Особенности геометрии червячных передач

Особенности геометрии конических колес.

Конические колеса используют для образования передач с пересекающимися осями. Межосевой угол ∑ = 10˚…170˚, наиболее часто используется ∑ = 90˚. Для удобства измерения размеры конических колес принято определять по внешнему торцу зуба. Основной параметр конического зацепления – внешний окружной модуль me.

Особенности геометрии червячных передач.

Расчетным модулем червячных передач является осевой модуль червяка m=P/π, равный окружному модулю колеса. Здесь Р – шаг резьбы червяка.

высота головки зуба hа = m

высота ножки зуба hf =1,2·m

Диаметры окружностей выступов:

da1 = d1 +2·ha= d1 +2·m;

da2 = d2 +2·ha= d2 +2·m.

Диаметры окружностей впадин:

df1 = d1 - 2·hf= d1 – 2,4·m;

df2 = d2 - 2·hf= d2 – 2,4·m.

Наибольший диаметр червячного колеса:

dam2=da2+6·m/(z1+2).

Длина нарезной части червяка – b1,

ширина червячного колеса – b2:

при z1=1; 2 b1 ≥ (11+0,06·z2)·m

b2 ≤ 0,75·da1

при z1=4 b1 ≥ (12,5+0,09·z2)·m

b2 ≤ 0,67·da1.

 

По конструктивному исполнению передачи могут быть расположены вне корпуса, и иметь легкое ограждение – открытые передачи; либо расположены в корпусе, изолирующем их от внешней среды – закрытые передачи. Открытые передачи работают при ограниченном смазывании и при небольших окружных скоростях (тихоходные передачи); закрытыми выполняют передачи, работающие при средних и высоких окружных скоростях (быстроходные передачи) с обильным смазыванием из масляной ванны или струей смазки.

Нарушение работоспособности называют отказом.

Основными видами отказов передач являются:

1. Поломка зубьев – наиболее опасный отказ возникает от больших перегрузок или вследствие усталости от повторяющихся нагрузок;

2. Усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев – вызывается переменными контактными напряжениями, проявляется в виде ямок на рабочих поверхностях, число и размер которых быстро увеличивается вплоть до полного разрушения рабочей поверхности. Является основным видом разрушения закрытых передач;

3. Износ – проявляется в виде истирания рабочих поверхностей абразивными частицами. Является основным видом разрушения открытых передач;

4. Заедание – заключается в местном молекулярном сцеплении контактирующих поверхностей под действием высокого давления при отсутствии масляной пленки.

Расчет передач производят с учетом значимости отказов.

Расчет на контактную выносливость является основным проектным расчетом закрытых передач. Расчет на выносливость при изгибе является проверочным для закрытых передач и основным проектным для открытых передач при учете износа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: