Особенности развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с синдромом Дауна

Существует ряд факторов, влияющих на развитие мелкой мо­торики у детей с синдромом Дауна.

• Нарушение устойчивости позы, связанное с недостаточной силой мышц и ослабленным чувством равновесия.


• Гипотония. Слабый мышечный тонус в руках и кистях
рук осложняет формирование захвата, затрудняет удер­
жание предметов и манипулирование ими.

• Слабость и повышенная эластичность связок приводит к
чрезмерной подвижности суставов рук, кистей и пальцев,
снижая возможность сделать движение более точным.

• Снижение всех видов глубинной чувствительности, что
затрудняет контролирование собственных движений.

• Проблемы, связанные с нарушением зрения, мешают раз­
витию координации «рука-глаз».

• Особенности развития памяти и мышления, нарушение пла­
нирования влияют на формирование навыков мелкой мо­
торики, поскольку ребенок испытывает сложности при ус­
воении цепочки последовательных действий.

• Встречающиеся в ряде случаев анатомические особенности
строения ладони и запястья (более позднее формирование
костей запястья, короткие пальчики, отставленный в сто­
рону большой палец) затрудняют стабилизацию запястья
и задерживают формирование пальцевого захвата.

• Поперечная ладонная складка и положение мизинца (кли-
нодактилия — мизинчик согнут внутрь или камподакти-
лия — отогнут вовне) существенного влияния на форми­
рование навыков мелкой моторики не оказывают.

Последовательность развития навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна

На первых этапах развития мелкой моторики малыш вместо движения кистью использует движения плечом и предплечьем. У ребенка со сниженным тонусом при отсутствии специальной ра­боты такой способ выполнения движений может наблюдаться до 4-5 лет.

Постепенно у ребенка начинает формироваться стабильность запястья — он учится удерживать ладонь в положении, нужном для выполнения определенного действия. При сниженном тонусе ребенку проще стабилизировать запястье, положив кисть на твер­дую поверхность большим пальцем вверх. При этом работают боль­шой, указательный и средний пальцы, а ребро ладони и мизинец обеспечивают стабильность.

Затем постепенно развивается умение вращать запястьем в разных плоскостях. Трудность состоит в том, что в этом случае нужно сохранять стабильность запястья без опоры, на весу, а это очень трудно при сниженном тонусе.


Формирование захвата проходит следующие ступени: ладон­ный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные фор­мы. У детей с синдромом Дауна последовательность сохраняется, однако формирование захвата имеет свои особенности: позже за­тухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной ра­боты возможно длительное «застревание» на ладонных формах зах­вата. До трех-четырех лет может наблюдаться захват без участия большого пальца, пинцетный захват может производиться боль­шим и средним пальцами, а указательный жест - большим паль­цем. Сила захвата снижена.

Примерный возраст формирования навыков тонкой моторики у детей с синдромом Дауна

Помещенные ниже данные (табл.5 и 6), взяты (в сокращен­ном виде) из книги "Рте МоЮг 8кШ8 т СЫЫгеп \У1Й1 оо\уп Зшёготе". Следует напомнить, что возрастной диапазон появле­ния навыков у детей с синдромом Дауна значительно шире, чем у обычно развивающихся сверстников.

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: