Период конкретного мышления - от 7 до 11 лет

4. Период формально-логического абстрактного мышления - от
11 до 18 лет и далее.

Сенсомоторный период, когда главную роль в умственном раз­витии ребенка играют его ощущения и восприятия, Пиаже разделил на 6 стадий.

Стадия /: упражнение рефлексов. От рождения до месяца новорожденные хватают любой предмет, помещенный в их ла­донь, сосут все, оказавшееся около рта, они реагируют на гром­кие звуки, яркий свет и резкие движения. На этой стадии все обучение осуществляется посредством таких рефлекторных дей­ствий и пяти чувств. Новорожденные «упражняют» все имеющие­ся у них навыки (безусловные рефлексы), многократно повторяя их, они не различают предметы и поступают со всеми предметами одинаково.

Стадия 2\ первичные круговые реакции. На этой стадии (1-й - 4-й месяц жизни) ребенок начинает приспосабливаться к свое­му окружению. Это приспособление (аккомодация) выражается в следующих изменениях в поведении малыша.

1. Появляется привычка сосать большой палец и, если на пер­
вой стадии это происходило случайно, то теперь ребенок произ­
вольно направляет свой палец ко рту, что говорит о начале фор­
мирования системы «руки - рот», то есть о способности коорди­
нировать действия руки и рта.

2. У ребенка появляются разные схемы, позволяющие ему
различать объекты, он начинает понимать, что одни предметы
при сосании дают молоко, а другие — нет. Теперь, когда ребенок
голоден, он отвергает как объект сосания все, не дающее молока.

3. Ребенок поворачивает голову в направлении звуков, изда­
ваемых матерью, следит за ее перемещениями по комнате. Все это
говорит о формировании способности координировать слух и зре­
ние, умения сосредоточить внимание на предметах или людях. На
данной стадии объект, пропавший из поля зрения, не существует
для ребенка.

Стадия 3: вторичные круговые реакции (4-8 месяцев). Ма­лыши выполняют целенаправленные действия, и их поведение


г


становится еще более контролируемым и координируемым. Схе­мы, которые развились в сознании малыша на предшествующих стадиях, теперь координируются им. Как и на второй стадии, то или иное поведение проявляется случайно, но если его результат доставляет удовольствие, малыш будет повторять его. Возникает понимание между произведенным действием и результатом, то есть простейшие причинно следственные связи. Кроме того, у ре­бенка на этой стадии складывается некоторое представление о постоянстве предметов и людей, понимание того, что они суще­ствуют и в том случае, когда их нельзя увидеть. На 3-й стадии дети могут предвидеть место появления объекта, если его переме­щение скрыто. (Для такого предвосхищения события необходимо неоднократное стереотипное перемещение объекта.)

Стадия 4: координация вторичных схем (8-12 месяцев). Про­исходит дальнейшее совершенствование целенаправленных и про­извольных действий. Малыш координирует две старые схемы, ста­раясь добиться желанного результата. Теперь это уже схемы це­лей, средств и способов их достижения.

Подобные действия называют исследовательскими. Ребенок на этой стадии иногда может предвосхищать события. Пиаже описал страх своей дочери, когда ей помазали спиртом царапину; впос­ледствии она начинала плакать, когда мать брала в руки пузырек. Ищут предмет в том месте, где находил его в последний раз.

Стадия 5: третичные круговые реакции (от 12 до 18 месяцев). Ребенок становится любознательным исследователем: он трогает руками кашу, размазывает ее по столу, бросает на пол ложку или выбрасывает из манежа игрушки. Малышу важно, как падают предметы, какой они издают при этом звук и многое другое, что взрослыми уже давно не воспринимается как что-то новое и инт­ригующее. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неиз­вестными предметами, он может перестроить способы достиже­ния цели в случае изменения ситуации. Это начало истинно мыс­лительной деятельности. Для решения практических задач исполь­зуется метод проб и ошибок. Ребенок при поиске предметов ищет их не только там, где находил раньше, он понимает, что возмож­ны и другие варианты местонахождения невидимого объекта.

Стадия 6: от полутора до двух лет. На этой стадии мышление и поведение детей полностью зависят от той информации, кото­рую они получают благодаря органам чувств и двигательной ак­тивности.



6-я стадия характеризуется появлением символического мыш­ления - способность по запечатленным в памяти ребенка симво­лам предметов воспроизводить их в тот или иной момент. У ребен­ка наблюдается игра с предметом-заменителем или воображае­мым объектом. На этой стадии дети выполняют действия не толь­ко с реальными предметами, но и с их образами. Эти мыслитель­ные операции позволяют в ряде случаев решать практические за­дачи, уже не прибегая к методу проб и ошибок. К концу стадии начинает осуществляться постепенный переход от конкретно-чув­ственного (наглядно-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, он длится весь дооператорный период, и в случае затруднений дети снова прибегают к помощи двигатель­ных актов, так как двигательные усилия для них — необходимый элемент поиска, без которого им пока никак не обойтись. (Инте­ресно, что бывают ситуации и у взрослых людей, обладающих хорошо развитым формально-логическим мышлением, когда они поступают аналогичным образом, то есть используют для реше­ния задач метод проб и ошибок. Это свидетельствует о том, что с возникновением более высокой формы мышления простые фор­мы не исчезают, но отходят на задний план, являясь фундамен­том высокоорганизованной мыслительной деятельности.)

Подведя итог всему приведенному выше, можно сделать вы­вод о значимости сенсомоторного периода для развития ребенка и о необходимости учета последовательности стадий при построе­нии работы с ребенком, характеризующимся отклонениями в раз­витии.

В данный период закладывается основа для усвоения языка, развития навыков устной речи.

Дооператорный (дооперациональный) период. От 2 до 7 лет

У ребенка появляется символическая функция: язык, симво­лическая игра, отсроченная имитация, воспроизводящая события спустя некоторое время, а также внутренняя имитация, являю­щаяся основой для образного мышления. Появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с непосредствен­ным окружением ребенка. Мышление в данный период характе­ризуется:

• необратимостью - неспособностью мысленно возвращаться
к исходному пункту своих размышлений;

• эгоцентризмом - неумением взглянуть на объект с пози­
ций другого человека;


^ •»>! • отсутствием понятия сохранения - ребенок, фиксируя толь­ко исходное и конечное состояние объекта, не регистри­рует происходящие с ним изменения и измененный объект не может признать идентичным исходному; • трансдуктивным умозаключением - от одного частного к

другому частному без соотнесения с общим. Ребенок умеет производить классификацию по образцу и распределять предметы по сериям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: