Поломка зубьев при статических и динамических перегрузках.
Виды повреждений зубьев.
ЛЕКЦИЯ № 19
Расчёт зубчатых колёс на прочность
Практика эксплуатации зубчатых передач показывает, что основными причинами повреждений зубьев являются неправильный расчёт, низкое качество изготовления и сборки, нарушения правил эксплуатации.
Зуб отламывается у основания. При многократно меняющей знак нагрузке зуб ломается вследствие появления трещин. Виды повреждений зависят от вида передач (открытые и закрытые передачи). Закрытые передачи работают в герметически закрытом и наполненном маслом корпусе. Открытые передачи либо совсем незакрыты, либо имеют кожух, защищающий от пыли и влаги.
2. Выкрашивание поверхности зубьев.
Чаще всего проявляется в закрытых передачах. При знакопеременных нагрузках появляются трещины. При контакте зубьев масло, попадая в трещины, работает как клин. Это явление называется питтингом.
3. Абразивный износ получается в передачах, работающих в загрязнённой атмосфере. В результате износа возникают большие зазоры, приводящие к появлению ударов.
|
|
4. Заедание зубьев.
Наблюдается при увеличении шага и скорости. В этом случае зубья нагреваются и получается «местное приваривание» с дальнейшим отрывом. В таких передачах проводят расчёт на нагрев.
5. Повреждение торцёв колёс.
Наблюдается в коробках скоростей при включении и выключении колёс на ходу. В этом случае рекомендуется использовать синхронизаторы вращения.
6. Пластическая текучесть материала.
Наблюдается в нагруженных передачах при небольших скоростях. Вблизи полюса зацепления на зубьях возникают складки.
С учётом особенностей открытых и закрытых передач расчёты производятся в следующей последовательности: для открытых передач расчёт зубьев на изгиб и проверочный расчёт на контактную прочность, а для закрытых – расчёт зубьев на контактную прочность и проверочный расчёт зубьев на изгиб.
q n - нормальная распределённая нагрузка [Н];
F n - нормальная сила [Н];
F пр - нормальная расчётная сила, учитывающая дополнительные нагрузки [Н];
k - коэффициент нагрузки ();
k к - коэффициент концентрации нагрузки (неточность изготовления колёс, наличие упругих деформаций, толчков и ударов в процессе зацепления);
k d- коэффициент динамичности нагрузки (влияние инерции зубчатых колёс, возникающей при пусках, разгонах, торможении и останове).
Нормальная распределённая нагрузка определяется по формуле:
.
Нормальная расчётная сила определяется по формуле:
, где.
19.3 Расчёт зубчатых передач на изгиб зубьев
|
|
Принимаем, что известны числа зубьев z 1 и z 2 колёс передачи и момент нагрузки M 2 на ведомом колесе. Неизвестным является модуль m, от которого зависит геометрический размер колёс. Для его определения рассмотрим расчётную схему (рис. 22.2), соответствующую случаю, когда напряжения в основании зуба наибольшие.
Принимаем, что расчётная сила F пр приложена вдоль линии зацепления в вершине зуба. Считаем, что сила трения F тр пренебрежимо мала, и в зацеплении находится один зуб. Зуб рассматривается как консольная балка, защемлённая у основания. Неточность расчёта компенсируется эмпирическими коэффициентами.
Расчёт ведётся для наихудшего случая, который соответствует приложению расчётной силы F пр в точке B, так как именно в этой точке плечо изгибающего момента максимально. Для упрощения вычислений принимают коэффициент перекрытия x равным единице. Приложение силы F пр переместим в точку A на оси симметрии зуба.
В проекциях на ось симметрии зуба можем получить:
F изг = F пр . cosa - изгибающая сила;
F сж = F пр . sina - сжимающая сила.
Обозначим плечо, на котором действует сила за hp.
Рис. 22.2 |
Для дальнейшего упрощения F изг заменяют условной касательной силой F, действующей на делительной окружности в процессе передачи крутящего момента M ведущим колесом.
F изг = F = M / r, где r = d /2.
Эпюры напряжений изгиба s изг, сжатия s сж и результирующего напряжения s р показаны на рис. 6.2.
Расчёт ведём по результирующему напряжению по волокнам материала, испытывающему растяжение, то есть для точки B. Опыт показывает, что именно в этом месте зуба начинается его разрушение, приводящее к излому, несмотря на то, что с противоположной стороны напряжение по абсолютному значению больше (напряжение сжатия материала зуба).
Результирующее напряжение в точке B:
M - изгибающий момент от силы F пр . cos a’;
a’ - угол профиля зуба в вершине, отличающийся от угла в точке профиля зуба на делительной окружности;
b - ширина зубчатого венца колеса;
s - толщина зуба в опасном сечении.
Учитывая, что
M = F пр . h p . cosa’ и
, получаем:
Произведём замену силы F пр моментом M, умножим правую часть выражения на m/m:
Величина в скобках числителя безразмерная. Она зависит от числа зубьев и смещения инструмента, изменяющего толщину зуба в опасном сечении. В связи с этим выражение, входящее в предыдущую формулу:
,
называют коэффициентом прочности зуба.
Вводя этот коэффициент, получаем:
.
Произведём замену b = y m . m, тогда:
.
Формулу используют при проверочных расчётах, когда имеется возможность применить готовую передачу с известными размерами.
Находим выражение для модуля:
.
Полученную формулу используют при проектировочных расчётах.
Коэффициент y m = 3…16 для прямозубых колёс; y m = 10…25 для косозубых колёс.
Значения коэффициента прочности зуба Y F можно определить по таблицам в зависимости от числа зубьев колеса и коэффициента смещения исходного контура.
19.4. Расчёт зубчатых колёс на контактную прочность.
Расчёт ведётся для закрытых зубчатых передач, то есть передач, помещённых в герметичный корпус со смазывающей жидкостью. Исходной является формула Герца для расчёта контактных напряжений при контакте деталей по цилиндрическим поверхностям:
,
где q n - давление, нормальное к поверхности зуба; - приведённый модуль упругости; - приведённый радиус кривизны; - коэффициент Пуассона.
Из накопленного опыта эксплуатации зубчатых передач следует, что наибольший износ поверхности зубьев происходит в зоне полюса зацепления. Рассмотрим расчётную схему, соответствующую этому случаю (рис. 22.3):
Обозначим M 2 момент сопротивления нагрузки. Вывод формулы расчёта σн произведём для случая, когда a w= a, aw = a, r w1 = r 1 и r w2 = r 2. Контакт зубьев в полюсе зацепления можно рассматривать как контакт цилиндрических поверхностей, имеющих радиусы эвольвент в точке P r 1 и r 2.
|
|
Подсчитаем r пр, выразив предварительно r 1 и r 2 через r 1, r 2 и a:
r 1 = r 1 . sina;
r 2 = r 2 . sina;
.
Учитывая, что задано передаточное отношение, введём его в полученную формулу.
i 12 = w 1/ w 2 = r 1/ r 2.
Заменим r 1 и r2 на a и i 12. Решая их относительно r 1 и r 2, получаем:
;.
Учитывая полученные значения, можно выразить r пр:
.
Подставляем полученное значение в формулу Герца:
.
Заменяем нормальное давление q n окружным q:
.
Заменим величину q через момент M 2:
,
тогда:
Введём в формулу коэффициенты:
Z Н - коэффициент, учитывающий форму соприкасающихся поверхностей:
(при a =200 Z Н = 1,77);
Z м - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колёс:
,
Z ξ - коэффициент, учитывающий влияние торцевого перекрытия зубьев (для приборов средней точности расчёта принимают Zξ ≈ 0,9).
Получим:.
Будем исходить из условия, что sН ≤ [sН], где [sН] известно. Тогда получим:
.
Задаемся отношением ширины венца колеса к межосевому расстоянию, то есть ya=b/a, тогда получаем формулу, которую используют для проверочного расчёта:
.
Отсюда получаем формулу для определения межосевого расстояния, которая применяется при проектировочном расчёте: