Схема тела и физический образ “Я” подростка

Осознание своего физического облика, четкий самообраз являются одними из важнейших внутренних условий, активно участвующих в формировании личности подростка. Осознание эстетического эффекта своей внешности, сформированное представление о собственной соматической организации являются одними из регулирующих факторов поведения любого человека. Та или иная оценка своей внешности влечет за собой определенное самочувствие и может определять характер взаимоотношений между людьми. Осознание особенностей своей внешности влияет на формирование многих важных качеств личности (например, таких, как уверенность в себе, жизнерадостность, замкнутость, индивидуализм). Именно в подростковом возрасте степень созревания, соответствие физического развития человека стандартам, принятым в группе его сверстников и друзей, может стать определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. По данным Х.Ремшмидта, около половины девочек-подростков и треть мальчиков-подростков в период полового созревания озабочены своими размерами тела, фигурой и весом.

Исследования В.Н.Куницыной показали, что подростки наиболее часто отмечают такие черты своей внешности, как рост, цвет волос, цвет глаз, форма носа. Эти черты являются основными и наиболее общими дифференцирующими характеристиками для всех людей. Особо большое внимание при написании автопортрета уделяется всему, что относится к разряду особых примет и состоянию кожи – родинок, шрамов, веснушек, бородавок и т.п.

Количество признаков этого рода, включенных в автопортрет, точность указания местоположения, особенностей их, отсутствие поправок, ошибок, которые говорили бы о неуверенности в своих знаниях (в том числе признаков, недоступных для самонаблюдения в момент эксперимента), свидетельствуют об их четкой фиксированности в сознании подростка.

Кроме того, на данной ступени развития самосознания подросток не имеет еще достаточного опыта сопоставления себя с другими людьми, и его стремление лучше знать себя не опирается на достаточно полную и четкую картину своего “Я”. Поэтому в образе своего физического “Я” более полно представлены те детали, которые являются результатом непосредственного самонаблюдения. Для подростка оказывается более трудной оценка собственного телосложения и лица как сложных комплексов, требующих учета соотношения всех элементов, одновременной оценки их величины, формы и взаимоположения. Такого рода оценка легче производится при восприятии другого человека.

Почти по всем показателям самовосприятия наблюдаются различия между мальчиками и девочками. Общественное мнение относит к признакам мужественности физическую силу, спортивные успехи и мускулистую фигуру, и эти физические особенности очень важны для мальчиков, тогда как для девочек второстепенны или даже нежелательны. Девочки обращают больше внимания на свое лицо, фигуру и кожу.

Таким образом, в период отрочества представления о собственном теле значительно изменяются вследствие осознания и психической переработки различных соматических преобразований.

Ощущение личностной идентичности подростка предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени. Быстрые перестройки периода полового созревания должны интегрироваться в новое устойчивое ощущение идентичности. Поэтому процесс развития приводит подростков к концентрации на физических аспектах своего “Я”. Схема тела не всегда объективна, а иногда даже полностью противоположна мнению окружающих.

Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления подростков сравнивать себя со сверстниками у многих из них наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости.

Неадекватное представление о своем физическом облике может приводить к кратковременным нервным расстройствам, становиться первопричиной возникновения сложных невротических комплексов, основывающихся на чувстве собственной неполноценности.

А.И.Захаров выделяет три типа самооценки подростков при невротическом состоянии:

1. Недооценка невротического состояния – наиболее частый тип реагирования. Имеет место у подростков с устойчивой личностной самооценкой, социальный статус которых не претерпевает существенных изменений при неврозе, несмотря на то, что одновременно ребенок может испытывать кратковременные острые эмоциональные переживания. Параллельно идет пассивно-положительная, часто гетеровнушенная установка на лечение без конкретного осознания своего состояния. При отсутствии установок на лечение возможны случаи, когда дети знают, что больны, но считают себя здоровыми. Такая самооценка личности может компенсировать гетерооценку своего невротического симптомокомплекса и временно приносит ей облегчение.

2. Адекватная самооценка своего невротического состояния формируется у ребенка в итоге доминирования таких ситуаций, когда невротические индивидуальные особенности непосредственно влияют на успех значимой для ребенка деятельности. Степень адекватности, являясь относительной величиной, взаимосвязана с общим уровнем социализации и более характерна для подростков.

3. Переоценка невротического состояния. В этой группе встречаются дети как с заниженной, так и повышенной личностной самооценкой. В генезе отмечается следующее:

а) тревожно-мнительное отношение членов семьи к заболеванию ребенка: “он тяжело, по-особому болен”. Дети часто не имеют сформированного личного мнения, легко конформны, установки на лечение крайне неустойчивы, предопределяются позицией окружающих взрослых. У некоторых детей имеются установки на лечение сверхкомпенсаторного плана, вызванные отрицательным отношением сверстников к отклонениям поведения ребенка-невротика. Это отрицательное отношение выражается в форме его дразнения. Таким образом, здесь внутренним мотивом установки является самоутверждение среди сверстников;

б) самоутверждение в болезни, извлечение выгоды, привилегированного положения в групповых структурах общения. Установки на лечение активно-отрицательны. Ребенок стремится сохранить высокую личностную самооценку, активно сопротивляется несовместимым с его позицией оценкам окружающих и искажает с этой целью свой опыт;

в) “разочарование” как следствие неэффективности предыдущих методов лечения. Превалируют пассивно-отрицательные или пассивно-положительные установки на лечение ситуативного характера.

В более серьезных (клинических) случаях недовольства своим физическим “Я” подростка начинает преследовать мысль, что он не такой, как все, что он в чем-то уродлив или некрасив. Возникает навязчивое стремление разглядывать себя, чувство стыда. Недовольство своей наружностью, представления о своем физическом недостатке, как правило, не соответствующие действительности, сопровождаются непреодолимым желанием исправить свою внешность. В медицинской литературе этот феномен описывается как синдром дисморфофобии, или бред физического недостатка.

Важно отметить, что в подростковом возрасте в связи с гормональной перестройкой организма повышается риск провоцирования психиатрических заболеваний. И подростковым психологам очень важно хорошо знать подростковую психиатрию, чтобы суметь вовремя помочь при первых же симптомах заболевания. Так, переоценка своих истинных или мнимых физических недостатков предрасполагает к переживаниям дереализации и деперсонализации, достигающим пика своей частоты именно в этот период (их следует отличать от шизофренических психозов). Наконец, интенсивное самонаблюдение нередко приводит к нарциссическим кризисам и так называемой пубертатной ипохондрии, также остающейся в рамках депрессивных реакций. Подобные процессы могут играть свою роль и в появлении нервной анорексии - целенаправленного ограничения себя в еде, доходящего до степни голодания, обусловленного стремлением к похуданию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: