Почему символы интернациональны

В отличие от речи, символы – язык общий для людей разных национальностей. Поясним это на графических знаках, которые являются упрощением символа. Скажем, в любой стране, увидев на двери знак с условным изображением женщины или мужчины, мы безошибочно догадаемся о назначении комнаты за этой дверью.

Не столь очевиден факт, отмеченный Е. Блаватской в ее книге «Тайная доктрина». Как известно, японская и китайская письменность основаны на иероглифах. Один иероглиф тождественен не одной букве (или звуку), а целому понятию: любви, болезни и т. п. Так вот, оказывается, что японец, не понимающий звучания ни одного слова на китайском языке, сможет общаться с китайцами посредством письма. Они вполне поймут друг друга, ибо их письмо символично.

И если иероглифы дают возможность понимать друг друга лишь отдельным народам, то символы природы интернациональны, понятны всем. Фильм о пожаре, снятый русским кинематографистами, без перевода поймут, скажем французы. Француз, также как и русский, будет переживать за девочку, оказавшуюся в кольце огня. Он также испытает страх при виде языков пламени даже на экране. И, наконец, почувствует успокоение, когда счастливое завершение фильма отразится показом скромной трапезы спасшихся героев у костра.

Символ огня органически вошел в бессознательное всех людей. Вспомните переносные значения этого символа: «пожар в сердце», «сгорел на работе», «очистительный огонь раскаяния» или «совесть жгла его душу». Таким образом, аналитик снов при их толковании должен включить все свое воображение, всю интуицию, чтобы понять смысл появление огня в каждом конкретном случае. Это воображение поможет аналитику снов обнаружить некий неосознанный аспект, который не указан ни в одном соннике. И эта его способность очень важна при толковании сновидений. Ведь не существует абсолютно идентичных сновидений. А похожие по внешнему сюжету сны всегда имеют отличающийся в нюансах смысл. Эта схожесть и различие в понимании снов подобны анатомической схожести людей и различиям конкретных лиц.

Представьте ученика художественной школы, который изучает строение человека и отражает его на листе бумаги. Прежде чем он научится изображать лицо любимой, он сделает сотни набросков людей, не похожих ни на кого.

Источником вдохновения и воображения толкователя снов являются древние мифы и сказания – обобщенные сны человечества.

Юнг предположил, что всем людям свойственны какие-то первосхемы поведения и образа мыслей. Что психика человека генетически несет в себе содержания, присущие всему человечеству. Эти содержания Юнг назвал архетипами.

Таким образом, психическое начало человека, как и строение его тела, своими корнями уходит вглубь веков. И чтобы понять психику человека, его бессознательное, его сновидения, следует обратиться к древне мифологии – этому сосуду «коллективного бессознательного» (понятия, также введенного Юнгом).

Стихии и темперамент

Самое большое внимание люди издавна уделяли четырем стихиям – огню, воздуху, воде и земле. Считалось, как отмечала Е. Блаватская, что эти элементы лишь обличья вдохновляющих их духов. Для древних народов это были Боги – независимые и устрашающие, способные разрушать или поощрять. Философы находили, что в стихиях объединены силы слепые и разумные. Современная цивилизация свела сущность стихий к простым химическим элементам, их составляющим. Однако, когда эти стихии-первоэлементы появляются в наших сновидениях, мы меньше всего думаем о таблице Менделеева.

Бессознательное, эта древнейшая часть человека, по-прежнему воспринимает стихии так же, как наши далекие предки, т. е. как проявления духов. Когда гремит гром и полыхает огонь, мы встречаемся с Богом огня – Зевсом или Агни. Перед нами появляется Бог воды Нептун – когда священная река или фонтан поглощает нас. Бог воздуха, проявляющийся в ураганах и бурях (Вайю и Индра). Бог Земли, выражающий себя в землетрясениях (Плутон). Три божества: Огня, Воздуха и Воды были небесными Богами. Но Боги Земли относились к низшему, земному царству (Боги Ян, Плутон, Озирис).

В школьных учебниках до сих пор можно встретить пренебрежительное разъяснение, что религии древних были просто отражением их страхов перед непонятным проявлением стихий. Нет, принципы их верований были более возвышенны. В обожествлении природных сил заключалось умение различать материальное и духовное в силах Природы. Христианство принесло с собой верование в Триединого Бога. Но взаимодействие Божественного и Природного прослеживается и в нем. Можно вспомнить притчу из Евангелия от Луки. Христос с учениками переправлялись в лодке через озеро. Он заснул. А на озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и были они в опасности. Все испугались, видя, что погибают, и разбудили своего наставника, и «Он встав запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина» (гл. VIII, 24).

В настоящее время сильные экстрасенсы (как, например, Альберт Игнатенко) также обладают способностью «утишать» ветер или «вызывать» солнце. Проявление таких способностей относится к разряду феноменов. Оно непонятно на разумном уровне. Да и сами экстрасенсы не способны объяснить, как они это делают. В этих случаях очевидна связь бессознательной силы человека и Природы. Не найдены пока объяснения и для таких феноменов, как ясновидение, телепатия, вещие сны, хотя факты их проявления уже не отрицаются.

Заметим здесь, что не только стихиям, но и всем предметам присуща двойственная сторона – материальная и духовная. Через свою духовную природу предметы несут нам сообщения в наших сновидениях.

А пока продолжим наше путешествие к истокам понимания духовной стороны природных сил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: