Методы борьбы с наущениями

 

Мы советуем вам не обращать никакого внимания на эти наущения, и игнорировать их, а также поступать противоположно тому, к чему они вас склоняют. Эти наущения приходят от шайтана, чтобы причинить несчастия верующим. Лучший способ борьбы с ними состоит в том, чтобы часто поминать Аллаха (делать зикр), искать убежище у Аллаха от проклятого шайтана, держаться подальше от грехов и неправильных действий, потому как они являются средствами, которыми Иблис берет под контроль сыновей Адама.

 

Аллах говорит (перевод смысла): «Воистину, ему (т. е. шайтану) неподвластны те, которые уверовали и уповают на Аллаха». (Пчелы 16:99).

 

Стоит упомянуть здесь, что Ибн Хаджар аль-Хайсами сказал о борьбе с васвасом в своей книге «Аль-Фатва аль-Фикхия аль-Кубра», 1/149 следующее:

«Его спросили о проблеме васваса (наущений инициируемых шайтаном), и есть ли средство от этого.

Он ответил, сказав, что есть эффективное средство от этого, которое состоит в том, что следует полностью игнорировать их, независимо от того, как часто они могут прийти на ум. Когда эти нашептывания игнорируются, они не становятся навязчивыми, и спустя небольшой промежуток времени они проходят. Многие люди это испытали на себе.

 

Но для того, кто обращает внимание на них и действует согласно им, эти нашептывания увеличиваются, пока они не сделают его подобно безумцу или еще хуже. И мы видим подобное среди многих из тех, кто пострадал от нашептываний и обратил внимание на них и на дьявола, задача которого – внушать эти шепоты. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупредил нас, когда он сказал: “Остерегайтесь нашептываний в отношении воды (то есть вуду), которые приходят от дьявола называемого аль-Валхаан” – потому что это заставляет человека быть чрезмерным в выполнении вуду». (Как объяснено в Шарх Мишкаат аль-Анваар).

 

В аль-Сахихайн есть сообщение, которое подтверждает то, что было упомянуто выше. То есть, кто бы ни страдал от васваса, должен искать убежище у Аллаха и отворачиваться от нашептываний. Так подумайте об этом эффективном средстве, которому научил тот, кто не говорил по своей прихоти и желаниям своей умме. И поймите, что кто бы ни лишился этого средства, он лишен всей добродетели.

 

Потому что васвас приходит от шайтана, согласно единодушному мнению ученных, и проклятый шайтан не имеет никакого другого желания, чем заставить верующих сбиться с пути, запутать и загнать в тупик, сделать их жизнь страданием, причинить им горе до такой степени, чтоб они оставили Ислам, сами не понимая этого.

 

«Воистину, шайтан — ваш враг и относитесь к нему как к врагу». (Ангелы 35:6 перевод смысла).

 

Согласно другому хадису, тот, кто страдает от васваса, должен сказать: “Аманту Билляхи ва би русулихи» (я верю в Аллаха и в Его Посланников). Несомненно, кто бы ни подумал о пути Посланников Аллаха, особенно нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) найдет, что его путь и его законы легки и ясны, и в них нет трудностей.

«…и не наложил на вас в [исполнении обрядов] религии никакого затруднения» (Хадж 22:78 перевод смысла).

Тот, кто хорошенько задумается над этим и искренне поверит в это, то у него проблема с васвасом (наущениями) шайтана уйдет.

 

В книге Ибн аль-Сунни, передано через ‘Айшу (да будет доволен ей Аллах): “Кто бы ни страдал от васваса, пусть скажет «Аманту Билляхи ва би русулихи» (уверовал я в Аллаха и в Его посланных) три раза, и это уйдет от него”.

 

Аль-Изз ибн ‘Абд аль-Салям и другие тоже говорили подобное вышеупомянутому. Они сказали:

лечением от васваса является вера в то, что это идея от шайтана, и что Иблис является тем, кто принес эту мысль в его ум, и надо стремиться бороться с ним. Тогда он будет иметь награду муджахида, потому что он борется с врагом Аллаха. Если он сделает это, то шайтан сбежит от него.

Человечество с начала времен было испытано этим, и Аллах дал немного власти Иблису над человеком, чтоб проверить его. Таким образом Аллах может показать, что правда это правда, а ложь есть ложь, даже если и неверующим это может быть ненавистно.

 

В хадисе Муслима Номер 2203, это передано, что ‘Усама ибн Аби’ль-‘Аас сказал: “Шайтан вмешивался в мою молитву и чтение Корана. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это – дьявол по имени Канзаб, так ищите же убежище у Аллаха от него, и плюйте сухо слева от себя три раза». Я сделал это, и Аллах убрал его от меня”.

 

Этот хадис доказывает важную мысль, которую мы несем, что васвас может пересилить только того, кто не осведомлен и сбит с толку и не знает что есть что. Но тот, кто обладает знаниями и пониманием, будет придерживаться Сунны и сторониться нововведений.. Худшие из новаторов – те, кто следует за наущениями.

 

Аль-Навави сказал, что одни ученые полагают, что это было мустахаб для того, кто был затронут васвасом относительно его вуду или молитвы, сказать Ля иляха илля Аллах, поскольку, когда шайтан слышит зикр (поминание Аллаха) он убегает далеко, и Ля иляха илля Аллах является лучшим из зикров.

 

И самое эффективное средство от наущений – это многократное поминание Аллаха.

 

 

Пути отдаления от наущений шайтана:

 

1 Приверженность Корану и Сунне знанием и делом, избегание путей, ведущих к заблуждению. На каждом из путей заблуждения стоит дьявол, призывая к ним. Человек должен придерживаться убеждений, слов, актов поклонения, придерживаться законов Аллаха и воздерживаться от того, что Он запретил. Аллах говорит: «Принимайте ислам целиком» (Коран, 2:108).

Мукъатил (б. Сулайман) интерпретировал слово ислам (в оригинале «ас-сильм») в этом аяте, как совокупность всех богоугодных дел.

 

Тот, кто оставил какую-либо часть Ислама, последовал по некоторым стопам дьявола.

 

Следование Корану и Сунне в словах и делах удаляет шайтана и ввергает его в сильнейший гнев. Передается от Абу Хурейры: «Когда сын Адама читает аяты суджуда, и совершает земной поклон, шайтан плача отступает от него и приговаривает: “Горе мне! Сыну Адама было велено совершить суджуд, и он совершил его и ему уготован Рай. Мне так же было велено совершить суджуд, но я ослушался, и мне уготован Ад». Хадис передал Муслим (133).

 

2 Искать у Аллаха убежища от всех зол и обращаться к Нему, свят Он и велик. Шариат побуждает уделять больше внимания поиску убежища у Всевышнего Аллаха в определенных случаях:

 

- При входе в отхожее место: «О Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от злых духов обоего пола» (Аллахумма! Инни а‘узу бика мин ал-хубуси вал-хабаис).

 

- В случае гнева: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана» (А‘узу би-Лляхи мина-ш-шайтани-р-раджим).

 

- Перед половой близостью: «С именем Аллаха. О Аллах! Удали от меня шайтана, и удали шайтана от того, кем Ты наделишь нас». (Бисми-Ллях. Аллахумма! Джаннибни-ш-шайтана ва джанниби-ш-шайтана ма разакътана).

 

- Когда человек остановится где-либо: «Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал». (А‘узу би калимати-Лляхи-т-таммати мин шарри ма халякъ).

 

- Когда человек слышит рев осла: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана» (А‘узу би-Лляхи мина-ш-шайтани-р-раджим).

 

- Приступая к чтению Корана: «Прибегаю к защите Аллаха, Слышащего и Знающего, от проклятого шайтана» (А‘узу би-Лляхи-с-Сами‘и-ль-‘Алими мина-ш-шайтани-р-раджим).

 

- После начала молитвы: «Прибегаю к защите Аллаха, Слышащего и Знающего, от проклятого шайтана: от его подстрекательства, внушаемого им высокомерия и достойных порицания стихов, слагаемых по его наущению». (А‘узу би-Лляхи-с-Сами‘и-ль-‘Алими мина-ш-шайтани-р-раджим, мин хамзихи, ва нафхыхи, ва нафсихи).

 

И лучшее, при помощи чего человек может искать убежища у Аллаха, это ал-мута’аввизун – две последние суры Корана («ал-Фалакъ» и «ан-Нас»).

Передается от ‘Укъбы б. ‘Амира, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разве ты не знаешь об аятах, ниспосланных сегодня ночью, подобных которым никогда не было: «Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета” и “Скажи: Прибегаю к защите Господа людей”?». Хадис передал Муслим (814).

 

3 Постоянное поминание Аллаха. Поистине, это сильнейшее средство защиты раба. В хадисе передается, что Всевышний Аллах повелел Йахьйе, мир ему, предписать Бану Исраиля пять заповедей, среди которых была следующая: «Повелеваю вам поминать Всевышнего Аллаха, ибо это подобно человеку, которого преследует враг, пока он не достиг непреступной крепости, в которой он укрылся. Так же и раб сможет спастись от своего врага лишь при помощи поминания Аллаха». Хадис передал ал-Хьафиз Абу Муса ал-Мадини в книге «ат-Таргиб фил-Хисал ал-Хьамид, ват-Тархиб мин ал-Хилал ал-Мурдийа». Ибн Къайим сказал: «Шейх Ислама высоко оценивал этот хадис, и до меня дошло, что он говорил: Есть достаточно доказательств достоверности этого хадиса». «ал-Вабил ас-Сойиб» (60).

 

4 Придерживаться мусульманского джамаата, проживая в мусульманской стране и выбирая для себя праведных друзей, и поддерживать их в благих делах.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто из вас хочет место в середине Рая, пусть придерживается мусульманского джамаата, ибо, поистине, шайтан — с одним, а от двоих он отдаляется». Хадис передал ат-Тирмизи (2254); ал-Къариъ сказал: цепочка передатчиков (иснад) достоверна (сахих); ал-Мубаракфури сказал: Весь хадис является либо достоверным (сахих), либо хорошим (хасан).

 

5 Противоречие шайтану, который обычно приходит в обличии искреннего советчика. Человек обязан поступать ему наперекор, поскольку, если бы его совет был искренним, то сам последовал бы ему в первую очередь, но он обрёк себя на вечные муки. Когда он приходит к тебе во время молитвы и говорит: «Ты занимаешься показухой» (чтобы ты быстро завершил молитву), то увеличь длительность своей молитвы. Если он говорит тебе: «Твое очищение (вудуъ) нарушилось», скажи ему: «Ты лжешь!» Если он говорит: «Мертвые могут слышать и приносить пользу или причинять вред», скажи ему: «Ты лжешь!». Когда ты принимаешь пищу, отличайся от шайтана – ешь и пей правой рукой, бери правой рукой. И даже полуденный сон входит в противоречие шайтану, как сказано в хадисе: «Отдыхайте (спите) в полдень, поскольку шайтаны в полдень не отдыхают». Хадис передал Абу На’им с достоверным иснадом. См. «Сахих ал-Джами’» (4/147).

 

И даже о кусочке пищи, упавшей на землю, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Подберите и не оставляйте его шайтану». Хадис передал Муслим (ал-Адаб, 12).

 

6 Покаяние (тавба) и поиск прощения у Аллаха.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Шайтан сказал Господу: «Клянусь Твоим Величием, о Господь! Я не перестану обольщать Твоих рабов до тех пор, пока они живы!» Тогда сказал Господь: «Клянусь Моим Могуществом и Величием! Я не перестану прощать им, пока они будут просить у Меня прощения!». Передал Ахмад в «ал-Муснад», ал-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих ал-Джами’» (2/32).

 

Человек должен все время каяться и молить Всевышнего Аллаха о прощении, беря пример с отца человечества Адама, мир ему: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон» (Коран, 7:23).

 

Это некоторые способы, могущие помочь мусульманину противостоять этим наущениям.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: