Билет 16. Архитектура эклектики 30-90 гг. XIX в.
Эклектика (от греч. «эклего» - выбираю) – «архитектура выбора»; выбор архитектурного стиля в зависимости от назначения здания
Новые заказчики – буржуазия
«Буржуа» - горожанин
Представители буржуазии: промышленники, коммерсанты, финансисты, а также выходцы из купцов, мещан, крестьян
Технический прогресс
· Появление железных дорог, пароходов
· Новые материалы
o Металл à расширение пролетов
o Стекло à увеличение площади освещения зданий
o Железобетон
Роль архитектора: в первую очередь архитектор – художник, так как красота отождествляется с количеством украшений
Модные стили: готика, мавританский, «неогрек», академическая эклектика (барокко и рококо), византийское и древнерусское зодчество
Периодизация
· 1830-1850-е гг. – ранний эклектизм («Николаевская» эпоха)
o Становление эклектических предпочтений
o Архитекторы: Константин Тон, Александр Брюллов, Андрей Штакеншнейдер, Михаил Быковский
· 1860-1890-е гг. – зрелый эклектизм
o Связан с отменой крепостного права
o Новая система демократических ценностей
o Архитекторы: Алексей Горностаев, Иван Ропет (Петров), Виктор Шретер, Виктор Гартман, Иероним Китнер, Александр Померанцев
РАННИЙ ЭКЛЕКТИЗМ
ОГЮСТ МОНФЕРРАН
Исаакиевский собор
· Последнее произведение классицизма (активное использование ордера)
· Первое произведение, предвещающее новое время
o Детали интерьера, связанные с Ренессансом и барокко)
o Высококачественные материалы:
§ Монолитные гранитные колонны
§ Полихромный мрамор в облицовке
§ Чугун и железо в конструкциях
Александрийский столп: подчеркивает единство ансамбля Дворцовой площади
АНДРЕЙ ШТАКЕНШНЕЙДЕР
Мариинский дворец: эклектичность в измельченности форм и декора наличников
Дворец князей Белосельских-Белозерских
· Стилизация архитектуры зрелого русского барокко (Растрелли)
o Графически четкая, суховатая интерпретация
o Интерьеры
· НЕ барокко – рустовка 1 этажа