Чрезвычайных ситуаций. Обеспечение жизнедеятельности населения требует создания обширного комплекса мер и средств, в ряду которых особое место занимают системы безопасности

Обеспечение жизнедеятельности населения требует создания обширного комплекса мер и средств, в ряду которых особое место занимают системы безопасности (защищенности от опасностей техногенного, природного, криминогенного и иного характера) людей, объектов производства, энергетики, транспорта, жилых, общественных и административных зданий, прочих сооружений и техники, природной среды.

Все созданные человеком объекты, на которые направлены какие-либо угрозы, с точки зрения безопасности можно характеризовать по двум аспектам:

· с одной стороны, эти объекты (без специальных мер защиты) являются потенциально уязвимыми, т. е. будут поражаться при возникновении опасных для них ситуаций;

· с другой стороны, многие промышленные объекты гражданского и военного назначения являются также потенциально опасными, поскольку при возникновении на этих объектах аварии, пожаров, взрывов и других опасных ситуаций порождается угроза для окружающих сооружений, населения и природной среды.

Наиболее характерными для населения крупных городов являются следующие группы опасностей: социальные, политические, коммунально-бытовые, природные, техногенные, экологические, криминальные, террористические, военные. Они носят комплексный взаимосвязанный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы.

Обеспечение безопасности населения в ЧС представляет собой комплекс организационных инженерно-технических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни и здоровья человека во всех сферах его деятельности.

Основные направления в решении задач обеспечения безопасности населения следующие:

1) прогнозирование и оценка возможных последствий ЧС;

2) планирование мероприятий по предотвращению или уменьшению вероятности возникновения ЧС, а также сокращению масштабов их последствий;

3) обеспечение устойчивости работы объектов в ЧС;

4) ликвидация последствий ЧС.

Проблемы оценки безопасности жизни человека и биосферы (в частности организационно-технические и социально-экономические аспекты безопасности жизнедеятельности) многогранны, и вопрос о возможности создания какого-либо условно обобщенного показателя вреда, причиняемого здоровью людей действием различных факторов, является весьма актуальным.

Прогнозирование ЧС – метод ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Прогнозирование направлено на предупреждение ЧС и представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение вреда окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В задачу прогнозирования в области защиты населения входит также ориентировочное определение времени возникновения ЧС (краткосрочный прогноз), по которому принимаются определенные решения по обеспечению безопасности населения во всех сферах его деятельности. Прогнозирование обстановки, связанной с возникновением ЧС, осуществляется математическими методами.

Методы оценки и прогнозирования последствий ЧС по времени проведения делятся на две группы:

· методы, основанные на априорных (предполагаемых) оценках, полученных с помощью теоретических моделей и аналогий;

· методы, основанные на апостериорных оценках (оценки последствий уже произошедших ЧС).

По используемой исходной информации методы прогнозирования последствий делят на:

· экспериментальные, основанные на обработке данных произошедших ЧС;

· расчетно-экспериментальные, когда имеющиеся статистические данные обрабатывают с помощью математических моделей;

· расчетные, основанные на использовании только математических моделей.

Методы прогнозирования возникновения ЧС также делятся на различные группы, находящиеся в различной соподчиненности. Наиболее развиты они применительно к ЧС природного характера, т. е. к экстремальным природным явлениям. Для своевременного прогнозирования и обнаружения экстремального природного явления на стадии его зарождения необходима хорошо отлаженная общегосударственная система мониторинга за предвестниками стихийных бедствий и катастроф. По информации, полученной от этой системы, территориальные органы власти принимают заблаговременные либо оперативные решения для осуществления мер защиты с целью предупреждения и/или смягчения последствий ЧС.

При прогнозировании широко используется метод математического моделирования. Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выявления его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование обстановки, связанной с ЧС, с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели.

При прогнозировании обстановки в зависимости от вида ЧС определяются границы зон разрушения (радиоактивного, химического, биологического), а также возможные потери населения и ущерб, наносимый хозяйственным объектам.

Данные прогнозирования обстановки в очагах поражения обобщаются, анализируются, и делаются выводы для принятия решения, связанного с организацией и ведением спасательных и других неотложных работ.

Мероприятия, необходимые для предотвращения ущерба от ЧС, подразделяются на фоновые и защитные.

Фоновые (постоянно проводимые) мероприятия, основанные на долгосрочном прогнозе, включают следующее:

· выполнение строительно-монтажных работ с учетом требований строительных норм;

· создание надежной системы оповещения населения об опасностях;

· накопление фонда защитных сооружений и обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;

· организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля;

· всеобщее обязательное обучение населения правилам поведения и действиям в ЧС;

· проведение режимных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

· отказ от строительства потенциально опасных объектов в экономически уязвимых зонах;

· перепрофилирование объектов – источников повышенной опасности для здоровья и жизни людей;

· материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий ГО;

· практическая отработка планов ликвидации последствий ЧС.

Защитные мероприятия, которые необходимы, когда предсказан момент ЧС, включают в себя:

· развертывание системы наблюдения и разведки, необходимых для уточнения прогноза;

· приведение в готовность системы оповещения населения о ЧС;

· ввод в действие специальных правил функционирования экономики и общественной жизни;

· нейтрализация источников повышенной опасности при ЧС, прекращение операций с ними;

· приведение в готовность аварийно-спасательных служб;

· частичная эвакуация населения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: