Существует ряд факторов, влияющих на развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.
• Нарушение устойчивости позы, связанное с недостаточной силой мышц и ослабленным чувством равновесия.
• Гипотония. Слабый мышечный тонус в руках и кистях
рук осложняет формирование захвата, затрудняет удер
жание предметов и манипулирование ими.
• Слабость и повышенная эластичность связок приводит к
чрезмерной подвижности суставов рук, кистей и пальцев,
снижая возможность сделать движение более точным.
• Снижение всех видов глубинной чувствительности, что
затрудняет контролирование собственных движений.
• Проблемы, связанные с нарушением зрения, мешают раз
витию координации «рука-глаз».
• Особенности развития памяти и мышления, нарушение пла
нирования влияют на формирование навыков мелкой мо
торики, поскольку ребенок испытывает сложности при ус
воении цепочки последовательных действий.
• Встречающиеся в ряде случаев анатомические особенности
строения ладони и запястья (более позднее формирование
костей запястья, короткие пальчики, отставленный в сто
рону большой палец) затрудняют стабилизацию запястья
и задерживают формирование пальцевого захвата.
• Поперечная ладонная складка и положение мизинца (кли-
нодактилия — мизинчик согнут внутрь или камподакти-
лия — отогнут вовне) существенного влияния на форми
рование навыков мелкой моторики не оказывают.
Последовательность развития навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна
На первых этапах развития мелкой моторики малыш вместо движения кистью использует движения плечом и предплечьем. У ребенка со сниженным тонусом при отсутствии специальной работы такой способ выполнения движений может наблюдаться до 4-5 лет.
Постепенно у ребенка начинает формироваться стабильность запястья — он учится удерживать ладонь в положении, нужном для выполнения определенного действия. При сниженном тонусе ребенку проще стабилизировать запястье, положив кисть на твердую поверхность большим пальцем вверх. При этом работают большой, указательный и средний пальцы, а ребро ладони и мизинец обеспечивают стабильность.
Затем постепенно развивается умение вращать запястьем в разных плоскостях. Трудность состоит в том, что в этом случае нужно сохранять стабильность запястья без опоры, на весу, а это очень трудно при сниженном тонусе.
Формирование захвата проходит следующие ступени: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. У детей с синдромом Дауна последовательность сохраняется, однако формирование захвата имеет свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата. До трех-четырех лет может наблюдаться захват без участия большого пальца, пинцетный захват может производиться большим и средним пальцами, а указательный жест - большим пальцем. Сила захвата снижена.
Примерный возраст формирования навыков тонкой моторики у детей с синдромом Дауна
Помещенные ниже данные (табл.5 и 6), взяты (в сокращенном виде) из книги "Рте МоЮг 8кШ8 т СЫЫгеп \У1Й1 оо\уп Зшёготе". Следует напомнить, что возрастной диапазон появления навыков у детей с синдромом Дауна значительно шире, чем у обычно развивающихся сверстников.
Таблица 5