Развитие навыков мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста

Говоря о мелкой моторике, мы подразумеваем способность координировать движения мелких мышц, управляющих лицом и руками. В данном разделе речь пойдет о работе мелких мышц РУК-

Как уже говорилось в предыдущем разделе, мелкая моторика развивается на базе крупной моторики. Развитие движений начи­нается с головы и идет от средней линии тела к периферии (сна­чала развиваются движения плеча, затем предплечья, и только потом — кисти и пальцев), сначала развивается стабильность, а затем мобильность.

Стабильность подразумевает сохранение стабильности тела в статике и динамике и способность использовать руки при смене поз.

Билатеральная координация предполагает использование двух рук, перекладывание объектов из руки в руку, умение одной рукой держать, а другой - обследовать объект. При совершении действий, требующих разъединения и соединения объектов, одна


рука начинает использоваться как основная, другая - как помога­ющая, однако доминантной руки пока может и не быть.

Сенсорика и умственное развитие. Ж. Пиаже назвал возраст от рождения до двух лет сенсомоторным периодом развития ребенка и разбил его на 6 стадий. Именно в этом возрасте в сенсомотор-ном развитии ребенка происходят кардинальные изменения. Рас­смотрим их с точки зрения развития мелкой моторики и деятель­ности.

Стадия //упражнение рефлексов. От рождения до месяца но­ворожденные хватают любой предмет, помещенный в их ладонь, сосут все, оказавшееся около рта. Новорожденные «упражняют» все имеющиеся у них навыки (безусловные рефлексы), много­кратно повторяя их.

Стадия2: на этой стадии (1-4 месяца жизни) ребенок начи­нает приспосабливаться к своему окружению. Это приспособление (аккомодация) выражается в следующих изменениях в поведении малыша: появляется привычка сосать большой палец и, если на первой стадии это происходило случайно, то теперь ребенок про­извольно направляет свой палец ко рту, что говорит о начале формирования системы «руки - рот», то есть о способности коор­динировать действия руки и рта.

Ребенок поворачивает голову в направлении издаваемых ма­терью звуков, следит за ее перемещениями по комнате, малыш делает попытки обнаружить невидимый ему источник звука. Все это говорит о формировании способности координировать слух и зрение, используя повороты головы. На данной стадии не издаю­щий звука пропавший из поля зрения объект перестает существо­вать для ребенка.

Стадия3: (4-8 месяцев). В это время малыши выполняют це­ленаправленные действия, их поведение становится еще более кон­тролируемым и координируемым. Возникает понимание между произведенным действием и результатом, то есть выстраиваются простейшие причинно-следственные связи. Кроме того, у ребенка на этой стадии складывается некоторое представление о постоян­стве предметов и людей, ребенок начинает понимать, что они существуют и тогда, когда их нельзя увидеть.

Стадия 4: (8-12 месяцев). Происходит дальнейшее совершен­ствование целенаправленных и произвольных действий, которые называют исследовательскими. Ребенок на этой стадии иногда может предвосхищать события, искать предмет именно в том месте, где находил его в последний раз.


(12 - 18 месяцев). Ребенок становится любознательным ис­следователем, ему, например, важно, как падают предметы, ка­кой они издают при этом звук и многое другое. Он ищет новые способы взаимодействия с неизвестными предметами, а в случае изменения ситуации - перестраивает способы достижения цели. Это начало истинно мыслительной деятельности. Для решения прак­тических задач ребенок использует метод проб и ошибок. Он пы­тается найти предмет не только там, где находил раньше, по­скольку понимает, что возможными другие варианты местонахож­дения невидимого объекта.

Стадия 6: (1,5 —2 года). На этой стадии мышление и поведение детей полностью зависит от той информации, которую они полу­чают благодаря органам чувств и двигательной активности. В это время начинает появляться игра с предметом-заменителем или с воображаемым объектом. На этой стадии дети совершают действия не только с реальными предметами, но и с их образами, эти мыслительные операции позволяют в ряде случаев решать практи­ческие задачи, не всегда прибегая к методу проб и ошибок.

пооператорный (дооперациональный) период длится от 2 до 7 лет. Мы рассмотрим начало этого периода, охватывающее возраст до трех лет. У ребенка появляются символические функции: язык, символическая игра, отсроченная имитация, воспроизводящая события некоторое время спустя, а также внутренняя имитация, составляющая основу образного мышления. Появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с непосредственным окружением ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: