельности требует такие формы работы, как детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейное занятие, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятия, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
- занятия с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
|
|
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы:
· Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
· Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
· Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.
|
|
· Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
· Доступность.
· Наглядность.
· Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
· Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
· Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
· Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Для организации работы воспитатели используют такие формы организации работы с детьми:
I. Ежедневные
· коллекционирование вместе с детьми;
· создание мини-музеев;
· работа клуба «Друзья музея».
II. Еженедельные:
o Игры музейного содержания по формированию художественной культуры.
· игры-развлечения «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «На стойбище у хозяина тайги», «Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука».
· Игры путешествия: «Едем в цирк», «Путешествие на стойбище», «Откуда родом бабушкин сундук».
· Интеллектуально – творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;
· Игры – эстетические упражнения:
· «Закрась поднос», «Закончи узор»;
o Заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т.д.).
o Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку)
III.Периодические.
Проведение в мини-музеях тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея)
Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству.
В процессе создания музейного комплекса всю работу делят на этапы:
Подготовительный этап. В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения.
Практический этап. Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется.
В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближения. Наладились партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев используются различные части групповых комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Работа по созданию мини-музея в группе начинается с опроса родителей. Проводится анкетирование, с целью узнать, что родители знают о музеях, посещают ли родители с детьми музеи и какие, чтобы они могли предложить для создания мини-музея в группе. После анализа анкет родителей, проводятся беседы с детьми и как результат, организовуются мини-музеи.
Пример: наш мини-музей «Хлеба». Целью организации музея стал анализ наблюдений за детьми, анализ уровня сформированности у детей гражданской позиции, бережного отношения к продукту жизнедеятельности, к культуре.
В предварительном этапе в создании музея организовали коллекции зерна, сортов муки, поделок из соленого теста и организовали праздник «День рождение музея «Хлеб».
Созданию музея повлияла проблемная ситуация: дети не имели представления о хлебе, как продукте труда многих людей, о взаимосвязи этого продукта с широким слоем общественной общезначимой жизнью с национальным государственным самосознанием.
Исходя из этих направлений выделились цели:
-воспитание патриотичности и национального самосознания детей;
-уважение к труду взрослых;
-воспитание бережного отношения к продукту;
-формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности.
Работа в музее тесно связана со многими сторонами жизни в дошкольном учреждении. Здесь проходят и знакомство с производством хлеба, и занятия по изодеятельности, по конструированию, и экспериментальная и исследовательская деятельность, и работа по проектной деятельности, и тесная взаимообратная работа с родителями, и приобщение к миру прекрасного через музейное восприятие окружающего.
Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов и привнесение новых. Экспонатом предмет становится только тогда, когда он «обрастает» своей историей. Тогда экспонат интересен детям, становится своим и значимым, ребенок может об этом экспонате рассказывать много и долго.
При правильной постановке работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.