Религиозно-политическая реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) (1365–1349 гг. до н.э.)

Крупным фактом египетской истории этого времени является проведение Аменхотепом IV (впоследствии принявшим имя Эхнатона) большой религиозной реформы, имевшей целью заменить древнее традиционное многобожие новым культом единого солнечного бога. В основе этой реформы лежали определенные социально-экономические причины.

Завоевательные войны времени XVIII династии, приведшие к обогащению лишь небольшой группы придворной знати и высшего жречества, тяжело отразились на положении трудовых масс. Наиболее крупные богатства скопились в храмах, главным образом в руках фиванских жрецов Амона. Религиозная реформа, направленная против господства разбогатевшего высшего жречества Фив, проводилась последовательно и систематически.

Вступив на престол, Аменхотеп IV начал борьбу против верхушки фиванского жречества, благодаря своему богатству оказывавшего в течение предшествующих царствований сильное влияние на политику египетского правительства. В этой борьбе Аменхотеп IV опирался на поддержку провинциального жречества, в частности на жрецов Гелиополя и Мемфиса, где издавна процветал культ единого и верховного солнечного божества. Аменхотеп IV стал выдвигать в противовес культу фиванского бога Амона культ гелиопольского бога Ра-Горахте.

Объявив себя первосвященником этого бога, фараон начал строить в Фивах храм древнему солнечному божеству Египта, провозгласив его богом, «который ликует на горизонте в имени своем — блеск света, находящийся в диске солнца». В этих эпитетах солнечного божества ясно видны контуры новой религии солнечного единобожия.

Однако Аменхотеп IV еще не находил возможным нанести решительный удар фиванским жрецам и традиционному многобожию. Именно к этому времени относятся изображения солнечного божества в виде бога Горахта с головой сокола, украшенной диском солнца. Чтобы подчеркнуть значение религиозной реформы, Аменхотеп IV свои строительные работы проводил с большой пышностью. В одной надписи сообщается, что царь призвал для работ по изготовлению одного большого обелиска всех каменщиков от Элефантины до Дельты.

Реформационная деятельность Аменхотепа IV вызвала недовольство фиванского жречества, а это в свою очередь заставило царя окончательно порвать с жрецами Амона. Культ прежнего государственного бога Амона и все древнее традиционное многобожие подверглись гонению. Имена бога Амона и других богов Египта, даже слово «боги» уничтожались на всех памятниках, причем фараон не пощадил даже имени своего отца, так как в его состав входило имя бога Амона.

Бросив вызов могущественному фиванскому жречеству, Аменхотеп IV выдвинул культ единого и верховного солнечного бога Атона, что внешне отразилось в изменении царского имени. Фараон принял новое имя «Эхнатон», что означает «блеск Атона». Полностью порвав с фиванским жречеством, фараон покинул Фивы. Он построил себе новую роскошную столицу (около современной эль-Амарны) в просторной котловине, защищенной скалистыми горами. В эту новую столицу, украшенную дворцами и храмами, фараон переселился со всем своим двором, чиновниками и жрецами нового солнечного бога. Новой столице он дал название «Ахетатон», что означает «горизонт Атона». В торжественных гимнах описываются красота и богатство новой столицы Египта.

Раскопки, произведенные на территории Ахетатона, дали богатый материал для изучения жизни египетского города. Наряду с большим царским дворцом были обнаружены остатки зданий государственных учреждений, в частности архива и «школы писцов» («дом жизни»), богатые усадьбы, принадлежавшие аристократам и чиновникам, затем дома, в которых жили представители средних слоев населения, мелкие торговцы и ремесленники, наконец, целый квартал, населенный бедняками, очевидно, работавшими в некрополе.

Тут же были найдены торговые склады и зернохранилища. Неподалеку от города, высоко в скалах, были обнаружены гробницы вельмож. Стены погребальных комнат сохранили тончайшие изображения и интересные надписи, в частности текст высокохудожественного гимна Атону, которые дают возможность подробно изучить всю эпоху и религиозную реформу, проведенную Эхнатоном.

Религия в Древнем Египте была главной формой идеологии, а храмы были важнейшими центрами культурного влияния. Поэтому религиозная проповедь могла быть использована для укрепления политического и культурного влияния Египта в соседних странах. Отчасти с этой целью, очевидно, были созданы новые формы культа единого бога солнца, по своей простоте и ясности понятного и доступного разноплеменным и разноязычным массам, населявшим соседние страны, завоеванные египетскими фараонами XVIII династии. На это значение религиозной реформы Эхнатона указывают те слова из гимна Атону, в которых говорится, что бог солнца Атон восходит над каждой страной, что он создал все страны мира — Египет, Сирию и Нубию и посылает жизнь каждой стране.

Если прежние боги изображались покровителями одного лишь Египта и его царя, даровавшими ему победу над его врагами, то теперь новый бог Атон был объявлен богом не только Египта, но также и соседних стран.

Проводя религиозную реформу, Эхнатон опирался на средние слои населения, представители которых образовали вокруг него новую группу придворного чиновничества. Эти новые вельможи в своих надписях гордятся не своей родовитостью, а милостями фараона, которому они обязаны своим возвышением; они подчеркивают свою преданность фараону и верность новому религиозному учению, фанатическим проповедником которого был сам Эхнатон.

Новые вельможи находились в полной экономической зависимости от фараона. На стенах своих гробниц они изображали, как царь щедро награждал их золотом за их верную службу, за то, что они следовали новому религиозному учению, поддерживая религиозную реформу.

Так, на стенах гробницы верховного жреца Мерира изображено, как царь награждает его золотом. Надпись содержит слова царя, обращенные к вельможе: «Повесьте золото ему на шею, на руку, положите золото к его ногам за то, что он внимал учению фараона и делал все, что было сказано в этих великолепных чертогах, которые воздвиг фараон в святилищах дома Атона для Атона в Ахетатоне».

Опираясь на созданное им и преданное ему чиновничество, Эхнатон упорно и последовательно проводил в жизнь широко задуманную им религиозную реформу. В крупнейших городах Египта, где были особенно сильны древние культы,— в Фивах, Мемфисе, Гелиополе и Гермонтисе — Эхнатон построил храмы новому государственному богу Египта — богу солнца Атону. Больше того, культ Атона стал насаждаться даже в Нубии, где еще при Аменхотепе III был основан новый город ниже 3-го порога, получивший название Гем-Атон. Эхнатон разрушил храм, построенный здесь в честь Амона, и воздвиг новый храм, посвященный новому солнечному богу — Атону.

Борьба Эхнатона против высшего фиванского жречества вызывала глухое, а иногда и активное сопротивление со стороны той части населения, которая поддерживала фиванских жрецов и правителей номов и держалась старого многобожия. Рабовладельческая знать, недовольная новым курсом правительственной политики, составляла заговоры и даже замышляла покушения на смелого фараона-реформатора.

На стене гробницы начальника столичной полиции Маху изображено, как Маху привозит к везиру и к высшим чиновникам важных государственных преступников — одного египтянина и двух иноземцев. Обрадованный раскрытием заговора и арестом главных зачинщиков, везир благословляет бога Атона и царя.

 

 

Египет в эпоху Рамессидов: XIX и XX династии (конец XIV – начало XI в. до н.э.). Древнеегипетское общество в период Нового царства. Египетско-хеттское противостояние. Вторжения «народов моря».

Сыну Сетнахта Рамсесу III (ок. 1198–1167 гг. до н. э.) вновь пришлось отражать нападение на Дельту Нила «народов моря» (ок. 1193 г. до н. э., когда одновременно с ними в Египет пытались вторгнуться и ливийцы, и ок. 1190 г. до н. э.). Ранее, на рубеже XIII–XII вв. до н. э., на северо-западе Малой Азии происходило противостояние ахейских греков и местного политического образования с центром в городе Вилуса (гр. Илион), отразившееся в греческом эпосе как «Троянская война» (характерно специальное указание Манефона для его грекоязычных читателей, знавших Гомера с детства, что Таусерт была современницей падения Трои!).

После падения Вилусы (ок. 1195 г. до н. э.) началась мощная миграция населения Эгеиды по южному побережью Малой Азии и Восточному Средиземноморью, которая и достигла Египта. В числе ее участников – «народов моря», помимо некоторых племен, известных еще Мернептаху, тексты Рамсеса III упоминают пеластов, или филистимлян (егип. пелесет – возможно, исходно обитателей Балкан и Западной Малой Азии), которые позднее осели на побережье Южной Палестины, текер (вероятно, тевкров греческих текстов – обитателей района Вилусы), а также данайцев (дануна), т. е. собственно ахейских греков, и некихуашашей. Рамсесу III удалось справиться с этими нашествиями лишь ценой немалых усилий. Благоприятным для Египта следствием этой волны этнических миграций стало уничтожение в ходе них его главного, хотя к этому времени и ослабленного, соперника в Азии – Хеттского царства.правитель Египта (и это, несомненно, относится не только к Рамсесу III, но и к его предшественникам и преемникам) видел смысл своей деятельности прежде всего в обеспечении благополучия страны, т. е. мира и достатка ее обитателей. Цель всех войн – не подвиги и связанная с ними слава, а покорение чужих земель ради получения с них дани и предупреждения угрозы Египту с их территорий. При этом, несмотря на то что в эпоху Нового царства и царь и его воины гордились своими подвигами, они исходили из того, что обычный средний человек, даже сделавший военное ремесло своей профессией, испытывает естественный страх перед смертью. Таким образом, задача царя видилась в поддержании такого положения страны, при котором никто из подданных – в том числе и воинов – не будет обречен на преждевременную смерть.

Взаимоотношения между Египтом и Хеттским царством, помимо упомянутого договора между Рамсесом II и Хаттусили III, отразились также в переписке между государями этих двух стран, известной по клинописному архиву, найденному при раскопках хеттской столицы Хаттусы. Подробное издание этой переписки было подготовлено немецким египтологом Э. Эделем.

Самый значительный эпизод начала хетто-египетских войн при Рамсесе II описан в «Поэме о Кадешской битве» – ритмизованном произведении, иногда приписываемом переписчику – писцу Пентауру (его кульминация – призыв царя к своему отцу Амону в самый опасный момент битвы, когда тот, казалось бы, покинул своего сына).

Источники по нашествиям на Египет «народов моря» весьма многообразны: среди египетских текстов следует назватьнадписи фараонов Мернептаха и Рамсеса III (из его заупокойного храма в Мединет Абу на западном берегу Фив), однако их интерпретация невозможна без учета как письменных, так и археологических источников из самых разных регионов, от Восточного Средиземноморья до Балканского полуострова. Именно решение этой комплексной задачи стоит на сегодняшний день в «повестке дня» исследователей, занимающихся этим этапом египетской (и в целом ближневосточной) истории.

«Большой папирус Харрис» включает в себя, помимо автобиографии Рамсеса III, также обширный перечень его дарений древнеегипетским храмам; именно поэтому он является самым длинным из известных египетских папирусов (более 40 м).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: