Возникновение мышления и речи. Зарождение идеологических воззрений

Практически вся информация о формировании и развитии этапов человеческого мышления, и каковы были средства коммуникации австралопитеков, питекантропов и неандертальцев носит косвенный характер. Неразрывно подлинно человеческое мышление и его внешнее проявление с помощью языка. Н.Я.Марр, выдвинул и пытался обосновать идею кинетической речи — языка жестов, который был якобы присущ древнейшему первобытному человечеству и предшествовал звуковому языку.используемые в близких к современности и даже в современных первобытных коллективах языки имеют кинетическую жестовую природу. общественные отношения нужно было обслуживать, в этих условиях жест приобретал смысл, нес какое-то сообщение, сообщение и жест канонизировались, сообщение прикреплялось к жесту, возникла постепенно совокупность жестов с определенными привязанными к ним смыслами, образовавшая дозвуковой этап в развитии речи. Развивая дальше эту гипотезу, можно легко представить себе, как в этих условиях формировались разные жестовые языки в отдельных стадах: разные сообщения в силу случайности или в силу каких-то еще не вскрытых современным знанием глубинных свойств человеческой психики прикреплялись к разным жестам. Эта гипотеза была в забвении но позже приобрела поддержку в опытах над шимпанзе. Сначала не получалось научить их звуковой речи, но позже после снятия анатомической трудности с голосовым аппаратом шимпанзе оказались очень способными учениками. овладение языком жестов перестроило поведение антропоидов: при объединении их с «не говорящими» особями они чувствовали свое отчуждение от них и тянулись к экспериментаторам —людям. И еще одно — матери обучали этому языку детенышей. Кинетическая речи имеет недостаток—речь жестов не дистанционна и не пригодна в темноте. Если говорить о непосредственной основе звуковой речи у древнейших гоминид, то она образована вокализацией, типичной для высших приматов. В этой вокализации выделяются два типа или две основные группы звуков—обычные звуки, выражающие угрозу, ярость, страх и т. д., и так называемые жизненные шумы, которые обезьяны издают постоянно. В.В. Бунак считал, что жизненные шумы —тот именно материал, на основе которого формируется звуковая речь, но последующее изучение вопроса не принесло подтверждения его правоты. звуки, имеющие реальную смысловую нагрузку, у приматов — предков человека послужили истоком для оформления простейшей звуковой человеческой коммуникации. система речи должна была обслуживать формирующееся общественные отношения. Многие лингвисты полагают, что первым было осознание действия, и в языке раньше всего возникла глагольная номинация. Состав лексики трудно восстановить — наверное, это были наименования съедобных растений и т.д. Бесспорно можно утверждать, что постепенно росла лексика языка и совершенствовалась его операционная сфера. В мустьерское время появляются определенные зачатки идеологии, что не могло не повести к дальнейшему обогащению языка.с появлением человека современного типа язык стал уже вполне современным. Истоки идеологических представлений. Искусственные повреждения на черепах некоторых форм непременно трактуются в этом случае как следствие внутристадных конфликтов и, по мысли авторов, укрепляют вывод о господстве звериных инстинктов и столкновениях, доходящих до убийства.бесспорно доказанный каннибализм неандертальцев, проживавших в пещере Крапина в Югославии также служит доказательством их полузвериного поведения. Но есть и другая тенденция.коллективы неандертальцев имели сложную социальную организацию, справляли сложные культы, у них были представления о душе, единобожие, развитый культ предков и т. д. Наблюдения над тщательно раскопанными погребениями позволяют перейти к утверждению о предопределенном характере действий с покойником, т. е. о реальном существовании погребений. Подавляющее большинство погребений открыты в Европе, Передней и Средней Азии, и все они ориентированы с небольшими отклонениями по линии восток — запад, а отклонения легко объясняются удобством рытья могильной ямы, топографией пещер и т. Д. Такой характер трупоположения говорит об осознании движения солнца по своей оси и какого-то представления о связи движения светила с покойником.Тешик-Таш используется для доказательства наличия у неандертальца солнечного культа. Покойник лежит в неглубокой яме, вырытой в почве или выдолбленной в каменном полу пещеры, служившей жильем. Вокруг него часто положены каменные орудия, которыми он пользовался при жизни. Весьма вероятно, что они владели начатками магии. В Регурду кости медведя погребены в каких-то искусственных склепах, сооруженных из камней. За всем этим скрывается возможно, отражение одного из магических обрядов.воплощению форм внешнего мира в камне и глине предшествовала падающая на мустьерскую эпоху стадия так называемого натурального макета, т. е. трупа или чучела животного. Над этим чучелом совершались магические обряды. Очень многие археологи рассматривают в качестве следа такой деятельности каменную плитку, найденную в гроте Ла Ферасси. Вся она покрыта чашеобразными углублениями, похоже, искусственного происхождения, а также пятнами и полосами, нанесенными охрой. Возможно это зарождение человеческого орнамента.близ Тернополя на Украине был найден кусок кости с отчетливо выполненным на нем силуэтом какого-то животного.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: