Метод Дельфи

Метод представляет собой ряд последовательных процедур, направленных на формирование группового мнения экспертов. Характерные особенности метода:

• анонимность,

• регулируемая обратная связь,

• формирование групповой оценки на основе статистической обработки индивидуальных оценок экспертов,

• многошаговый характер оценивания. Анонимость - предполагает использование специальных вопросников и других средств индивидуального опроса. Анонимность опроса позволяет ослабить влияние отдельных "доминирующих "экспертов. Поскольку ответы экспертов анонимны, они имеют возможность пересмотреть свои мнения, данные на предыдущем туре, и при желании исправить оценки.

Технология формирования коллективного мнения основана на идеологии метода Дельфи. В отличие от метода комиссий, в котором специалисты обсуждают проблему за "круглым столом", в методе Дельфи создаются условия, исключающие непосредственное общение между членами экспертной группы. Вместо коллективного обсуждения проблемы проводится индивидуальный опрос в форме анкет для выяснения относительной важности (полезности) оцениваемых факторов.

Затем производится статистическая обработка анкет и формируется коллективное суждение группы и вся обобщенная информация в форме анкет сообщается экспертам.

Участников опроса просят пересмотреть оценки и объяснить причины своего несогласия с мнением коллектива. Процедура повторяется несколько раз (3-4 раза), что позволяет сузить разброс оценок и избежать некоторых недостатков метода комиссий, связанных с психологией группы.

На заключительном этапе формируется групповая оценка для каждого из факторов (альтернатив) как средневзвешенная по оценкам каждого из экспертов с учетом весовых коэффициентов экспертов, характеризующих уровень их компетентности.

Тестовый метод использует контрольные воздействия (тесты) и последующее сравнение ответных реакций контролируемого объекта с заранее заданным результатом.

Деловая и инновационная игра:

Деловая игра представляет собой имитационную модель производственно-хозяйственной или управленческой деятельности, отражающей функционирование организации путем взаимодействия игровых групп. Участники деловой игры согласно ее целям и правилам принимают решение и организуют исполнение принятых решений в конкретной обстановке взаимосвязанных ситуаций, проверяют новые принципы или законы управления, анализируют их эффективность применительно к решению управленческих задач и конкретных ситуаций. В ее основе лежит игровая имитация, основанная на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни и представляющая собой динамическую модель упрощенной действительности. Реализуется данная модель благодаря действиям участников игры, которые берут на себя роли управленцев или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию на основе определенных правил и ограничений. В структуре деловой игры есть такие элементы как роли, ролевые цели, ролевые действия на основе правил.

Инновационные игры – системный метод решения сложных проблем деятельности социальных групп и человека, опыт организации саморазвития социальных групп.

Методы анализа документов можно подразделить на:

1. Традиционные, или качественные. Что представляет собой документ, каков его контекст, кто автор, каковы цели создания, какова надежность, каково общественное действие. К ним относятся исторический анализ, политический анализ, литературоведческий, психологический, логический анализ и т. п.

2. Качественно-количественные, формализованные, или контент-анализ

Контент-анализ – это качественно-количественный социологический метод исследования, при котором измеряются характеристики множества текстов однотипных документов по ряду формализованных категорий и признаков. Этот метод позволяет объективно зафиксировать и количественно измерить некоторые характеристики текстов, визуальных или звуковых документов.

Основные требования к контент-анализу:

- систематичность (содержание должно быть упорядочено в категориях, которые будут применены при исследовании),

- измеримость (выраженность результатов в количественных показателях частоты употребления, объема и т. п., согласно проведенной кодификации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: