Уроки Мане.
- пренебрежение академическими канонами, касающимися сюжетного и технического плана (отсутствие светотени, перспективы, классических персонажей, аллегорий, галантных персонажей, столь ценимых Академией).
- предельная простота исполнения, чистые цвета, резкие цветовые контрасты. Форма моделируется цветом. Зарождение импрессионистической манеры письма: техника нанесения отдельных мазков, пятен, пунктиров. Нарочито небрежная манера письма (картина напоминает эскиз). Техника совпадает с манерой.
- бессюжетность, отсутствие повествовательности и нравоучительности, связи с литературным источником, работа на ассоциативное восприятие.
Ассоциация (лат. associo – связывать, соединять, сопоставлять) – способ достижения художественной выразительности, основанный на установлении связи чувственных образов, возникающих в процессе восприятия действительности с представлениями, хранящимися в памяти. Ассоциация – способ творческого пересоздания, «остранения» действительности, установления неожиданных, оригинальных связей между предметами, создания метафор, позволяющих «остранить» действительность. Язык живописи – это язык цвета.
- непозволительный с точки зрения официального искусства модернизм – эксперимент с перенесением в живой, а не бутафорский пейзаж (в «Завтраке») обнажённой натуры.
- стремление передать естественное взаимодействие цвета, воздуха и света, а людей изобразить такими, какими мы их видим в естественной обстановке.
- полное отсутствие принадлежности к какому-либо традиционному жанру. Как определить жанровую принадлежность обеих картин? –
Ню (фр. nu — обнажённый) — художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий красоту обнажённого человеческого тела.
В большинстве случаев авторы воспевают красоту женского тела. Предполагается, что жанр ню в изобразительном искусстве зародился в эпоху Возрождения. Первые изображения были ограничены рамками мифологических, аллегорических, исторических и бытовых образов. Джорджоне, Тициан и другие художники этой эпохи воплощали в своём творчестве идеальные представления о женской красоте, при этом часто добавляя философско-поэтические оттенки.
Для стиля барокко были характерны уже более пышные формы, а также жизненная прелесть юной цветущей красоты. Произведения в этом стиле говорят о чувственном, полнокровном восприятии мира. Одним из самых заметных представителей ню в стиле барокко является Питер Пауль Рубенс.
В XVIII веке ню появляется уже в образах рококо. В картинах появляются утонченно-грациозные, кокетливые, проникнутые чувственностью образы (Франсуа Буше).
В начале XIX века некоторые художники пытались вернуть классические каноны красоты («Источник», 1856 г.), но уже в середине века ряд живописцев использовал ню для создания слащавых, эклектических произведений. Вскоре, благодаря творчеству Эдуарда Мане, жанр теряет мифические ассоциации, приобретая современный характер («Олимпия», 1863 г.).
- мягкая ирония по отношению к старой живописной традиции, слишком серьёзной и возвышенной.
- эпатаж (Epaton – сногсшибательный) - удар по мещанскому ханжеству и ограниченности, работа на зрителя, способного понять и оценить.
- программа для молодых художников: искусство должно будить воображение, активизировать память, вызывая ассоциации с образами, уже хранящимися в ней. Живопись должна быть современна, она должна передавать стиль и атмосферу эпохи.