Бхакти-шастры
Цель курса — дать основу, которую человек будет углублять последующим знанием.
Адхикар (квалификация) для понимания Бхагавад-гиты — теоретически понять, что Кришна - это личность.
Цель Бхагавад-гиты — научить человека бхакти-йоге и помочь ему вернуться в духовный мир.
Семнадцатая глава (религиоведение)
День первый
Связь между шестнадцатой и семнадцатой главами: шестнадцатая глава рассказывает о демонах, которые открыто отвергают шастры. Семнадцатая глава рассказывает о демонах, которые не следуют Ведам, но поклоняются с верой кому-нибудь.
Домашнее задание:
Прочитать стихи с 1 по 13 и ответить на вопросы:
— Какие демоны более опасны: те, кто отвергает Веды, или те, кто пользуются ими с неправильным (демоническим) сознанием?
— Какие три вида веры вы знаете? Как можно сменить вид веры на более высокий?
— Во что верят люди, находящиеся под влиянием гун материальной природы? Приведите примеры из своего собственного опыта.
— Какие виды жертвоприношений склонны совершать люди в гуне благости, страсти и невежества? Каковы результаты этих жертвоприношений?
раздел — Что такое вера
1 стих. Вопрос Арджуны: «Что будет с людьми, которые поклоняются в благости, страсти и невежестве?»
Научный подход к религии: в стихе 4.39 Кришна говорит, что при поклонении главное — вера. Арджуна хочет узнать: что будет с людьми, которые поклоняются в благости, страсти и невежестве? Необходимо смотреть на то, в какой гуне человек поклоняется (не на пышность поклонения, не на обряды). От гуны, в которой поклоняется человек, зависит результат его поклонения.
2 стих. Ответ Кришны: «Люди поклоняются в разных гунах в зависимости от обусловленности».
Существует тот, кому поклоняются (шраддха), и то, как ему поклоняются (ягья). Объект поклонения может быть в разных гунах, и поклоняться каждому объекту можно в трёх гунах природы.
3 стих. Вера — это природа души.
Вера — убеждённость в чем-либо. Вера помогает человеку действовать. Вера является точкой отсчёта. Существуют разные убеждения, потому что существуют разные желания. Изменения гун меняют желания, и в результате меняются убеждения. Как определить, у кого более правильные убеждения: там, где больше счастья в жизни, убеждения более правильные (судят по плодам).
Вера — (поклонение) признание зависимости от личности. Мы всегда нуждаемся в ком-то или в чём-то для получения счастья. Когда человек признаёт свою зависимость от кого-то, он таким образом двигается к гуне благости, такой человек начинает следовать принципам, признаёт законы.
саттва-анурупа – шраддха возникает из благости (само желание поклоняться — это гуна благости)
шраддха-майо 'йам пурушо – шраддха — неотъемлемое свойство души.
Теряя свою изначальную веру в Кришну, душа начинает верить в то, что говорят ей гуны природы.
4 стих. Каждый человек поклоняется в соответствии с гуной, которой обусловлен. Гуна соединяет человека с объектом поклонения (в кого верю, того и ставлю на алтарь). Не чистый человек (тот, у кого материальные желания) не может поклоняться истинному Богу. Чистый человек (тот, у кого нет материальных желаний) поклоняется истинному Богу. Последователи таких людей тоже поклоняются истинному Богу. Необходимо стать последователем человека, у которого нет материальных желаний.
Поклонение в невежестве — поклонение чему-то непонятному, в темноте, много и бесплатно.
Поклонение в страсти — поклонение сильным, тем, кто даст конкретные плоды.
Поклонение в благости — поклонение гармонии мира, чтобы всё было правильно.
5–6 стихи. Ответ Кришны: если человек поклоняется не по шастрам, он — демон.
7 стих. По пище можно понять, в какой гуне человек выбирает объект поклонения.
Ягья, тапа и дана – это проявления религиозной жизни.
8 стих. Пища в благости продлевает жизнь, улучшает здоровье, приносит счастье, очищает сознание.
9 стих. Пища в страсти — чрезмерно кислая, соленая и т.д. (дукха, шока, ама)
10 стих. Пища в невежестве — протухшая, безвкусная, старая.
Прасад — пища в гуне благости (в соответствии с шастрами), предложенная Кришне (комм. к 10 стиху).