Структура личности Н. И. Рейнвальд

Н И Рейнвальд (1987) считает главной характеристикой активности личности - ее направленность В качестве ключевого при рассмотрении направленности личности, наряду с понятием мотива, ею выделяется понятие потребности.

Важным компонентом направленности личности являются также цели деятельности. Цели, которые человек ставит перед собой, образуют перспективные линии личности и позволяют говорить о тенденциях ее

Направленность - подлинная основа психологической структуры точности Синтетическим выражением направленности личности являются ее мировоззрение и личностные смыслы, определяющие ценностные ориентации

Стержнем личности как члена общества является тип ее направленности Тип направленности личности - это доминирующая мотивация, определяющая избираемые человеком жизненные цели и способы самоутверждения. Направленность - системообразующий фактор личности.

Типы направленности личности

Тип созидателя.

•Тип потребителя (включает два подтипа: потребитель-труженик, потребитель-тунеядец).

• Тип разрушителя.

Психологическая структура личности Н. И. Рейнвальд включает три группы феноменов, несомненно, входящих в состав психического склада личности:

• Психические доминантные состояния

Психические свойства личности (черты характера). Типы личности (системное качество, обнаруживаемое у человека при его изучении в системе «человек-общество»).

Исследование психологической организации личности через деятельность, взятую в таких универсальных единицах, как целостные акты деятельности, составляющие этапы жизни личности, позволяет Н, И. Рейнвальд дать следующее определение: личность это человек как субъект общественно обусловленной деятельности, благодаря которой он занимает среди других людей определенную позицию. Психологические особенности личности проявляются в том, к чему она стремится и чего избегает, а также в степени осознанности, организованности, интенсивности и итоговой результативности ее активности, направленной на решение соответствующих жизненных задач.

Гуманистическая концепция личности

Гуманистическая теория личности А. Маслоу (1908-1970)

А Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска точных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше, проявится и станет действовать. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации Последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех чюдей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего» Человек может быть мотивирован на двух и более уровнях Средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени:

• 85 % - физиологические,

• 70 % - безопасности и защиты;

• 50 % - любви, принадлежности;

• 40 % -уважения;

• 10 % самоактуализации

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется ibm, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

•Физиологические потребности', потребности, существенные для физического выживания.

•Потребности безопасности и защиты - потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких ужасающих сил, как болезнь, страх и хаос.

•Потребность принадлежности и любви (люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье или группе). Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.

•Потребности самоуважения. А. Маслоу разделил эти потребности на два основных типа: 1) самоуважение (компетентность, уверенность, достижения, независимость, свобода) и 2) уважение другими (престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие). Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире.

Потребности в самоактуализации как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Самоактуализация как высший мотив доступен не всем, а лишь незначительной части людей, которых А. Маслоу (1997) назвал Self-actualizers. Для большинства людей доступны лишь кратковременные периоды самоактуализации peak experiences, субъективно переживаемые как счастье, полнота ощущений, единство с миром. Они достигаются в творчестве, восприятии природы, родительских чувствах, эстетическом восприятии.

Психологические свойства Self-actualizers:

эффективное восприятие реальности и умение переносить неопределенность;

• принятие себя и других такими, каковы они есть;

• спонтанность в мышлении и поведении;

• ориентация на решение проблемы больше, чем ориентация на себя;

• чувство юмора;

• высокая креативность;

• служение благу человечества;

• сопротивление влиянию среды, тем не менее, не являющееся самоцелью;

• ничто человеческое им не чуждо;

• глубокое общение с небольшим числом людей;

• объективный взгляд на жизнь.

Поведение, ведущее к повышению самоактуализации:

принимать жизнь как это делает ребенок - с полной самоотдачей;

• не искать легких путей, а делать нечто новое;

• больше принимать во внимание собственные ощущения, а не традиционные представления, мнение авторитета или большинства;

• быть честным и не играть во «взрослые игры»;

• быть готовым к непопулярности, если ваше мнение будет отличаться от мнения большинства;

• принимать ответственность на себя;

• любое дело осуществлять с полным вложением сил.

Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций

1. Культура и невроз (К.Хорни)

1. С точки зрения В. С. Мухиной (1975), механизмами развития личности являются:

• идентификация,

• обособление,

• взаимодействие идентификации и обособления,

Идентификация (отождествление), по мнению В.С.Мухиной (1975), представляет собой единство интериоризационной идентификации, которая обеспечивает само «присвоение» и вчувствование в другого (объектный аспект) и экстрариоризационной идентификации, которая обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого (субъектный аспект). Только во взаимодействии эти идентификационные механизмы дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям. Другим механизмом развития В. С. Мухина считает обособление, которое может иметь объектный и субъектный аспекты, и рассматривается как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения. Субъективно обособление дает непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей отстраненности от объекта обособления.

Идентификация в данной концепции выступает как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности. Обособление выступает как механизм индивидуализации личности.

Развитие личности, по мнению В.С.Мухиной (1997), обусловлено присвоением структуры самосознания, которое складывается через механизм идентификации. В онтогенезе личности происходит:

• идентификация с именем;

• идентификация с социальными образцами, развивающая притязания на признание:

• идентификация с полом;

•идентификация с образом «Я» во всех трех временах личности (прошлом, настоящем, будущем);

• идентификация с общественными ценностями, что обеспечивает бытие, в социальном пространстве и дает индивиду осознание своих прав и обязанностей.

Развитая личность:

• ориентируется на свое мировоззрение,

• создает идеальный образ своей жизненной позиции,

• идентифицируется с ним и стремится соответствовать этому образу. А. В. Петровский (1990) выделяет следующие механизмы развития личности:

• персонализация (процесс и механизм, пространство представленности субъекта в других людях);

• обособление (во взаимодействии с другими людьми выделение индивида и обособление).

В процессе развития персонализации человеку присущи:

1) потребность быть личностью,

2) способность быть личностью.

Ю. Б. Гиппенрейтер (1997) определяет в качестве механизмов развития личности'.

• сдвиг мотива на цель (переход цели на уровень мотива),

• идентификацию,

• принятие и освоение социальных ролей.

В психоаналитической концепции З. Фрейда (1989), развитие личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителем того же пола, что и ребенок. В работе «Психоанализ детских неврозов» З. Фрейд (1989) указывает, что развитие личности приводит к тому, что «дикий запуганный ребенок идентифицируется с родителем того же пола и с богом». Это делает его социализированным и нравственным.

У развивающегося ребенка наблюдается постоянный конфликт между бессознательными влечениями и сознательно усваиваемой нормативностью. Понятие идентификации у 3. Фрейда отражает его теорию.личности. Идентификация первоначально осуществляется через врожденное влечение к объекту своего пола - прежде всего, к родителю (уровень «Ид»), затем через «Супер-Эго» к «Эго». При этом идентификация осуществляется через сложные чувства любви и ненависти, восхищения и зависти, нежности и агрессии.

В гуманистических концепциях личность (стремление быть личностью) выступает как самоцель индивида. Социальное окружение - лишь средство, обеспечивающее существование личности. Экзистенциальная личность развивается за счет стремления к сверхличному, к идеалу, превосходящему саму личность. Не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъектности, через «проектирующее «Я».

В бихевиоризме развитие личности связывается с понятиями подкрепления, генерализации, имитации. Формирование вторичной мотивационной потребности или генерализованного навыка имитации объявляется содержанием идентификации.

Билет № 23

1. Идентификация как основной механизм развития личности.

2. Внутренние социальные источники развития (Э.Фромм)

1. Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация (от позднелат. identificftio — отождествление).

3. Фрейд ввел в психологию феномен идентификации и с позиций психоаналитической теории определил его роль в развитии индивида. Феноменологическим содержанием идентификации как механизма развития личности, по 3. Фрейду, является:

• бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивом которого является страх потери любви (анаклитическая или развивающая идентификация);

• страх перед наказанием за присущие субъект) сексуальные и агрессивные влечения (защитная идентификация).

Особенности феномена идентификации в психоанализе:

» имеет чисто эмоциональный характер;

• является единственным механизмом формирования личности, ее высшей инстанции - Супер-Эго.

• рассматривается как механическое воспроизведение родительского прототипа на бессознательном уровне.

• структурообразующая функция идентификации ограничена детством (от 0 до 6 лет), а объект - родителями (или замещающими их лицами). В бихевиоризме идентификация связывается:

• с понятиями подкрепления и формирования вторичной потребности (Д. Доллард. Н. Миллер, Дж. Гевиртц);

• с понятием теории ролей (Дж. Каган, К. Левин, V. Сиэрс. П. Сиэрс, У. Эммерих);

• с понятием когнитивизма (А. Бандура, Р. Уолтере, М. Хелпер). Содержание идентификации в бихевиоризме: формирование вторичной мотивационной потребности или генерализованного навыка имитации. Основной функцией идентификации считается приобретение новых уже готовых форм поведения, которые представляют собой некую сумму присвоенных характеристик поведения других.

Структура идентификации включает два компонента:

• поведенческий,

• когнитивный.

Эмоциональный компонент в бихевиоризме игнорируется. Отечественная психология рассматривает идентификацию на всех уровнях представленности — сознательном и бессознательном, как следствие потребности в общении, как следствие эмоционального «голода». Феномен идентификации в отечественной психологии выступает как многоуровневый полифункциональный механизм позитивного развития личности в онтогенезе, обеспечивающий социализацию и персонализацию индивида. Идентификация разворачивается на бессознательном и сознательном уровнях; выбор объекта идентификации и ее функции зависят от возрастного этапа развития индивида и его внутренней позиции.

Феноменологическим признаком идентификации служит наличие эмоционального компонента, переживание своей тождественности и присвоение, интериоризация определенных характеристик объекта идентификации (Л. В. Попова, 1989).

Структура идентификации в подходах отечественных психологов включает следующие компоненты;

• поведенческий,

• когнитивный,

• эмоциональный.

В качестве главных функций идентификации отечественные исследователи выделяют:

• формирование самосознания,

• формирование социально значимых личностных качеств,» интериориэацию норм, стереотипов, ролей, ценностных ориентации, смысловых установок, мотивов и через них регуляцию поведения.

Таким образом, идентификация выступает, с точки зрения авторов разных концепций личности, как механизм освоения социального опыта. Личность - социально-культурологическая конструкция, отражающая социальную сущность человека. А индивид через механизм идентификации присваивает социальный опыт и превращается в личность.

Развитие личности является непрерывным процессом, включающим на каждой стадии психического развития качественно новое, что возникает в личности. Личностные новообразования включают в себя механизм идентификации. Механизм идентификации не является константным. Он является переменной, зависящей от возраста, от стадий психического развития. Следовательно, мы можем называть личностным новообразованием любое психическое явление (образование), включающее или предполагающее механизм идентификации и рефлексивные отношения (В. Н. Шашок, 1999).

2. В центре внимания Э. Фромма противоречивость человеческого существования, взятая как онтологический факт. Возникновение человеческого сознания разрывает естественные связи человека с природой, разрушает его извечную гармонию с ней и порождает то экзистенциальное противоречие, которое составляет основную проблему человеческого существования.

С одной стороны, человек - часть природы и подвластен ее физическим и биологическим законам, с другой - благодаря своему разуму он возвышается над ней и противостоит ей как самосознающий субъект. Тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия существует с момента разрыва этой естественной связи.

Э. Фромм выделяет пять экзистенциальных потребностей:

• В установлении связей (для преодоления изоляции от природы и отчуждения всем людям надо заботиться о ком-то, нести ответственность за кого-то);

• В преодолении (созидание помогает достичь человеку свободы и собственной значимости);

• В корнях (люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира, в основах, стабильности и прочности);

• В идентичности (копирование кого-то, чужого «Я» не дает возможности достичь подлинной идентичности);

• В системе взглядов (преданность, система ориентации,опора, посвящение себя чему-либо наделяет жизнь смыслом).

Таблица 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: