Регенерация теплоты является одним из способов увеличения термического КПД цикла. На рис. 6.10 показана принципиальная схема ТВД с регенерацией теплоты. Основное отличие этого двигателя от ГТД, рассмотренных выше, состоит в том, что в нём имеется теплообменник (ТО), в котором выходящие из турбины (Т) газы передают часть своей теплоты
воздуху, поступающему в теплообменник из компрессора (К). Подогрев воздуха в теплообменнике уменьшает количество теплоты, которое необходимо подвести к нему в камере сгорания (КС) для обеспечения заданной температуры цикла
. Очевидно, регенерация теплоты возможна только при условии, что температура газа за турбиной больше температуры воздуха за компрессором (
Идеальный цикл такого двигателя составляют следующие процессы
(рис. 6.11):
![]() | ![]() |
| Рис. 6.10. Схема ТВД с регенерацией тепла | Рис. 6.11. Цикл ТВД с регенерацией тепла |
1) процесс 1-2 - адиабатное сжатие во входном устройстве (ВХ) и компрессоре (К);
2) процесс 2-2
- изобарный подвод теплоты q
к воздуху в теплообменнике (ТО);
3) процесс 2
- 3 -изобарный подвод теплоты q
в камере сгорания (КС);
4) процесс 3-4 -адиабатное расширение в турбине (Т);
5) процесс 4-4
- изобарный отвод теплоты q
от горячего газа в теплообменнике (ТО);
6) процесс 4
-1 - изобарный отвод теплоты q
в атмосферу.
В Т, s- координатах количество теплоты
, отдаваемой газом в теплообменнике, эквивалентно площади c4
4d, а такое же количество теплоты, получаемой в теплообменнике воздухом, - площади a2 2
b. Очевидно, что эти площади равны.
Максимальная температура, до которой может быть нагрет воздух в теплообменнике, равна температуре газа за турбиной (
). В этом предельном случае в регенерации участвует максимальное количество теплоты 
Степенью регенерации
называется отношение действительного количества теплоты, участвующей в регенерации, к максимально возможному:

В реальных ГТД с регенерацией теплоты
<1.
Термический КПД рассматриваемого цикла определяется по известному выражению
.
Применение регенерации, как видно из рис. 6.11, уменьшает теплоты
и
на одно и то же значение
. Но так как q
< q
, то это уменьшение приводит к снижению отношения
/q
, т.е. к увеличению
. Таким образом, при равных параметрах цикла двигатель, в котором реализован цикл Брайтона с регенерацией теплоты, имеет более высокое значение термического КПД и, следовательно, лучшую экономичность, чем двигатель без регенерации.








