Силовые соотношения в прямозубых эвольвентных зубчатых передачах

Поломка зубьев при статических и динамических перегрузках.

Виды повреждений зубьев.

ЛЕКЦИЯ № 19

Расчёт зубчатых колёс на прочность

Практика эксплуатации зубчатых передач показывает, что основными причинами повреждений зубьев являются неправильный расчёт, низкое качество изготовления и сборки, нарушения правил эксплуатации.

Зуб отламывается у основания. При многократно меняющей знак нагрузке зуб ломается вследствие появления трещин. Виды повреждений зависят от вида передач (открытые и закрытые передачи). Закрытые передачи работают в герметически закрытом и наполненном маслом корпусе. Открытые передачи либо совсем незакрыты, либо имеют кожух, защищающий от пыли и влаги.

2. Выкрашивание поверхности зубьев.

Чаще всего проявляется в закрытых передачах. При знакопеременных нагрузках появляются трещины. При контакте зубьев масло, попадая в трещины, работает как клин. Это явление называется питтингом.

3. Абразивный износ получается в передачах, работающих в загрязнённой атмосфере. В результате износа возникают большие зазоры, приводящие к появлению ударов.

4. Заедание зубьев.

Наблюдается при увеличении шага и скорости. В этом случае зубья нагреваются и получается «местное приваривание» с дальнейшим отрывом. В таких передачах проводят расчёт на нагрев.

5. Повреждение торцёв колёс.

Наблюдается в коробках скоростей при включении и выключении колёс на ходу. В этом случае рекомендуется использовать синхронизаторы вращения.

6. Пластическая текучесть материала.

Наблюдается в нагруженных передачах при небольших скоростях. Вблизи полюса зацепления на зубьях возникают складки.

С учётом особенностей открытых и закрытых передач расчёты производятся в следующей последовательности: для открытых передач расчёт зубьев на изгиб и проверочный расчёт на контактную прочность, а для закрытых – расчёт зубьев на контактную прочность и проверочный расчёт зубьев на изгиб.

q n - нормальная распределённая нагрузка [Н];

F n - нормальная сила [Н];

F пр - нормальная расчётная сила, учитывающая дополнительные нагрузки [Н];

k - коэффициент нагрузки ();

k к - коэффициент концентрации нагрузки (неточность изготовления колёс, наличие упругих деформаций, толчков и ударов в процессе зацепления);

k d- коэффициент динамичности нагрузки (влияние инерции зубчатых колёс, возникающей при пусках, разгонах, торможении и останове).

Нормальная распределённая нагрузка определяется по формуле:

.

Нормальная расчётная сила определяется по формуле:

, где.

19.3 Расчёт зубчатых передач на изгиб зубьев

Принимаем, что известны числа зубьев z 1 и z 2 колёс передачи и момент нагрузки M 2 на ведомом колесе. Неизвестным является модуль m, от которого зависит геометрический размер колёс. Для его определения рассмотрим расчётную схему (рис. 22.2), соответствующую случаю, когда напряжения в основании зуба наибольшие.

Принимаем, что расчётная сила F пр приложена вдоль линии зацепления в вершине зуба. Считаем, что сила трения F тр пренебрежимо мала, и в зацеплении находится один зуб. Зуб рассматривается как консольная балка, защемлённая у основания. Неточность расчёта компенсируется эмпирическими коэффициентами.

Расчёт ведётся для наихудшего случая, который соответствует приложению расчётной силы F пр в точке B, так как именно в этой точке плечо изгибающего момента максимально. Для упрощения вычислений принимают коэффициент перекрытия x равным единице. Приложение силы F пр переместим в точку A на оси симметрии зуба.

В проекциях на ось симметрии зуба можем получить:

F изг = F пр . cosa - изгибающая сила;

F сж = F пр . sina - сжимающая сила.

Обозначим плечо, на котором действует сила за hp.


Рис. 22.2


Для дальнейшего упрощения F изг заменяют условной касательной силой F, действующей на делительной окружности в процессе передачи крутящего момента M ведущим колесом.

F изг = F = M / r, где r = d /2.

Эпюры напряжений изгиба s изг, сжатия s сж и результирующего напряжения s р показаны на рис. 6.2.

Расчёт ведём по результирующему напряжению по волокнам материала, испытывающему растяжение, то есть для точки B. Опыт показывает, что именно в этом месте зуба начинается его разрушение, приводящее к излому, несмотря на то, что с противоположной стороны напряжение по абсолютному значению больше (напряжение сжатия материала зуба).

Результирующее напряжение в точке B:

M - изгибающий момент от силы F пр . cos a’;

a’ - угол профиля зуба в вершине, отличающийся от угла в точке профиля зуба на делительной окружности;

b - ширина зубчатого венца колеса;

s - толщина зуба в опасном сечении.

Учитывая, что

M = F пр . h p . cosa’ и

, получаем:

Произведём замену силы F пр моментом M, умножим правую часть выражения на m/m:

Величина в скобках числителя безразмерная. Она зависит от числа зубьев и смещения инструмента, изменяющего толщину зуба в опасном сечении. В связи с этим выражение, входящее в предыдущую формулу:

,

называют коэффициентом прочности зуба.

Вводя этот коэффициент, получаем:

.

Произведём замену b = y m . m, тогда:

.

Формулу используют при проверочных расчётах, когда имеется возможность применить готовую передачу с известными размерами.

Находим выражение для модуля:

.

Полученную формулу используют при проектировочных расчётах.

Коэффициент y m = 3…16 для прямозубых колёс; y m = 10…25 для косозубых колёс.

Значения коэффициента прочности зуба Y F можно определить по таблицам в зависимости от числа зубьев колеса и коэффициента смещения исходного контура.

19.4. Расчёт зубчатых колёс на контактную прочность.

Расчёт ведётся для закрытых зубчатых передач, то есть передач, помещённых в герметичный корпус со смазывающей жидкостью. Исходной является формула Герца для расчёта контактных напряжений при контакте деталей по цилиндрическим поверхностям:

,

где q n - давление, нормальное к поверхности зуба; - приведённый модуль упругости; - приведённый радиус кривизны; - коэффициент Пуассона.

Из накопленного опыта эксплуатации зубчатых передач следует, что наибольший износ поверхности зубьев происходит в зоне полюса зацепления. Рассмотрим расчётную схему, соответствующую этому случаю (рис. 22.3):

Обозначим M 2 момент сопротивления нагрузки. Вывод формулы расчёта σн произведём для случая, когда a w= a, aw = a, r w1 = r 1 и r w2 = r 2. Контакт зубьев в полюсе зацепления можно рассматривать как контакт цилиндрических поверхностей, имеющих радиусы эвольвент в точке P r 1 и r 2.

Подсчитаем r пр, выразив предварительно r 1 и r 2 через r 1, r 2 и a:

r 1 = r 1 . sina;

r 2 = r 2 . sina;

.

Учитывая, что задано передаточное отношение, введём его в полученную формулу.

i 12 = w 1/ w 2 = r 1/ r 2.

Заменим r 1 и r2 на a и i 12. Решая их относительно r 1 и r 2, получаем:

;.

Учитывая полученные значения, можно выразить r пр:

.

Подставляем полученное значение в формулу Герца:

.

Заменяем нормальное давление q n окружным q:

.

Заменим величину q через момент M 2:

,

тогда:

Введём в формулу коэффициенты:

Z Н - коэффициент, учитывающий форму соприкасающихся поверхностей:

(при a =200 Z Н = 1,77);

Z м - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колёс:

,

Z ξ - коэффициент, учитывающий влияние торцевого перекрытия зубьев (для приборов средней точности расчёта принимают Zξ ≈ 0,9).

Получим:.

Будем исходить из условия, что sН ≤ [sН], где [sН] известно. Тогда получим:

.

Задаемся отношением ширины венца колеса к межосевому расстоянию, то есть ya=b/a, тогда получаем формулу, которую используют для проверочного расчёта:

.

Отсюда получаем формулу для определения межосевого расстояния, которая применяется при проектировочном расчёте:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: