Семинарское занятие № 9

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое морфема? Какие виды морфем вы знаете?

2. В чём различие между словоизменительными и словообразовательными аффиксами?

3. Что такое грамматическая форма слова?

4. Что такое внутренняя форма слова?

5. Какие исторические процессы в морфемной структуре вы знаете?

Термины

Внутренняя форма слова – морфонологический состав основы, указывающий на мотивированную связь ее звучания с данным значением.

Морфема (др-гр. μορϕή, ἡ, вид, образ, наружность, красота; лат. forma;) – значимая часть слова, далее неделимая.

Опрощение – изменение в морфологическом строении слова, в результате которого производная основа, ранее производная, членимая, превращается в непроизводную, нечленимую.

Переразложение – перемещение границ морфем в составе слова, в результате чего основа слова, оставаясь производной и членимой, членится сейчас иначе, чем когда-то.

Домашняя работа

1. Разделите на морфемы следующие слова: забор, петь, ловля, убеждаю, киевлянин, сидевший, лить, объявление, накормленный, головешка, рукавицы, любовь, коренья, пою, внакладку, братья, возмущение, травяной, сказка, болтливый, крутизна, досягаемый, мыло, первенство, бабушка, бегаю, ненавистный.

2. Сгруппируйте слова по сходству их морфемного состава: дом, безбожник, молочница, мечтатель, чернильница, покос, обложка, здесь, завязка, восхищение, беспечный, забота, восторг, обед, выслуга, крот, замазка, вопль, еще, смятение, печь, закон, новшество, иначе, порог, мягкий, вскормить.

3. Используя словари, укажите слова, в которых производная основа стала непроизводной. Как называется это явление?

Колесник, облако, расписание, вкус, кольцо, листок, окорок, подошва, ожерелье, пояс, ровесник, пончик, мальчик, крыльцо, забава, молодец, писец, борец, брак, сугроб, позор, предмет, сокровище, забор, насекомое, восток, заноза, трус.

Семинарское занятие № 9

Аудиторная работа

1. Чем отличаются по морфемному составу члены следующих пар слов: ножом – потóм, стеной – домой, вобрать – водить, ободрать – обонять, косточка – ласточка, обобрать – отоварить.

 

2. Объедините следующие слова по группам (в зависимости от основы: производная или непроизводная): кость, радость, родина, детство, лебедь, сотня, тень, длина, бездна, весна, мыло, ласка, сетка, тьма, басня, старик, горец, зрелище, шорох, воля.

Основная литература

Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011.

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Добрушина Н.Р. Грамматические формы и конструкции со значением опасения и предостережения // ВЯ. 2006. № 2.

Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким. Части 1-2. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

Иткин И.Б. Мягкие основы в современном русском языке // ВЯ. 2007. № 5.

Йокояма О. Теория коммуникативной компетенции и проблематика порядка слов в русском языке // ВЯ. 1992. № 6.

Крысин Л.П. Жизнь слова. - М., 1980.

Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. - М., 1978.

 

 

Семинарское занятие № 10

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: