Экзистенциальные конфликты личности и принципы их разрешения

Формирование и развитие личности сопряжено с переживанием и разрешением экзистенциальных конфликтов, т.е. кризисов существования. Ученые, сторонники экзистенциальной психотерапии считают, что экзистенциальный конфликт является следствием обострившейся конфронтации с одной или несколькими «данностями существования субъекта». Ключ к решению этой глобальной проблемы можно найти в учении В.И. Вернадского о ноосфере. Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. В.И. Вернадский писал о том, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека [15]. Естественно, что стараясь оторваться от природного, абстрагироваться от своей генеральной миссии развития природы (бесконечного продолжения), «вырывание» собственного «Я» из социального контекста (семьи, рода, социума), человек обречен на экзистенциальный конфликт между данностями существования».

К «данностям существования» И. Ялом относил конечные факторы, как неотъемлемые и неизбежные составляющие человеческого бытия: смерть, свободу, экзистенциальную изоляцию и бессмысленность. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить рассматривается учёными как центральный экзистенциальный конфликт. Свобода как конечная данность представляется человеку однозначно позитивным явлением. Но именно она как первичный принцип порождает ужас, ибо в экзистенциальном смысле «свобода» - это отсутствие внешней структуры, защищающей нас, т.е. бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве (в основе) и структуре [4]. Экзистенциальная изоляция - это экзистенциальный конфликт между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому. При обосновании бессмысленности как конечной данности существования, Ирвин Ялом выстроил следующую логическую цепочку рассуждений: мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; ничто изначально не предначертано; каков смысл в нашем существовании. В этих вопросах, сформулированных ученым, отражена суть экзистенциального конфликта порожденного дилеммой, стоящей перед ищущим смысла человеком, брошенным в «бессмысленный мир» [38]. Соответственно, рассмотренным проблемам развития личности, принято говорить о четырех ее экзистенциальных конфликтах:

1)между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить;

2)между осознанием собственной свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь;

3)между осознанием собственного глобального одиночества и желанием быть частью большего целого;

4)между потребностью в некой структуре, смысле жизни и осознанием безразличия вселенной, не предлагающей нам конкретных смыслов.

Нередко в жизни человека все эти виды экзистенциального конфликта сливаются в единую проблему личностного кризиса. Он тесно связан с фактором времени и с возрастом имеет тенденцию к нарастанию. Последнее обусловлено постепенным сужением временной перспективы человека. Центральным звеном к разрешению названных конфликтов является смыслообразующий мотив [17].

По утверждению Д.А. Леонтьева, смыслообразующий мотив выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей; интересов; склонностей; идеалов; ценностных ориентаций; убеждений; способностей; волевых, эмоциональных, интеллектуальных и характерологических особенностей.

Его отсутствие или слабая выраженность выражается в низкой продуктивности учебной и трудовой деятельности человека. Оно снижает его ответственность за свою судьбу, активность в самых разных сферах жизни, а также облегчает действие деструктивных психологических защит личности. Экзистенциальный конфликт может возникнуть в любом возрасте, чаще на рубеже смены ведущих видов деятельности, когда человек попадает в экзистенциальные кризисные ситуации. Например, окончание школы и вхождение в трудовую жизнь, уход на пенсию. Экзистенциальные кризисные ситуации - это ситуации, затрагивающие самые основы существования человека и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования [15]. Они могут возникать как развитие психологического конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им проблемы жизнедеятельности начинают затрагивать сами основы его существования, переходят в «экзистенциальное измерение».

Например, неудовлетворенность работой обращает человека к проблеме смысла его жизни. Но в первой половине жизни экзистенциальные конфликты и страхи оттесняется двумя основными жизненными задачами молодых взрослых людей - построением карьеры и созданием семьи. Далее, в среднем возрасте страхи и личностные конфликты овладевают людьми с новой силой и уже никогда не покидают их. Сужение ведущих видов жизнедеятельности углубляет личностные кризисы, приводит к потере смысла жизни пожилого человека и возникновения у него ощущений ненужности, одиночества, безысходности. Возникновение экзистенциальных конфликтов всегда связано с нарушениями самореализации и самоактуализации личности, ее полноценного функционирования. Следовательно, выделяется пять принципов организации жизнедеятельности личности, позволяющие ей преодолеть экзистенциальный конфликт [15]. К таковым мы относим нижеследующие:

1.Принцип конструктивного отношения к жизни, событиям и ситуациям. Он означает принятие ситуации как данности, рациональной оценки событий и принятия разумных решений, исходя из знаний и жизненного опыта, а там, где заканчиваются знания и опыт - веру.

2.Принцип активности и ответственности за собственную судьбу. Он указывает на то, что только так возможно преодоление действия деструктивных защит, тормозящих личностную динамику. Только активность позволит человеку открыть новые возможности. Только ответственность позволяем ему стать хозяином своей судьбы, раскрыть и реализовать собственное «Я». Она обеспечивает совладание с собой (эмоциями, мыслями, поведением) в сложных ситуациях, когда нужна мобилизация сил [24].

3.Принцип «смыслопорождения» и «смыслостроительства»- эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению; точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д.

4.Принцип обогащения ведущих видов жизнедеятельности личности (игровой, коммуникативной, когнитивной, творческой, сексуальной, трудовой, физической, профессиональной и др.). Он в качестве разрешающего личностный конфликт механизма предполагает расширение сфер деятельности человека, насыщение их новым содержанием, поиск новых позитивных впечатлений, знаний, контактов, актуализацию удовлетворение витальных и духовных потребностей.

5.Принцип ноосферности (по В.И. Вернадскому). Он направлен на осмысление человеком корней единства социального и природного, что позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу, и, главное, свою миссию в этом процессе. Последнее позволит человеку принять данность своего существования и постичь смысл жизни [15].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: