Как (в какой гунне) человек поклоняется. Ягья, тапа и дана (как проявляется духовная жизнь).
11 стих. Поклонение в благости — из чувства долга, в соответствии с шастрами, не продиктовано корыстным желанием (из чувства долга — человек понимает, что он что-то получил и надо отблагодарить). Результат — очищение.
12 стих. Поклонение в страсти — по шастрам с желанием выгоды (я вам столько сделал, теперь вы мне должны). Результат — материальные плоды.
13 стих. Поклонение в невежестве — вопреки шастрам, без веры. Результат — усиливает демонические наклонности (комм.).
День второй
Домашнее задание:
Прочитать стихи с 14 по 28 и ответить на вопросы:
— Приведите примеры аскезы в каждой из трёх гун. Приведите примеры благотворительности
— Объясните, что значат слова "ом тат сат".
Аскеза – добровольное ограничение (уменьшение своего комфорта) тела, ума и речи.
14 стих. Для тела — пуджа, чистота, прямота, целомудрие, ахимса.
15 стих. Для речи — правдивые и приятные слова, не вызывающие беспокойств.
|
|
16 стих. Для ума — удовлетворённость, самообладание, очищение сознания.
17 стих. Аскеза в благости — для Всевышнего, без материальных желаний, с верой.
18 стих. Аскеза в страсти — из гордости, ради почёта, чтобы быть объектом всеобщего поклонения.
19 стих. Аскеза в невежестве — по глупости, самоистязание, направленная на вред другим.
Пожертвования — я помогаю ближнему. Помогать нужно всем, но помогать нужно по-разному.
20 стих. Пожертвование в благости — из чувства долга, достойным людям, в нужное время (просто помогая бедным, человек не приближается к духовному совершенству). (комм.)
21 стих. Пожертвование в страсти — пожертвование ради выгоды.
22 стих. Пожертвование в невежестве — без внимания, без уважения, недостойным людям, в нечистом месте.
Раздел — Поклоняйся ОМ ТАТ САТ в гуне благости
23 стих. ОМ ТАТ САТ — обозначение Всевышнего. Поклоняться нужно так, чтобы удовлетворить Его.
24 стих. ОМ — этот слог обозначает Всевышнего Господа.
25 стих. ТАТ — определяет деятельность без желания получить результат. Единственная цель такой деятельности — вернуться домой, назад к Богу.
26–27 стихи. САТ — определяет цель. Цель — это вечная природа Господа. Словом Сат называют также того, кто действует с пониманием вечной природы Господа (садху).
28 стих. Всякая деятельность, совершённая без веры во Всевышнего, не приносит трансцендентного результата, такая деятельность временна и не приносит результата ни в этой жизни, ни в следующей.
Вывод: Деятельность, направленная на удовлетворение Господа Кришны, выводит человека из-под влияния трёх гун и приводит к вечной жизни.
Стихи наизусть:
17. 28
ашраддхайа хутам даттам
тапас таптам критам ча йат
асад итй учйате партха
на ча тат претйа но иха
Любые жертвоприношения, пожертвования или тапасья, совершенные без веры во Всевышнего, о сын Притхи, преходящи. Их называют асат, и они не приносят блага ни в этой жизни, ни в следующей.