Биология 8-9 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2012 год
Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.
Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать в теоретическом туре, – 59.
Часть I
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Выделите правильный ответ:
- Образовавшиеся после деления новые клетки несут:
· а) новую наследственную информацию;
· +б) ту же наследственную информацию, что была в материнской клетке;
· в) в два раза меньше информации;
· г) в два раза больше информации.
- Исключите лишнее:
· а) чума;
· б) холера;
· +в) грипп;
· г) тиф.
- Из перечисленных растений устьица на обеих сторонах листа имеют:
· +а) пшеница;
· б) ряска;
· в) слива;
· г) элодея.
- Наибольшее количество белка содержится в семени:
· а) подсолнечника;
· +б) фасоли;
· в) пшеницы;
· г) льна.
- Венчик цветка скорее всего:
· а) защищает главные части цветка;
· б) привлекает опылителей яркой окраской;
· в) привлекает насекомых запахом;
· +г) выполняет первые две функции.
- В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности:
· а) вид – род – отдел – класс – царство — семейство;
· б) род – семейство – вид – отдел – царство — класс;
· +в) царство – отдел – класс – семейство – род — вид;
· г) семейство – вид – род – класс – царство — отдел.
- Усики гороха – это видоизмененные:
· а) стебли;
· б) побеги;
· + в) листья;
· г) лепестки.
- Светочувствительный глазок хламидомонады расположен:
· а) в оболочке;
· б) в выделительной вакуоли;
· в) целиком погружен в цитоплазму;
· +г) на хроматофоре.
- У млекопитающих артериальная кровь течет по венам, а венозная – по артериям:
· а) в большом круге кровообращения;
· б) в воротной системе печени;
· +в) в малом круге кровообращения;
· г) при экстрасистолярном кровообращении, когда кровь начинает из желудочков сердца перекачиваться в предсердия.
- Впервые у хордовых появляется следующая стадия эмбриогенеза:
· а) морула;
· б) бластула;
· в) гаструла;
· +г) нейрула.
- Нейстоном называют организмы:
· а) пассивно парящие в толще воды;
· +б) обитающие в поверхностной пленке воды;
· в) активно плавающие в толще воды;
· г) ведущие придонный образ жизни.
- Гомойтермия типична для представителей классов:
· а) рыб;
· б) амфибий;
· в) рептилий;
· +г) птиц.
- Полный метаморфоз в своем развитии не проходят:
· а) чешуекрылые;
· +б) прямокрылые;
· в) веерокрылые;
· г) ручейники.
- У паукообразных нервная система представлена:
· а) нервной трубкой;
· б) звездообразным ганглием;
· +в) брюшной нервной цепочкой;
· г) брюшной и спинной нервными цепочками.
- В желудке начинают расщепляться:
· а) только углеводы;
· +б) частично жиры и белки;
· в) только белки и углеводы;
· г) белки, жиры и углеводы.
- Для свертывания крови необходимы, помимо прочего:
· а) ионы железа;
· +б) ионы кальция;
· в) ионы хлора;
· г) аскорбиновая кислота.
- При недостатке витамина К:
· а) выпадают волосы;
· б) выпадают зубы;
· в) ухудшается зрение;
· +г) нарушается свертываемость крови.
- У двух собак перекрестное кровообращение. Одной из них показали кусок мяса, при этом у второй собаки желудочный сок:
· а) будет выделяться так же, как у первой;
· +б) будет выделяться, но с опозданием;
· в) выделяться не будет;
· г) секреция сока второй собаки уменьшится.
- Трение при движении костей в суставе снижается за счёт:
· а) суставной сумки;
· б) отрицательного давления внутри сустава;
· +в) суставной жидкости;
· г) суставных связок.
- При малокровии у человека наблюдается:
· а) недостаток кальция в крови;
· +б) уменьшение содержания гемоглобина в крови;
· в) уменьшение содержание гормонов в крови;
· г) нарушение деятельности поджелудочной железы.
- Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:
· а) образуется витамин А;
· б) возникают зрительные образы;
· в) черный пигмент поглощает световые лучи;
· +г) формируются нервные импульсы.
- Энергия солнечного света преобразуется в химическую энергию в процессе:
· +а) фотосинтеза;
· б) хемосинтеза;
· в) дыхания;
· г) брожения.
- Главным компонентом ядра являются:
· а) митохондрии;
· +б) хромосомы;
· в) рибосомы;
· г) лейкопласты.
- Ферментативную функцию в клетке выполняют:
· +а) белки;
· б) липиды;
· в) углеводы;
· г) нуклеиновые кислоты.
- Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример:
· а) дивергенции;
· б) ароморфоза;
· в) дегенерации;
· +г) идиоадаптации.
Часть II
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
Выделите правильный ответ:
1. Признаки, характерные для голосеменных:
- I. В цикле развития преобладает спорофит. +
- II. Хорошо размножаются вегетативным способом.
- III. Эндосперм гаплоидный.+
- IV. Эндосперм диплоидный.
- V. Деревья, кустарники и травянистые растения.
- а) II, IV,;
- б) I, III;+
- в) I, II;
- г) IV, V.
2. Для проводящих клеток ксилемы характерны:
- I. Крупные вакуоли.
- II. Отсутствие цитоплазмы.+
- III. Наличие перфораций в клеточных стенках. +
- IV. Утолщенные клеточные стенки. +
- V. Многоядерность.
- а) II, III, IV;+
- б) I, II, IV;
- в) III, IV, V;
- г) I, III, IV.
3. Представителей типа хордовые характеризуют:
- I. Трехслойность;+
- II. Вторичная полость тела;+
- III. Вторичный рот;+
- IV. Двусторонняя симметрия;+
- V. Отсутствие внутреннего скелета.
- а) I, III, IV, V;
- б) I, II, III, V;
- в) I, II, IV, V;
- г) I, II, III, IV.+
4. Спорами размножаются:
- I. Сенная палочка:
- II. Улотрикс: +
- III. Мукор: +
- IV. Сальвиния; +
- V. Хара;+
- а) I, II, III, IV;
- б) II, III, IV;
- в) I, II, IV;
- г) II, III, IV, V.+
5. Гипофиз:
- I. Состоит из одной доли.
- II. Состоит из нескольких долей.+
- III. Не связан с таламусом.+
- IV.Не связан с гипоталамусом.
- V. Состоит из нервной и железистой тканей.+
- а) I, II, III, IV;
- б) III, IV, V;
- в) II, III, V; +
- г) II, IV, V.
6. Содержимое глюкозы в крови животных и человека поддерживается на относительно постоянном уровне при участии:
- I. Гипоталамуса; +
- II. Почек; +
- III. Надпочечников; +
- IV. Печени; +
- V. Поджелудочной железы; +
- а) I, II, III, IV, V;+
- б) II, III, IV, V;
- в) I, II, III, IV;
- г) I, II, III, V.
7. В любой клетке фосфор всегда входит в состав:
- I. Рибосом.+
- II. Мембран.+
- III. Белков.
- IV. ДНК. +
- V. РНК. +
- а) I, II, III, IV;
- б) I, II, IV, V;+
- в) II, IV, V;
- г) I, III, IV, V.
Часть III
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых cледует либо согласиться, либо отклонить. Выделите ответ словами «да» или «нет».
Максимальное количество баллов, которое можно набрать — 15.
- Удаление трутовика избавляет растение от паразита. (нет)
- Низшие эукариоты и азотобактерии обнаруживают способность фиксировать атмосферный азот (N2). (нет)
- Микоризообразующие грибы относятся к базидиомицетам.(да)
- Из хвойных деревьев, произрастающих в России, наибольшее число видов имеет род сосна. (да)
- Завершающим этапом эволюции стелы является атактостела. (да)
- Горизонтальный поток воды в корне контролируется клетками перицикла.(нет)
- У растений опадание листьев начинается в ответ на понижение температуры окружающей среды. (нет)
- Кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется из молекулы углекислого газа. (нет)
- Гипогликемия может являться симптомом недостатка инсулина. (нет)
- Желтое тело сохраняется, если оплодотворенная яйцеклетка имплантируется в эндометрий.+
- Плод у гороха стручок. (нет)
- Крыло бабочки и крыло птицы – пример гомологичных органов. (нет)
- Реликтовые и эндемичные роды нередко включают один или несколько видов.(да)
- Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков. (да)
- Летучие мыши ориентируются в полете с помощью обоняния. (нет)
Часть IV
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5.
1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите различные названия плодов растений (1–5) с их родовыми названиями (А–Д):
1 – Яблоко | А) Арбуз |
2 – Ягода | Б) Лунарий |
3 – Боб | В) Карагада |
4 – Стручок | Г) Боярышник |
5 – Тыквина | Д) Крыжовник |
Ответы
Названия плодов | |||||
Род растений | Г | Д | В | Б | А |
2. [мах. 2,5 балла] Соотнесите водоплавающих птиц (1–5), с характерными для них местами гнездования (А–Д):
1. Чомга | А – в дуплах деревьев на различной высоте |
2. Кряква | Б – в норах животных |
3. Пеликан | В – плавучее гнездо |
4. Огарь | Г – на земле или в заломах тростника |
5. Мандаринка | Д – в старых гнездах цапель и ворон |
Ответы:
Птицы | |||||
Места гнездования | В | Д | Г | Б | А |
Класс: 8 класс,9 класс / Предмет: Биология / Этап: Школьный / Год: 2012 / Город: Москва /