И прочей непищевой продукции лесного хозяйства (РДУ/ЛХ-2001)

Наименование продукции Удельная активность, Бк/кг
Лесоматериалы круглые для строительства жилых зданий  
Лесоматериалы круглые прочие  
Древесное технологическое сырье  
Топливо древесное  
Пиломатериалы, изделия из древесины и древесных материалов для строительства стен жилых зданий  
Пилопродукция, изделия из древесины и древесных материалов прочие  
Прочая непищевая продукция лесного хозяйства  

Для получения продукции животноводства, отвечающей допустимым уровням радиоактивного загрязнения продуктов питания, рассчитаны нормативы предельно допустимого содержания радионуклидов в конкретных кормах животных.

Уровни вмешательства. Отсутствие единого подхода к ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, наличие серьезных разногласий по вопросам безопасного проживания и трудовой деятельности на загрязненных территориях, дефицит достоверных данных в мировой науке о действии малых доз радиации на население, длительное время проживающее в реальных условиях хронического внешнего и внутреннего облучения (при одновременном действии на организм гамма-излучения, альфа- и бета-частиц и их комплексного влияния с другими вредными факторами окружающей среды), уникальность и масштабность произошедшей катастрофы требуют определения более жестких критериев проживания по сравнению с действующими.

При разработке критериев проживания исходили из реальных результатов работ по ликвидации последствий катастрофы, отсутствия профилактических мер в первый период после катастрофы, экономических и социальных факторов и определения условий, которые максимально позволяют уменьшить опасность для здоровья населения.

В основу концепции проживания населения на загрязненных радионуклидами территориях положены следующие принципы.

1. Любая, даже самая малая, дополнительная доза радиации не является безопасной для живого организма и требует обязательного принятия мер по ее снижению. В связи с этим следует говорить не об абсолютной безопасности, а о приемлемом риске.

2. Возможность синергизма или усиления повреждающего действия на организм ионизирующих излучений при совместном действии других повреждающих факторов внешней среды.

3. Отсутствие условий для одновременного переселения большого количества населения в чистые регионы и в связи с этим необходимость поэтапного переселения населения.

4. Существование различий в сложившейся радиационной обстановке, наличие химических и других загрязнений среды и другие факторы требуют индивидуального подхода к условиям проживания в каждом населенном пункте.

5. Максимальное сохранение здоровья населения, национальных и культурных ценностей.

Оценка состояния радиационной безопасности должна основываться на следующих основных показателях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»:

– характеристике радиоактивного загрязнения окружающей среды;

– анализе обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и соблюдения норм, правил и гигиенических нормативов;

– вероятности радиационных аварий и их предполагаемом масштабе;

– степени готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

– анализе доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

– числе лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз.

Радиационная безопасность населения обеспечивается созданием безопасных условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям гигиенического норматива «Критерии оценки радиационного воздействия» и санитарных норм и правил «Требования к радиационной безопасности»; установлением квот на облучение от разных источников; организацией радиационного контроля; эффективностью планирования и проведения мероприятий по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии, организацией системы информации о радиационной обстановке.

Обеспечение радиационной безопасности является государственной задачей, организуется в целях защиты населения от поражающего воздействия ионизирующих излучений, а внешней среды – от загрязнения радиоактивными веществами при эксплуатации радиоизотопных устройств, при использовании радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений.

Обеспечение радиационной безопасности осуществляется постоянно и достигается проведением специальных мероприятий, которые включают:

• установление и поддержание режима радиационной безопасности;

• контроль за состоянием радиационных объектов.

Радиационная безопасность на объекте и вокруг него обеспечивается:

• за счет качества проекта радиационного объекта;

• обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;

• физической защиты источников излучения;

• зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;

• условий эксплуатации технологических систем;

• разрешений уполномоченных государственных органов на практическую деятельность в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения.

При нормальных условиях облучения контроль за источниками осуществляется таким образом, чтобы дозы облучения населения были ниже допустимых уровней, предписанных нормами. При этом контроль доз облучения населения является средством осуществления контроля над источником, а удержание облучения ниже допустимых уровней не требует ограничения человеческой деятельности.

В случае ядерной или радиационной аварии количество выброшенных радиоактивных веществ не поддается контролю. Это приводит к облучению населения дозами, превышающими основные дозовые пределы для нормального облучения. В этих условиях принцип не превышения основных дозовых пределов не может быть обеспечен путем исправительных действий, направленных на осуществление контроля над источником, и поэтому ограничение последующего облучения осуществляется защитными мероприятиями, применяемыми как к окружающей среде, так и к человеку. Эти мероприятия связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного функционирования территории, то есть являются вмешательством, влекущим за собой экономический и экологический ущерб, а также риск неблагоприятного воздействия на здоровье населения.

Вмешательство – любое действие, направленное на снижение или предотвращение воздействия излучения от источников, которые вследствие аварии вышли из-под контроля.

Основные принципы радиационной безопасности для нормальной деятельности с некоторыми изменениями акцентов применяются и для ситуаций вмешательства. Единственный их компонент, который нельзя применять, – это предел дозы облучения отдельных лиц из числа населения.

В основе принятия решений по вмешательству лежат три следующих общих принципа.

1. Вмешательство должно быть обоснованным, т. е. введение защитной меры должно принести больше пользы, чем вреда (принцип оправданности вмешательства).

2. Уровень, при котором вводится вмешательство, и уровень, при котором оно затем прекращается, должны быть оптимизированы с тем, чтобы добиться максимальной выгоды (принцип оптимизации вмешательства).

3. Должны быть приняты все возможные меры для предотвращения серьезных детерминированных эффектов посредством ограничения доз ниже пороговых значений для этих эффектов.

Вмешательство осуществляется при использовании одного или нескольких защитных мероприятий: организация укрытий и убежищ; назначение препаратов стабильного йода; эвакуация; отселение; защита органов дыхания; индивидуальная санитарная обработка; контроль доступа в загрязненные районы; контроль загрязненности воды и пищевых продуктов и запрет (или ограничение) на отдельные пищевые продуты; дезактивация местности и имущества; использование индивидуальной защитной одежды; изменение профиля сельскохозяйственного и промышленного производства.

Перечисленные защитные мероприятия сами по себе имеют негативные стороны, так как нарушают привычный уклад общественной и экономической жизни, а иногда оказывают прямое вредное воздействие на здоровье и самочувствие людей. Все они ограничивают свободу деятельности и выбора и отвлекают ресурсы, которые могли бы быть направлены на решение других социальных задач. Таким образом, при решении вопроса о введении той или иной конкретной защитной меры требуется оценить как пользу этой меры в терминах снижения риска, так и вред (принцип оправданности вмешательства).

Выбрать оптимальную стратегию – это минимизировать суммарный риск, или получить максимальный выигрыш на единицу затрат.

Сложность оптимального выбора в том, что почти всегда уменьшение одного риска сопровождается увеличением другого. Так, например, установление жестких радиационных критериев на продукты питания может привести к их недостатку в рационе, а эвакуация населенного пункта приводит не только уменьшению дозы, но и к изменению привычного уклада жизни, стрессом и связанным с этим ухудшением здоровья.

Кроме того, степени риска, следующие за выполнением различных мер защиты, сильно отличаются друг от друга. По этой причине невозможно установить один приемлемый во всех случаях уровень вмешательства. Поэтому для каждого защитного мероприятия по соображениям радиационной безопасности целесообразно определить нижний уровень дозы (ниже которого введение защитной меры нецелесообразно, так как ущерб, наносимый вмешательством, превосходит вред от предотвращаемого облучения) и верхний уровень дозы (при котором обязательно следует предпринять выполнение данной защитной меры, так как ущерб от облучения больше ущерба, наносимого самим вмешательством). Диапазон доз между этими двумя уровнями является тем интервалом, в пределах которого решение о выполнении мер защиты принимается по принципу оптимизации.

При принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятий) следует руководствоваться следующими принципами:

• предлагаемое вмешательство должно принести обществу и, прежде всего, облучаемым лицам больше пользы, чем вреда, т. е. уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость вмешательства, включая его социальную стоимость (принцип обоснования вмешательства);

• форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения дозы, т. е. польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была бы максимальной (принцип оптимизации вмешательства).

Если предполагаемая поглощенная доза облучения за 2 суток достигнет уровней: для всего тела – 1 Гр, или для отдельных органов: легкие – 6 Гр, кожа – 3, щитовидная железа – 5, хрусталик глаза – 2, плод – 0,1 Гр, – при превышении которых возможны клинически определяемые детерминированные эффекты, то необходимо срочное вмешательство (меры защиты).

При хроническом облучении в течение жизни защитные мероприятия становятся обязательными, если годовые поглощенные дозы превышают для органов или тканей: гонады – 0,2; хрусталик глаза – 0,1; красный костный мозг – 0,4 Гр. Превышение этих доз приводит к серьезным детерминированным эффектам.

 


1. Назовите принципы и критерии радиационной безопасности населения.

2. Каковы основные положения Законов Республики Беларусь и других правовых документов по радиационной безопасности населения?

3. Гигиенический норматив «Критерии оценки радиационного воздействия». Допустимые уровни облучения.

4. Приведите Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов в воде, воздухе, продуктах питания.

5. Что такое уровни вмешательства?

 

 

ЛЕКЦИЯ 10. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: