Положение сомнений во время поклонения и после совершения поклонения, и на какие сомнения вовсе не обращают внимание

 

Вопрос: "Мы совершили (ночную) молитву 'иша. И после того, как мы совершили дополнительную молитву и вышли из мечети, остановившись у её дверей, и у некоторых из нас появилось сомнение в том, правильно ли мы помолились. То есть, совершили ли мы всю молитву или же только три её рака'ата. И когда это было сказано, это сомнение охватило всех нас, кроме тех, кто ушел раньше нас, не совершив уитр. Мы же, те, у кого появилось это сомнение, вернулись в мечеть и совершили еще один рака'ат позади имама. Теперь мы хотим спросить вас, о достопочтенный шейх, относительно положения нашей молитвы, будет ли она принята или же нет, после того, как мы вернулись и дополнили её? Так как промежуток времени, который разделало саму молитву и дополнение к ней, был большим, и в этот промежуток мы совершили дополнительную молитву и уитр. И какого положение молитвы тех, кто ушел ранее и не дополнил рака'ат?

 

Ответ шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах):

"Если сомнение постигло вас после молитвы, то не нужно ничего совершать. Так как сомнение, которые постигает человека после завершения поклонения, не влияет на это поклонение. И содействие от Аллаха".

 

Источник: http://www.binbaz.org.sa/node/1110

 

Сомнение касательно поклонения бывает двух видов:

 

1 – Сомнение непосредственно в самом поклонении до его завершения. Например, человек стал сомневаться в намазе, три ракаата сделал он или же четыре; во время обхода Каабы сделал шесть обходов или семь и т.п.? В таком случае необходимо брать то, в чём человек убеждён, а потом доделать ещё один ракаат или таууаф и т.п.

 

2 – Сомнение, которое постигает ПОСЛЕ завершение поклонения. В таком случае этому сомнению не придаётся значение и поклонение ни в коем случае не переделывается. Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) говорили: “Сомнение, постигаемое после завершения поклонения, не берется в расчет!” См. “Фатауа аль-Ляджна” 7/143.

 

Так же говорит шейх ибн Усаймин, да помилует его Аллах: «Учёные сказали, что в трёх случаях не надо обращать внимание на сомнения:

1 Если (эти сомнения) всего лишь несуществующие иллюзии. В этом случае, они (сомнения) должны быть отброшенными, на которые абсолютно не следует обращать внимание.

 

2 Когда сомнения происходят часто. Например, после каждого омовения человек начинает сомневаться, или после совершения какого-либо дела, начинает сомневаться. В этом случае так же следует отбросить эти сомнения и не придавать им никакого значения.

 

3 Если сомнение приходит после поклонения. В этом случае не надо обращать внимание на это сомнение, пока не будет крепкого убеждения. Например, у человека появились сомнения после того, как завершил молитву и дал приветствие – совершил ли он 3 раката или 4? Речь идёт о молитве, состоящей из 4 ракатов. В этом случае, не надо обращать внимание на сомнения, т.к. поклонение уже завершилось, только если нет крепкого убеждения, что он совершил 3 раката. В этом случае, он должен совершить 4-ый ракат, если промежуток времени был коротким, и следует ему сделать саджда саху после приветствия. А если промежуток времени был длинным, тогда ему следует переделать свою молитву заново».

См. «Маджму’ фатауа уа расаиль ибн ‘Усаймин» (90/14).

 

 

Вопрос: (Что делать), если есть сомнение в оставлении чтения Аль-Фатихи, когда женщина совершает молитву и не знает, прочла ли она Аль-Фатиху или же нет?

 

Ответил шейх Салих аль-Фаузан да хранит его Аллах:

"Если это является постоянным наущением, то пусть она не обращает на них внимание. А если это сомнение возникло единожды, то в основе она не читала Аль-Фатиху, поэтому ей нужно ее прочесть". Источник: http://www.alfawzan.af.org.sa/node/15567

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: