Начинают возникать конфликты с учителем по поводу того, какой должна быть настоящая живопись

Тема: Зарождение импрессионизма во французской живописи 2пол. 19 века. Творчество Эдуарда Мане

(1832 - 1883)

«Искусство ничего не выражает, кроме самого себя».

«Всякое искусство элитарно».

«Искусство – это зеркало, которое отражает того, кто в него смотрится, а не жизнь».

Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея».

 

Эдуа́рд Мане́ (фр. Édouard Manet; 23 января 1832, Париж —30 апреля 1883, Париж) — французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.

1. Берёт уроки рисунка в коллеже Роллен, академизм, копирование рельефов, гравированных репродукций в стиле академизм.

И впервые: «В искусстве следует всегда делать то, что видишь, не беспокоясь о моде».

2. Проходит стажировку для желающих поступить в мореходную школу в Рио де Жанейро. Рисует море. Больше всего его впечатлили раскалённый яркий свет южного солнца, делающий формы предельно чёткими, сочетания чистых красок, отчётливые тени, лишённые полутонов.

Вернувшись из Рио, твёрдо выбирает профессию художника.

4. Январь 1850 года: поступает в мастерскую художника-академиста Тома Кутюра, чья картина «Римляне времён упадка» на Салоне 1847 года имела бешеный успех. Государство купило её за 12000 франков. «Игра соков на кухне». О живописи Кутюра: «Всё, что мы тут видим – смехотворно. Свет фальшив, тени фальшивы. Понятно, что посреди улицы натурщика не разденешь. Но ведь есть луга, поля, где хотя бы летом можно писать обнажённую натуру». Его раздражает напыщенная живопись, неестественно вздутые мускулы, неестественные позы.

Начинают возникать конфликты с учителем по поводу того, какой должна быть настоящая живопись.

6. Постепенно Мане формулирует свой творческий принцип: писать не иллюстрации к литературным произведениям, а работать, наслаждаясь красками и формами. Академическое искусство, по его мнению, требует писать не то, что видишь, а то, что следует видеть – прекрасный идеал. Благородные зализанные сюжеты действуют ему на нервы. Писать улицы, выразительность естественных поз и движений чистыми тонами и красками без полутонов и тональных переходов.

7. Сентябрь 1852 года – вместе с братом Эженом посещает Венецию. В восторге от старых итальянских художников.

8. Постепенно порывает с романтизмом и реализмом. Живопись, по его мнению – это только живопись. В 1856 году покидает мастерскую Кутюра.

9. Живописная программа Мане:

- избавится от засорённости живописи полутонами,

- убрать последовательные переходы между ними,

- делать внезапный переход от света к тени, а не нагромождать оттенки, которые глаз не воспринимает в отдельности, но которые затрудняют восприятие произведения в целом.

10. 1858-59год – «Любитель абсента». Натурщик - старьёвщик Колларде, встреченный Мане в Лувре. Кутюр отозвался на это произведение словами: «Друг мой, я вижу здесь только пьяницу, и создал эту гнусность художник».

 

11. 1859-1860 – «Музыка в Тюильри». Светская толпа в одном из парижских парков. Гуляя по парку Тюильри, постоянно фиксирует мимолётность, изменчивость, случайность. И ещё сильнее убеждается в правильности своего подхода к натуре: «Правильно только одно: делать сразу то, что видишь. Вышло – так вышло. Нет – начать сызнова. Остальное – чепуха!». Подчёркнуто контрастные силуэты, чередует тёмные и светлые тона. Новаторство – не только в сюжете, но и в почерке, манере, передаче сиюминутного впечатления. 1 мая 1863 года на Салоне картина встречена свистом и улюлюканьем: «Месиво из красок, ничему не учит, ни о чём не повествует!»

12. «Гитареро». К Салону 1861 года. Так торопился, что написал гитариста-левшу.

13. 1862 год – знаменательное событие: встреча с Викториной Мёран. Блондинка с рыжеватыми волосами, мечтающая вырваться из нищеты. Викторина Мёран родилась в Париже в семье гравёра Жана-Луи-Этьенна Мёрана и его жены Луизы-Терезы. Её дядя был скульптором, а сама она хорошо играла на гитаре. Кроме этих фактов, о юности и образовании Викторины Мёран известно немного. Её описывали как своенравное существо, разговаривавшее как парижские уличные женщины. С декабря 1861 по январь 1863 она работала моделью в мастерской художника Тома Кутюра. Мане познакомился с ней в 1862, когда ей было 18 лет. До 1875 Викторина позировала ему для многочисленных полотен, в том числе таких его шедевров, как «Уличная певица», «Завтрак на траве», «Олимпия» и «Железная дорога». Она была также моделью Эдгара Дега.

После поездки в Америку Викторина Мёран стала брать уроки живописи и представила свой автопортрет на Парижском салоне 1885. Другие её известные работы — «Нюрнбергская горожанка в XVI веке» (салон 1879 г.) и «Вербное воскресенье» (салон 1885 г.).

Позднее она стала питать слабость к алкоголю, попрошайничала в кафе и барах, а потом завела себе обезьянку и, одетая в лохмотья, играла на улице на гитаре и просила подаяние. Умерла в преклонном возрасте. Для Мане – идеальная натурщица, естественна, способна приноравливаться к капризам художника, входить в разные роли.

14. 1862 год – под впечатлением выступления в Париже испанской балетной труппы, примадонной которой была актриса Лола де Валанс, уговаривает её позировать для очередной картины.

15. Зима 1862 года – работа над «Завтраком на траве». Выбираются монументальные размеры: 214 на 270 см. Женская фигура на первом плане – Викторина Мёран. Его персонажи ничего не рассказывают, Мане отказывается от всяческого зализывания. Присутствие на картине обнажённой женщины и двух одетых мужчин - чтобы обеспечить максимально сильные тональные сочетания, подчеркнуть контрастность красок. Для Мане это живопись и только живопись, в которой сюжет не имеет ни малейшего значения.

16. 1863год – Жюри Официального Салона отвергает большое количество работ художников, не являющихся членами академии. Под давлением общественности император Наполеон III позволяет выставится им во Дворце Промышленности. В историю живописи эта выставка, открывшаяся 15 мая, входит под названием Салона Отвергнутых. Радость изгоев, как и злоба академиков были безграничны.

17. «Завтрак на траве» был выставлен на Салоне Отвергнутых. Император, посетив Салон и увидев картину Мане, разразился следующей тирадой: «Непристойность! Бред! Какая одежда! А какая композиция! Живопись вытеснила человека, он здесь – только форма. Один говорит – его никто не слушает; другой глядит – и ничего не видит. У дамочки – взгляд сомнамбулы. Они все – как бы из другого мира». А молодые - Клод Оскар Моне, Поль Сезанн, Эмиль Золя – в полном восторге.

«Олимпия», Салон 1865 года.

18. Теофиль Готье: «Мане – волшебник! Ему подвластны эффекты света, пылающие тона, сияющий колорит. Это истинный живописец». Если Тициан осовременивает для 16 века мифологическую Венеру, то почему не сделать тоже самое для века 19-го?

Манера письма Мане кажется очень плоской. Мастер отказался от традиционной многослойности и тщательности нанесения мазков. Краска кое-где выходит за границы изображённых предметов, к примеру, букет практически распадается на отдельные цветовые пятна. В картине ощущается зарождение нового стиля — импрессионизма, одним из родоначальников которого стал её автор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: