Устройство и работа составных частей снегохода

Двигатель

На снегоходе установлен двухцилиндровый, двухтактный с петлевой кривошипно-камерной продувкой, карбюраторный двигатель РМЗ-640 принудительного воздушного охлаждения.

Основным механизмом двигателя (рис. 2) является кривошипно-шатун-ный механизм, предназначенный для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.

Коленчатый вал. Трехопорный коленчатый вал состоит из правой 46 и левой 3 цапф, щек 8 с кривошипным пальцем и среднего вала 49, соединенных между собой прессовыми посадками. Опорами коленчатого вала служат три шарикоподшипника 4, установленные на среднем валу и шейках цапф. Расположенные в канавках наружных обойм подшипников и лабиринтных уплотнений резиновые кольца 6 и 47 служат для выравнивания нагрузок на опорных подшипниках коленчатого вала. Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается упором подшипников цапф в стопорные кольца 7, установленные в соответствующих канавках картера. Выходящие из кривошипных камер картера концы коленчатого вала уплотнены манжетами 5. Необходимое радиальное давление уплотняющей кромки манжеты и ее постоянный контакт с валом обеспечиваются спиральной браслетной пружиной.

Рис. 2 - Двигатель:

1 - основание двигателя; 2 - нижняя половина картера; 3 - цапфа левая; 4 - подшипник; 5 - манжета; 6 - кольцо амортизационное; 7 - кольцо стопорное; 8 - щека; 9- подшипник игольчатый; 10 - верхняя половина картера; 11 - прокладка; 12- шатун; 13 - цилиндр левый; 14 - палец поршневой; 15 - кольцо стопорное; 16- подшипник игольчатый; 17- кольцо поршневое; 18- прокладка; 19- поршень левый; 20- головка цилиндра левая; 21 - цилиндр правый; 22- поршень правый; 23 - головка цилиндра правая; 24 - крыльчатка вентилятора; 25 - подшипник; 26 - кольцо регулировочное; 27 - кольцо стопорное; 28 - корпус вентилятора; 29- шкив ведомый; 30- ремень вентиляторный; 31 - воздухозаборник;

32 - шайба регулировочная; 33 - шпонка сегментная; 34 - гайка; 35 - валик вентилятора; 36 - шкив ведущий; 37 - шпонка сегментная; 38 - ручной стартер; 39 - болт; 40- гайка; 41 - шпилька; 42- ротор магдино; 43 - статор магдино; 44- шпилька; 45 - гайка; 46 - цапфа правая; 47 - кольцо уплотнительное; 48 - лабиринт; 49 - вал средний; 50- гайка; 51 - электростартер; 52 - гайка; 53 - шпилька; 54 - выхлопной коллектор; 55 - шпилька; 56 - гайка; 57 - прокладка; 58 - гайка; 59 - шпилька; 60 - свеча зажигания; 61 - впускной коллектор; 62 - кольцо уплотнительное; 63 - переходник; 64 - гайка; 65 - шпилька; 66 - карбюратор; 67 - шпилька; 68 - гайка; 69 - воздухоочиститель; 70 - винт; 71 - топливный насос; 72 - трубка топливная; 73 - болт (заглушка); 74 - втулка; 75 - шайба; 76 - гайка; 77 - шпилька; 78 - шестерня

Шатуны 12 обеспечивают шарнирную связь поршня с коленчатым валом. Основными элементами шатуна являются верхняя (поршневая) и нижняя (кривошипная) головки и связывающий их стержень двутаврового сечения. В отверстиях верхней и нижней головок шатуна установлены игольчатые подшипники 16 и 9. Радиальный зазор в подшипниках верхней и нижней головок составляет 0,012...0,024 мм. Указанный зазор обеспечивается сортировкой по диаметру на размерные группы роликов подшипников, поршневых и кривошипных пальцев, соответствующих отверстий шатунов. Маркировка группы отверстий шатуна выполнена на стержне под каждой головкой. Отверстия, выполненные в нижней головке шатуна, а также лыски на торцовой поверхности головки служат для смазки подшипников.

Поршни. На двигателе установлены невзаимозаменяемые между собой левый 19 и правый 22 поршни. В поршне различают верхнюю часть, называемую головкой поршня, и нижнюю направляющую часть — юбку.

Для поршневых колец на боковой поверхности головки проточены две кольцевые канавки. Стальные стопорные штифты в канавках препятствуют повороту поршневых колец и фиксируют замок каждого кольца в определенном положении. Вследствие этого замки поршневых колец не попадают в окна цилиндра во время движения поршня, что предохраняет кольца от поломок. В средней части поршня имеются приливы (бобышки) с отверстиями для установки поршневого пальца. Для стопорных колец поршневого пальца в отверстиях бобышек выполнены кольцевые канавки с выемками. Два небольших отверстия на каждой бобышке поршня предназначены для подачи смазки на трущиеся поверхности соединения поршневой палец — поршень.

Зазор между юбкой поршня и цилиндром на холодном двигателе составляет 0,14...0,16 мм. Если двигатель перегреть, поршень может заклинить в цилиндре.

Для обеспечения подбора по гильзам поршни выпускаются трех размерных групп: М, С, Б (малый, средний, большой). Обозначение размерной группы нанесено на внутреннем пояске юбки поршня. По диаметру отверстия под поршневой палец поршни сортируются на две размерные группы; группа маркируется белой или черной красками. При смене поршня необходимо ставить поршень соответствующей группы.

Поршни установлены в цилиндре так, чтобы П-образные выемки юбки поршня совпадали с каналами продувки в картере, а отверстия в бобышках под поршневой палец - с подшипником верхней головки шатуна. Разница поршней по массе, установленных на один двигатель, не более 3 г.

Поршневое кольцо. На поршни установлены по два поршневых кольца 17, изготовленных из высокопрочного чугуна. На двигателях могут применяться кольца трапециевидного или прямоугольного сечений.

В замке кольца предусмотрен тепловой зазор, так как во время работы поршневое кольцо расширяется от нагревания. После установки колец в цилиндр двигателя зазор должен составлять: 0,40...0,55 мм - для колец трапециевидного сечения и 0,25...0,45 мм - для колец прямоугольного сечения. Для получения указанных зазоров допускается подпиловка торцов замка.

Зазор между торцами кольца и канавками при сжатии кольца до диаметра 76 мм должен быть 0,06...0,15 мм для колец трапециевидного сечения и 0,080...0,115 мм - для колец прямоугольного сечения.

Так как поршневые кольца работают при очень высокой температуре, масло, попадая в зазор между перегретым кольцом и канавкой поршня, коксуется, то есть образуется нагар и отложение смолистых веществ, что приводит к пригоранию колец. Это вызывает ухудшение пусковых качеств двигателя и понижение развиваемой двигателем мощности. Если нагар своевременно не удалять, то двигатель может выйти из строя. Наибольшую склонность к пригоранию имеет верхнее кольцо. Пригорание поршневых колец чаще всего происходит от перегрева двигателя при его неправильной эксплуатации, а также из-за износа кольца или цилиндра.

Поршневой палец предназначен для шарнирного соединения поршня с шатуном. В отверстиях бобышек поршня поршневой палец установлен с плотной посадкой. По наружному диаметру поршневые пальцы сортируются на две размерные группы. Группа маркируется белой или черной красками на торце пальца. При сборке палец с поршнем подбирают одной группы.

Цилиндры. Установленные на двигателе левый 13 и правый 21 цилиндры невзаимозаменяемы между собой и состоят из алюминиевой рубашки и запрессованной в нее чугунной гильзы. Чтобы обеспечить селективную сборку сопряжения гильза-поршень, цилиндры выпускаются трех размерных групп. Размерные группы обозначены буквами: М, С, Б и ударным способом нанесены на пояске нижнего фланца цилиндра. При смене цилиндра необходимо ставить цилиндр соответствующей группы.

Нижним фланцем цилиндр устанавливается на картер двигателя, на верхний фланец ставится головка цилиндра. Между головкой и цилиндром установлена уплотнительная сталеасбестовая прокладка 18. При переборках двигателя прокладка может использоваться повторно. Паронитовая прокладка 11 уплотняет стык между нижним фланцем цилиндра и опорной плоскостью картера. На картере каждый цилиндр с головкой закреплен с помощью четырех шпилек.

Головки цилиндров. Левая 20 и правая 23 головки цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава. В теле головки камеры сгорания выполнено резьбовое отверстие для установки свечи зажигания. Во избежание недопустимой деформации головки и цилиндра при сборке гайки шпилек затягивают крест-накрест в два приема: сначала предварительно, а затем окончательно с моментом затяжки 2,0...2,5 кгс-м. При этом сначала должны быть затянуты гайки крепления впускного коллектора. Затягивать или подтягивать гайки следует на холодном двигателе.

Картер является главной корпусной деталью двигателя.

Картер состоит из двух половин, изготовленных из алюминиевого сплава. Между собой половины картера соединены шпильками, ввернутыми в его верхнюю половину; гайки крепления половин картера затянуты с моментом 3,0...3,5 кгс-м. Обе половины картера обрабатываются совместно и поэтому невзаимозаменяемы. Каждый цилиндр с головкой цилиндра крепится к картеру четырьмя шпильками, ввернутыми в резьбовые отверстия опорного фланца. Плоскости разъема картера при сборке смазаны герметиком.

Выходящие из кривошипных камер концы коленчатого вала уплотнены самоподжимными манжетами. Кривошипные камеры изолированы друг от друга лабиринтными уплотнениями, установленными с обоих торцов среднего опорного подшипника коленвала.

Основание магдино и корпус вентилятора устанавливаются на фланец правой стороны картера; к фланцу корпус вентилятора крепится четырьмя шпильками, а основание магдино - двумя винтами. На приливе в верхней части картера двумя винтами закреплен топливный насос. На снегоходах «Буран» С-640А1Ц и С-640А1В для крепления кронштейна электростартера с задней стороны картера имеется прилив с двумя шпильками. Четыре шпильки, ввернутые в приливы нижней половины картера, служат для крепления двигателя к подмоторному основанию. Два резьбовых отверстия предназначены для слива масла и топлива при расконсервации двигателя и промывке картера. Для обеспечения герметичности картера под головки болтов 73, ввернутых в эти отверстия, установлены медные прокладки.

Охлаждение двигателя. У работающего двигателя температура головок не должна превышать 200°С. Так как двигатель закрыт капотом, и охлаждение его встречными потоками воздуха через решетки капота недостаточно, для поддержания температуры двигателя в пределах, обеспечивающих его нормальную работу на всех эксплуатационных режимах, служит система воздушного охлаждения, которая включает в себя осевой нагнетательный вентилятор и кожухи обдува.

Основу вентилятора составляет крыльчатка 24, посаженная неподвижно на валик 35. В корпусе крыльчатка установлена на двух шарикоподшипниках 25, имеющих двустороннее уплотнение и заполненных на заводе-изготовителе рабочей смазкой. Крыльчатка приводится в действие клиновым ремнем 30 от ведущего шкива 36, закрепленного на трех шпильках 41 ротора магдино. На конце валика крыльчатки на шпонке установлен ведомый шкив, состоящий из двух профилированных дисков-полушкивов 29. Гайка крепления шкива затянута с моментом 5...6 кгс-м. Корпус 28 вентилятора установлен на четыре шпильки фланца с правой стороны картера двигателя. На входе вентилятора установлен пластмассовый воздухозаборник 31.

Натяжение ремня осуществляется за счет перестановки регулировочных шайб 32, находящихся между полушкивами, на наружную сторону заднего полушкива. При этом вершина угла ручья, смещаясь от центра, увеличивает рабочий диаметр ведомого шкива и тем самым натяжение ремня. При эксплуатации двигателя необходимо периодически проверять натяжение вентиляторного ремня. Под усилием 4±0,5 кгс ремень должен прогибаться на 6...15 мм. Слишком слабое натяжение вызывает пробуксовку ремня на высо-ких числах оборотов двигателя и его расслоение от нагревания, сильное натяжение выводит из строя подшипники крыльчатки. Попадание смазки на ремень не допускается, так как она разрушает ремень и вызывает его пробуксовку.

Система пуска. Для электропуска двигателя (на снегоходах «Буран» С-640А1Ц и С-640А1В) служит электрический стартер СТ362А, устройство и работа которого описаны в разделе «Электрооборудование». Кроме электрического стартера, двигатель снабжен механическим пусковым устройством (ручным стартером), позволяющим запускать двигатель при низких температурах окружающего воздуха, отказе электростартера, а также в случаях, когда аккумуляторная батарея разряжена более чем на 25 %.

Двигатели снегоходов «Буран» С-640А1И, С-640А1Г, С-640А1ИП, С-640/3700, С-640М и С-640МД не оборудованы электростартером.

Ручной стартер (рис. 3) расположен с правой стороны двигателя и закреплен на корпусе вентилятора четырьмя винтами. В корпусе 11 размещен шкив 12 стартера с деталями храпового механизма. Осью шкива служит втулка 8, напрессованная на центральный прилив корпуса. На втулке детали установлены в следующем порядке: шайба 14, шкив 12 с двумя пластмассовыми кулачками 2, возвратной пружиной 13 и стальным тросом 15, намотанным в канавку шкива, шайба 9, пружинная шайба 10 (для исключения осевого зазора между деталями), рычаг 1, в пазы которого заведены пальцы кулачков, после чего рычаг на оси зафиксирован пружинным замком 7. Возвратная пружина шкива выполнена спиральной, концы ее отогнуты. Наружным концом пружина зацеплена за литой выступ шкива, внутренним — за выступ корпуса. Если смотреть на шкив со стороны пружины, то навивка пружины должна быть направлена против часовой стрелки, навивка троса - по часовой стрелке. Заканчивают сборку стартера соединением конца троса с ручкой. Для этого, вращая шкив против часовой стрелки, конец троса выводят через отверстие прилива корпуса, втулку 3, пластмассовую ручку 6 с резиновым амортизатором 4 и закрепляют наконечник троса втулкой 5 в ручке.

Рис. 3 - Ручной стартер:

1 - рычаг; 2 - кулачок; 3 - втулка; 4 - амортизатор; 5 - втулка; 6 - ручка; 7 - замок; 8- втулка; 9- шайба; 10- шайба пружинная; 11 - корпус; 12 - шкив; 13 - пружина спиральная; 14-шайба; 15 -трос; 16 -крышка

Работает стартер следующим образом. При резком вытягивании на себя ручки троса шкив 12 начинает вращаться, закручивая возвратную пружину 13. Рычаг 1 в этот момент неподвижен, так как его вращению препятствует трение пружинного замка 7 об ось корпуса. В результате кулачки 2, перемещаясь по пазам рычага 1, раздвигаются и входят в зацепление с внутренними выступами ведущего шкива вентилятора - начинается раскрутка коленчатого вала двигателя.

После пуска двигателя выступы шкива вентилятора отжимают кулачки, и связь коленчатого вала со шкивом стартера прекращается. Если отпустить ручку троса, шкив под действием возвратной пружины начнет вращаться в обратную сторону, сматывая трос, а кулачки займут исходное положение.

В случае выхода из строя ручного стартера предусмотрена возможность аварийного пуска двигателя. Пуск двигателя от аварийной системы производите согласно указаниям раздела 4 «Подготовка к работе и порядок работы».

Система питания двигателя включает в себя топливный бак с заборным фильтром в баке, фильтр-отстойник, ручной подкачивающий насос, карбюратор с топливным насосом, воздухоочиститель (кроме снегоходов «Буран» С-640М и С-640МД), глушитель шума впуска (только на снегоходах «Буран» С-640М и С-640МД) и топливопроводы.

Топливный бак изготовлен из полиэтилена и установлен в передней части рамы. Заливная горловина бака закрывается крышкой. Имеющееся в крышке небольшое отверстие сообщает топливный бак с атмосферой и препятствует возникновению разрежения в баке по мере расходования топлива.

Для доступа к заливной горловине в капоте имеется лючок с крышкой.

Отверстие в верхней части бака предназначено для штуцера забора топлива. В отверстии штуцер закреплен с помощью резиновой втулки. На конце приемной трубки заборного штуцера установлен топливный фильтр с фильтрующим элементом из металлической сетки. Герметично закрытое заглушкой отверстие с правой стороны бака является технологическим.

Топливопровод состоит из отдельных резиновых и полиуретановых трубок, соединяющих топливный бак с карбюратором.

Фильтр-отстойник (см. рис. 4) служит для очистки топлива от механических частиц и конденсата.

Основными частями фильтра-отстойника являются корпус 1 с ввернутым в него штуцером и стакан 2. Между корпусом и стаканом расположены фильтрующая сетка 7 и резиновая прокладка 8. Стакан отстойника закреплен на корпусе при помощи винта 6, гайки 5, проволочной скобы 3 и держателя 4. Прозрачный стакан позволяет наблюдать за количеством скопившегося в нем отстоя и вовремя производить очистку.

Рис. 4 - Фильтр-отстойник:

1 - корпус; 2 - стакан; 3 - скоба; 4 - держатель стакана; 5- гайка; 6- винт; 7- сетка; 8- прокладка; 9 - прокладка; 10 - штуцер

Закреплен фильтр-отстойник на кронштейне, приваренном к «постели» топливного бака.

Ручной подкачивающий насос предназначен для предварительного заполнения топливной системы непосредственно перед пуском двигателя. Применение ручной подкачки топлива значительно облегчает пуск холодного двигателя при низких температурах.

На снегоходе может быть установлен насос поршневого типа или ручной подкачивающий насос, представляющий собой резиновую «грушу». Стрелка на корпусе «груши» показывает направление прокачки топлива. Для заполнения топливной системы необходимо несколько раз сжать «грушу».

Ручка управления поршневым топливным насосом находится на приборном щитке. Чтобы заполнить топливную систему, необходимо несколько раз вытянуть и утопить ручку насоса. Для предупреждения утечки топлива нажимайте на ручку насоса до упора.

Воздухоочиститель. Воздухоочиститель, установленный на снегоходах «Буран» С-640А1Ц, С-640А1И, С-640А1В, С-640А1Г, С-640А1ИП, С-640/3700, предназначен для очистки поступающего в карбюратор воздуха. К карбюратору воздухоочиститель крепится двумя пружинами. Воздухоочиститель состоит из пластмассовых корпуса и крышки, и сетчатого фильтро-элемента. На корпусе фильтра крышка удерживается упругим замком, образованным кольцевыми выступами на корпусе и крышке.

Глушитель шума впуска. На снегоходах «Буран» С-640М и С-640МД для уменьшения уровня внешнего шума, на входе в карбюратор установлен глушитель шума впуска, выполняющий одновременно функцию воздухоочистителя.

Карбюратор предназначен для приготовления топливо-воздушной смеси для двигателя.

На снегоходах «Буран» С-640А1Ц, С-640А1И, С-640А1В, С-640А1Г, С-640А1ИП, С-640/3700 применяется карбюратор К65Ж.

Карбюратор К65Ж (рис. 5) однокамерный горизонтальный с центральным расположением поплавковой камеры и плоским дросселем вертикального хода, состоит из трех основных частей: корпуса 12, поплавковой камеры 26 и крышки корпуса 34. Карбюратор крепится к переходнику через тепло-изолирующую проставку двумя гайками. Стыки разъемов уплотнены паро-нитовыми прокладками.

В корпусе карбюратора размещены: топливные и воздушные каналы дозирующих систем, сопловая камера 29, дроссель 31 с дозирующей иглой 21, пружина дросселя 35, топливный жиклер холостого хода 23, распылитель 25 с главным топливным жиклером 24, топливоприемный штуцер, утопитель поплавка 18, регулировочный винт качества смеси холостого хода 11 и детали топливного корректора. Корпус снабжен фланцем, посредством которого карбюратор крепится к двигателю.

В крышке карбюратора установлены упор 1 оболочки троса управления дросселем и регулировочный винт 3 с тягой. Крышка и поплавковая камера с корпусом карбюратора соединены винтами.

Поплавковый механизм состоит из двух прямоугольной формы пластмассовых поплавков 19, соединенных между собой общим рычагом. В рычаг вставляется ось 27 крепления поплавкового механизма к колонкам корпуса карбюратора.

Запорный топливный клапан 20 выполнен в виде иглы, которая опирается нижней частью на рычаг поплавка, а верхней (с шайбой из эластичного материала) закрывает канал подвода топлива.

Пусковое устройство (корректор) состоит из плунжера 16 с дозирующей иглой 17 и пружины 15. Топливозаборная часть корректора расположена в колодце поплавковой камеры 26, которая калиброванным отверстием сообщается с основным объемом камеры; верхняя часть корректора состоит из направляющей пружины плунжера с упором 14 оболочки троса 13, присоединяемого к плунжеру 16.

Распылитель главной дозирующей системы состоит из двух частей: корпуса 30 и запрессованного в него распылителя 25. Корпус распылителя имеет четыре радиальных отверстия. Сопловая камера крепится к корпусу карбюратора корпусом распылителя.

Дроссель 31 П-образного сечения выполнен из латунного листа. В его стенке, обращенной к воздухоочистителю, снизу сделан радиальный вырез, обеспечивающий заданное разрежение над распылителем.

Дозирующая игла 21 выполнена из нержавеющей стали, имеет пять канавок для замка. Перестановкой замка в канавках иглы обеспечивается возможность изменения состава смеси.

При работе двигателя топливо из бака поступает в поплавковую камеру под давлением, создаваемым диафрагмой 9 топливного насоса, которая приводится в действие от пульсирующего давления из картера двигателя. Подача топлива автоматически регулируется игольчатым топливным клапаном 20, связанным с пустотелым поплавком 19. Поплавок и игольчатый клапан обеспечивают заданный уровень топлива в поплавковой камере. При работе двигателя на малых оборотах холостого хода (дроссель 31 в нижнем положении) разрежение в диффузоре невелико и топливо через главную дозирующую систему не подсасывается.

Состав топливной смеси на режиме холостого хода двигателя регулируется винтом 11, число оборотов - винтом 3. Необходимый (наивыгоднейший) состав смеси при работе двигателя на нагрузочных режимах обеспечивается положением конусной дозирующей иглы 21 относительно распылителя и жиклером 23 в совокупности с работой системы холостого хода.

Для быстрого и наиболее полного заполнения поплавковой камеры топливом в момент пуска используется утопитель поплавка 18.

Рис. 5 - Схема работы карбюратора:

1 - упор оболочки троса управления дросселем; 2 - трос управления дросселем; 3 - винт регулировки холостых оборотов; 4 - корпус насоса; 5 - сетчатый фильтр; 6 - крышка фильтра; 7- крышка насоса; 8- клапан впуска; 9- диафрагма; 10- клапан выпуска; 11- винт регулировки качества смеси холостых оборотов; 12- корпус карбюратора; 13- трос управления корректором; 14- упор оболочки троса плунжера; 15- пружина плунжера; 16- плунжер; 17 - дозирующая игла топливного корректора; 18 - утопитель поплавка; 19- поплавок; 20- топливный клапан; 21- дозирующая игла дросселя; 22 - шайба стопорная; 23 - топливный жиклер холостого хода; 24 - главный топливный жиклер; 25 - распылитель; 26 - поплавковая камера; 27 - ось поплавка; 28 - прокладка; 29 - сопловая камера; 30 - корпус распылителя; 31 - дроссель; 32 - втулка фиксирующая пластмассовая; 33 - прокладка; 34 - крышка корпуса; 35 - пружина дросселя; 36 - упор-ограничитель; 37 - замок иглы дросселя; А - воздушный канал; Б - канал суфлирования поплавковой камеры; В - воздушный канал холостого хода; Г - эмульсионный канал топливного корректора; Е - эмульсионный канал холостого хода; Ж - переходное отверстие; И - воздушный канал топливного корректора; Д - дозирующее отверстие в стенке колодца корректора

На снегоходах «Буран» С-640М и С-640МД применен карбюратор «Мikuni» VМ-36 того же типа, что и карбюратор К65Ж, но с цилиндрическим дросселем.

Рис. 6 - Топливный насос:

1 - крышка насоса; 2 - диафрагма; 3 - корпус; 4 - прокладка; 5 - штуцер; 6 - прокладка; 7 - колпачок отстойника; 8 - скоба; 9 - гайка; 10- винт; 11- сетчатый фильтр; 12- клапан; 13 - мембрана клапана

 

Топливный насос диафрагменного типа служит для подачи топлива из бака в карбюратор. Насос крепится к картеру двигателя двумя винтами. Между фланцем насоса и картером установлена паронитовая прокладка. Основными частями насоса (рис. 6) являются корпус 3 и крышка 1. Между корпусом и крышкой расположена диафрагма 2 из бензомаслостойкой прорезиненной ткани. Всасывающий и нагнетательный клапаны неразборные пластинчатого типа. Перед приемным каналом всасывающего клапана 12 установлен сетчатый фильтр И. Колпачок 7 отстойника прижат к корпусу насоса при помощи гайки 9, винта 10 и проволочной скобы 8. Необходимое уплотнение между корпусом насоса и колпачком отстойника осуществляется резиновой прокладкой 6.

Система выпуска. Назначение системы выпуска - отвод отработавших газов из цилиндров двигателя в атмосферу и уменьшение шума выпуска. Система выпуска включает в себя глушитель и соединительный патрубок, через который глушитель соединен с выпускным патрубком цилиндров. Глушитель состоит из корпуса, двух крышек, внутренней и наружной полусфер и трех расширительных камер, сообщающихся между собой с помощью труб. К корпусу снегохода и двигателю глушитель крепится пружинами.

Подвеска двигателя (рис. 7). Расположение двигателя на снегоходе переднее поперечное. На раме снегохода двигатель с подмоторным основанием закреплен в четырех точках. Упругая подвеска двигателя уменьшает передачу вибрации работающего двигателя на раму снегохода, а также передачу двигателю толчков и колебаний, возникающих при движении снегохода.

Упругие опоры подвески двигателя состоят из резиновых амортизаторов 5, надетых на гайки 6 и втулки 13. Сами гайки 6 навернуты на болты крепления 2 и 12, вставленные квадратными подголовниками в отверстия рамы с нижней стороны. На опоры подмоторное основание 7 вместе с двигателем устанавливается так, чтобы втулки и гайки 6 входили в отверстия рессор

Рис. 7 - Подвеска двигателя:

1 - гайка; 2 - болт; 3 - шайба; 4 - рессора; 5 - амортизатор; 6 - гайка; 7 - основание; 8- шпилька; 9- гайка; 10 - шайба пружинная; 11 - шайба; 12 - болт; 13 - втулка; 14 - шайбаподмоторного основания. Амортизаторы стягиваются гайками крепления 1 до упора шайб 3 и 14 в торцы гаек 6 и втулок соответственно. Момент затяжки гаек 2,2...2,5 кгс-м.

Съемное подмоторное основание, состоящее из самого основания и двух планок с рессорами, упрощает установку и снятие двигателя с рамы снегохода. К подмоторному основанию двигатель крепится с помощью четырех шпилек, ввернутых в приливы нижней половины картера. Для обеспечения регулировки расстояния между шкивами вариатора, которое производится перемещением двигателя, в подмоторном основании имеются пазы под шпильки крепления двигателя. После регулировки расстояния между шкивами гайки крепления двигателя к подмоторному основанию затягиваются с моментом 5,0...5,1 кгс-м. В процессе эксплуатации затяжка гаек должна периодически проверяться, так как смещение двигателя приводит к быстрому выходу из строя вариаторного ремня.

Трансмиссия

Трансмиссию снегохода составляют клиноременный вариатор и коробка реверса с цепной передачей.

Вариатор. Назначение вариатора - передача крутящего момента от двигателя к коробке реверса; автоматическое бесступенчатое изменение передаточного числа трансмиссии в зависимости от оборотов двигателя и сопротивления движению снегохода; отключение двигателя от коробки реверса на холостом ходу работы двигателя; обеспечение плавного трогания снегохода с места и предохранения деталей трансмиссии от поломок при резком изменении нагрузки.

Вариатор представляет собой клиноременную передачу с автоматическим изменением рабочих диаметров ведущего и ведомого шкивов посредством центробежного регулятора при изменении оборотов двигателя и кулачковой нагрузочной муфты при изменении сопротивления движению снегохода. К основным частям вариатора относятся ведущий шкив с центробежным регулятором, установленный на валу двигателя, ведомый шкив с нагрузочной кулачковой муфтой на приводном валу коробки реверса и клиновой кордшнуровый ремень.

Устройство вариатора снегоходов «Буран» С-640А1Ц, С-640А1И, С-640А1ИП, С-640/3700, С-640М, С-640МД показано на рис. 8.

Рис. 8 - Вариатор:

1 - конус ведомый подвижный; 2 - шпонка; 3 - полумуфта; 4 - диск тормозной; 5 - вкладыш; 6 - конус ведущий неподвижный; 7 - шайба; 8 - пружина; 9 - подшипник; 10 - конус ведущий подвижный; 11- крышка; 12- ролик; 13- ось; 14- грузик; 15- ось; 16 - шайба; 17 - болт; 18 - шайба; 19 - чашка опорная; 20 - сухарик; 21 - конус ведомый неподвижный; 22 - пружина; 23 - шпонка; 24 - болт; 25 - шайба контровочная; 26 - шайба; 27 - кольцо разрезное; 28 - кольцо пружинное; 29 - ремень клиновой

Ведущий шкив состоит из неподвижного конуса 6, установленных на нем маслонаполненного с двусторонним уплотнением подшипника 9, опорной чашки 19, пружины 8 и центробежного регулятора 110602800. Оба конуса - подвижный и неподвижный - изготовлены из алюминиевого сплава, причем неподвижный конус изготовлен как одно целое с залитым стальным валиком, а подвижный - с залитой стальной втулкой.

Величина момента затяжки неподвижного конуса 8...10 кгс-м. Внутренняя полость валика неподвижного конуса через резьбовое отверстие под болт крепления регулятора заполнена консистентной смазкой. Через небольшое отверстие валика смазка поступает в кольцевую канавку подвижного конуса и при его перемещении равномерно смазывает поверхность скольжения.

Центробежный регулятор 110602800 состоит из подвижного конуса 10, на котором установлены на осях два грузика 14 с алюминиевыми роликами и крышки 11, по профильной поверхности которой перемещаются ролики грузиков. Оси 13 и 15 грузиков и сухарики 20 при сборке смазаны консистентной смазкой. Крепление узла регулятора к неподвижному конусу осуществляется болтом 17. Момент затяжки болта 5,0...5,6 кгс-м. Момент затяжки гаек крепления осей 1,0...1,5 кгс-м.

Ведомый шкив состоит из неподвижного конуса 21, подвижного конуса 1, возвратной пружины 22 и полумуфты 3 с тормозным диском 4. Полумуфта удерживается на валу от проворота шпонкой 2 и имеет кулачки с винтовой поверхностью, которые при работе вариатора скользят по вкладышам 5, вставленным в отверстия выступов подвижного конуса. Пружина размещена между полумуфтой и подвижным диском в полости, образованной их соприкасающимися выступами, и имеет предварительное поджатие и закрутку на 120 °. Разрезное кольцо 27, закрепленное на валу пружинным кольцом 28, служит ограничителем движения подвижного конуса к неподвижному и одновременно упором для неподвижного конуса, закрепленного на валу с помощью шпонки 23, шайбы 26, контровочной шайбы 25 и болта 24. Для демонтажа неподвижного конуса в нем имеются три резьбовых отверстия. Конусы и полумуфта выполнены из алюминиевого сплава. При изготовлении конусы ведущего и ведомого шкивов подвергнуты балансировке.

Вариатор снегоходов «Буран» С-640А1В и С-640А1Г (рис. 9) отличается от вышеприведенного описания конструкцией центробежного регулятора.

Центробежный регулятор 110602900 представляет собой смонтированный на валу неподвижного конуса 1 подвижный в осевом направлении конус 3 с установленной между ними пружиной 2. На втулке подвижного конуса 3 расположен подвижный в осевом направлении упор 7, который со стороны корпуса 9 поджат пружиной 10 к шайбам 15, закрепленным болтами 13 на выступе корпуса 9. Корпус жестко соединен с валом неподвижного конуса 1 болтом 11 (момент затяжки 5...6 кгс-м). В радиальных пазах подвижного конуса 3 и упора 7 закреплены пластины 5, по которым перемещаются ролики 4, размещенные в обоймах 6. В отверстиях выступов конуса 3 вставлены сухарики 8.

Рис. 9 - Вариатор:

1 - конус ведущий неподвижный; 2 - пружина; 3 - конус ведущий подвижный; 4 - ролик; 5- пластина; 6- обойма; 7- упор; 8- сухарик; 9- корпус; 10- пружина; И - болт; 12 - болт; 13 - болт; 14 - шайба пружинная; 15 - шайба; 16 - конус ведомый неподвижный; 17- пружина; 18- шпонка; 19- болт; 20- шайба контровочная; 21- шайба; 22 - кольцо разрезное; 23 - кольцо пружинное; 24 - кольцо регулировочное; 25 - ремень клиновой; 26 - конус ведомый подвижный; 27 - шпонка; 28 - полумуфта; 29 - вкладыш

Регулировка усилия пружины 10 (регулировка центробежного регулятора в зависимости от величины максимальной мощности двигателя) заключается в дополнительном ее сжатии с помощью регулировочных болтов 12 и выполняется на заводе-изготовителе.

С увеличением числа оборотов двигателя под действием центробежных сил ролики 4 перемещаются по радиусу шкива, воздействуют на упор 7 и подвижный конус 3, прижимая его к неподвижному конусу 1. При этом ва-риаторный ремень перемещается на больший диаметр шкива. В случае, когда осевое усилие от ремня превысит усилие пружины 10, конус 3 вместе с роликами 4 и упором 7 будет перемещаться в сторону от неподвижного конуса 1, вариаторный ремень займет меньший диаметр, меняя передаточное число.

Снегоход, оборудованный данным центробежным регулятором, начинает движение при меньших оборотах коленчатого вала двигателя и с менее интенсивной пробуксовкой гусениц, чем с центробежными регуляторами других конструкций. При необходимости резкого увеличения скорости снегохода нажмите на рычаг управления дросселем карбюратора до упора и затем, после достижения необходимой скорости, плавно отпускайте рычаг, поддерживая выбранную скорость.

При въезде с дороги или накатанного следа снегохода в глубокий рыхлый снег при постоянном положении рычага управления дросселем карбюратора, скорость снегохода с данным регулятором снижается более интенсивно, чем с другими регуляторами. Для сохранения высоких динамических свойств снегохода в тяжелых дорожных условиях резко нажмите на рычаг управления дросселем до упора, а затем плавно отпуская рычаг, выберите оптимальную для данных условий скорость движения. При равных скоростях и условиях движения обороты коленчатого вала двигателя с данным центробежным регулятором на 500... 1000 мин-1 ниже, чем с регуляторами других конструкций, что обуславливает более низкий уровень внешнего шума снегохода.

Коробка реверса с цепной передачей. Коробка реверса предназначена для передачи крутящего момента от приводного вала коробки к валам ведущих звездочек гусениц, осуществления заднего хода снегохода при неизменном направлении вращения коленчатого вала двигателя и разъединения двигателя с ходовой частью.

Коробка реверса установлена на фланце картера коробки, приваренном к раме снегохода. Коробка (рис. 10) состоит из ведущего вала, вала заднего хода, механизма переключения и цепной передачи, в которую входят: звездочки переднего и заднего хода, ведомая звездочка, механизм натяжения цепи и приводная цепь по ТУ 3-6-79. Число звеньев цепи 98.

Механизм коробки реверса, за исключением ведомой звездочки, установленной в картере 52 коробки на шлицевых концах ведущих валов ходовой части, смонтирован в литом алюминиевом корпусе, состоящем из двух половин - верхней 37 и нижней 36 с разъемом по осям приводного и промежуточного валов. Крышка устанавливается на шпильки, ввернутые в корпус, и крепится к ней гайками.

Ведущий вал 22 вращается на двух радиальных шарикоподшипниках. На ведущем валу помимо узла ведомого шкива вариатора и дискового тормоза установлены: уплотнительные резиновые манжеты, звездочка 25 переднего хода на игольчатом подшипнике, шайбы, при помощи которых регулируется осевой люфт звездочки, и перемещающаяся по шлицам вала шестерня 12.

Вал 4 заднего хода установлен в приливах корпуса на двух шарикоподшипниках. На валу напрессованы звездочка 27 и зубчатое колесо 5. Ведущая шестерня привода спидометра выполнена заодно с валом. Для смазки подшипников на звездочках имеются радиальные сверления между зубьями.

Механизм натяжения цепи находится в нижней половине корпуса и состоит из натяжного вала 28 и вращающейся на игольчатом подшипнике звездочки. Натяжение цепи регулируется поворотом натяжного вала. В требуемом положении вал стопорится болтом. Смотровое окно, закрытое резиновой заглушкой 32, предусмотрено для проверки натяжения цепи, а также для проверки уровня масла в картере коробки.

Механизм переключения коробки смонтирован в крышке и состоит из оси, вилки переключения 14, содержащей подпружиненный шарик 40, входящий при переключении в одну из трех канавок оси, и поводка вилки. На оси поводка сверху установлен рычаг 41, закрепленный гайкой. Для предотвращения образования внутри коробки избыточного давления в крышку ввернута пластмассовая пробка с суфлирующим отверстием. Две шпильки служат для крепления нижнего кронштейна рулевой колонки. Управление коробкой реверса осуществляется ручным приводом, состоящим из рукоятки переключения и тяги, соединяющей рукоятку с рычагом поводка вилки механизма переключения.

 

Рис. 10-Коробка реверса:

1 - звездочка натяжения; 2 - кольцо регулировочное; 3 - кольцо пружинное; 4 - вал заднего хода; 5 - колесо зубчатое; 6 - кольцо регулировочное; 7 - кольцо пружинное; 8 - подшипник; 9 - прокладка; 10 - заглушка; 11 - кольцо регулировочное; 12 - шестерня; 13 - кольцо уплотнительное; 14- вилка переключения; 15- ось; 16- гайка; 17- кольцо пружинное; 18 - подшипник двурядный; 19 - кольцо пружинное; 20 - манжета; 21 - втулка распорная; 22- вал ведущий; 23 - кольцо пружинное; 24 - втулка распорная; 25 - звездочка ведущая; 26 - кольцо регулировочное; 27 - звездочка заднего хода; 28 - вал натяжной; 29 - болт; 30- шайба; 31 - кольцо уплотнительное; 32 - заглушка смотрового отверстия; 33 - палец; 34- шплинт; 35- гибкий вал спидометра; 36- корпус коробки реверса; 37- крышка; 38 - цепь приводная; 39 - пружина; 40 - шарик; 41 - рычаг переключения передач; 42 - рычаг; 43 - кольцо уплотнитель-ное; 44 - пломба; 45 - проволока; 46 - пробка; 47 - корпус привода спидометра; 48 - шестерня ведомая привода спидометра; 49 - подшипник; 50 - прокладка; 51 - звездочка ведущая ходовой части; 52 - картер коробки реверса

Ходовая часть

Ходовая часть снегохода состоит из гусеничного движителя и опорно-поворотной лыжи.

Гусеничный движитель включает в себя гусеницы, ведущие и направляющие валы со звездочками и балансиры катков.

Гусеницы представляют собой бесконечные резинотканевые ленты с завулканизированными стержнями, обеспечивающими поперечную жесткость гусениц. Для получения необходимой силы сцепления с грунтом с наружной стороны полотна гусениц отформованы резиновые грунтозацепы. Прямой угол грунтозацепов на нижней ветви при установке гусениц должен быть обращен вперед, так как гусеницы подминают снег под себя, а не захватывают его.

Стальные скобы, поставленные на перемычки между окнами, предназначены для точного вхождения в зацепление зубьев ведущих и направляющих звездочек. Езда на снегоходе с выпавшими или поврежденными скобами может привести к интенсивному износу зубьев звездочек и быстрому выходу из строя гусениц из-за истирания и разрыва перемычек между окнами.

Узел ведущего вала (рис. 11) расположен в передней части рамы снегохода и состоит из стального полого вала 5 с приваренными к нему двумя ступицами 4, ступиц 2 и установленных между ними двух звездочек 3, каждая из которых крепится к ступицам болтами 6 и самоконтрящимися гайками. На концах вала расположены шарикоподшипники 10 и резиновые уплотнитель-ные манжеты 9. Между шарикоподшипником и манжетой установлено стопорное кольцо 13.

При монтаже ведущий вал устанавливается одним концом в корпус подшипника, приваренный к картеру коробки реверса, и посредством шлиц, нарезанных на конце вала, соединяется с ведомой звездочкой 12 цепной передачи, а другим - в корпус подшипника 1, закрепленный на раме тремя болтами. Уплотнительные манжеты наружным кольцевым выступом входят в проточки корпусов подшипников. Между ведомой звездочкой 12 и подшипником 10 установлена шайба 11.

Рис. 11 - Ведущий вал гусениц:

1 - корпус подшипника; 2 - ступица наружная; 3 - звездочка; 4 - ступица внутренняя; 5- вал; 6- болт; 7- гайка; 8- втулка; 9- манжета; 10- подшипник; 11 - шайба; 12 - ведомая звездочка цепной передачи; 13 - кольцо стопорное

Узел направляющего вала (рис. 12) состоит из полого вала 24 с двумя приваренными к нему ступицами 23, ступиц 18, двух звездочек 20, установленных между ступицами и соединенных с ними при помощи болтов 22, и самоконтрящихся гаек 21, уплотнительных резиновых манжет 16 и подшипников 15. Между манжетой и подшипником установлены стопорное кольцо 12 и шайба 11. Смазка подшипников осуществляется консистентной смазкой при сборке узла и при техническом обслуживании в процессе эксплуатации через отверстие в щеке балансира, закрытое заглушкой 13. Для ограничения объема смазочных камер внутри полого вала запрессованы заглушки 14.

Направляющий вал установлен в кормовой части рамы снегохода на качающихся балансирах 25. Балансир состоит из стальной штампованной пластины с отогнутой кромкой со стороны вхождения гусеницы и приваренных к ней корпуса подшипника и втулки под ось балансира 6.

Установленная на втулке балансира пружина кручения 4 является упругим элементом подвески направляющего вала. Короткий конец пружины упирается в отогнутый зацеп щеки балансира, а длинный заведен в среднюю прорезь трехпозиционной гребенки 3, приваренной к раме. На оси балансира установлены: распорная втулка 8, шайба 9, балансир с пружиной и тарельчатая шайба 7, ограничивающая перемещение пружины на втулке балансира.

Рис. 12 - Направляющий вал с механизмом натяжения гусениц:

1 - болт натяжения гусениц; 2 - шайба; 3 - гребенка; 4 - пружина; 5 - гайка самоконтрящаяся; 6 - ось балансира; 7 - шайба тарельчатая; 8 - втулка распорная; 9 - шайба; 10 - кольцо стопорное; 11 - шайба; 12 - кольцо стопорное; 13 - заглушка; 14 - заглушка; 15- шарикоподшипник; 16- манжета; 17- шайба; 18- ступица наружная; 19 - втулка; 20 - звездочка; 21 - гайка самоконтрящаяся; 22 - болт; 23 - ступица внутренняя; 24 - вал; 25 - балансир

Ось балансира изготовлена с развитой цилиндрической головкой, в которой выполнено сквозное резьбовое отверстие для регулировочного болта 1 натяжения гусениц. Натяжение гусеницы осуществляется винтовым натяжным механизмом перемещением осей балансиров в продольных пазах кронштейнов, приваренных к бортам рамы и среднему ребру. После регулировки натяжения оси балансиров фиксируются в требуемом положении самоконтрящимися гайками 5.

Балансиры катков обеспечивают равномерное распределение давления от веса снегохода на грунт и смягчают удары и толчки, возникающие при движении снегохода. Каждый балансир катков (рис. 13) состоит из двух сваренных из труб рычагов балансиров 4 с катками, двух пружин 5 и оси 3. Ось балансиров крепится к кронштейнам рамы двумя болтами 2, от проворачивания болты стопорятся пружинными шайбами.

Упругими элементами балансиров катков являются цилиндрические пружины кручения. Опорный каток вращается на шарикоподшипнике 7, закрепленном на оси развальцовкой торца трубы, и состоит из стянутых винтами 12 и самоконтрящимися гайками 14 двух стальных штампованных щек и резинового обода 8. Смазка подшипников осуществляется смазкой, заложенной при сборке, и затем- при техническом обслуживании в процессе эксплуатации через отверстие в наружной щеке катка, закрытое заглушкой 10.

Рис. 13 - Балансир катков:

1 - рама; 2 - болт; 3 - ось; 4 - рычаг балансира; 5 - пружина; 6 - щека внутренняя; 7 - подшипник; 8 - обод; 9 - щека наружная; 10 – заглушка; 11 - заглушка; 12 - винт; 13 - втулка; 14 - гайка самоконтрящаяся

Лыжа и подвеска лыжи. Рулевая лыжа (рис. 15) стальная, штампованная. К носовой части лыжи приварен усилитель из трубы круглого сечения. Установленный снизу лыжи полоз 16 предохраняет ее от абразивного износа.

На снегоходах «Буран» С-640А1Ц, С-640А1И, С-640А1В, С-640А1Г, С-640А1ИП, С-640/3700 связь лыжи со шкворнем осуществляется через листовую рессору 2, смягчающую удары и толчки от неровностей пути. Прогиб рессоры ограничивается резиновым упором 17. Листы рессоры стянуты с проушиной двумя хомутами и самоконтрящимися гайками. При сборке рессорные листы смазаны графитовой смазкой УСсА по ГОСТ 3333-80, которая уменьшает трение между листами, а также предохраняет рессору от коррозии.

Узел рессоры крепится к приваренным кронштейнам подошвы лыжи концами коренного листа при помощи осей 20, застопоренных от выпадания шплинтами. Продольное перемещение рессоры при прогибах производится за счет скольжения по бронзовому вкладышу 18 переднего конца коренного листа.

К шкворню лыжи проушина рессоры крепится специальным болтом 22, являющимся осью, и самоконтрящейся гайкой 23. Угловое перемещение лыжи в вертикальной плоскости ограничено резиновым буфером 3.

На снегоходах «Буран» С-640М и С-640МД применена телескопическая подвеска лыжи, состоящая из следующих основных частей: корпуса, крышки и установленных в корпусе водила, штока, гидравлического демпфера и пружины.

Крышка завернута сверху в корпус и дополнительно зафиксирована от отворачивания болтом Мб. Внутри крышки запрессован подшипник, в котором вращается хвостовик водила. Пружина смягчает вертикальные удары и толчки лыжи от неровностей пути при движении снегохода. Демпфер ослабляет колебания пружины и ограничивает перемещение штока вниз. Кроме того, с помощью двух гаек М10, установленных на его резьбовой части, рычаг фиксируется на хвостовике водила. Перемещение штока вверх ограничивается резиновым вкладышем, установленным внутри водила над пружиной.

При сборке наружная поверхность штока смазана смазкой Литол-24. Полиуретановая манжета, уплотняющая соединение нижней части корпуса со штоком, предотвращает попадание внутрь корпуса воды и выбивание из корпуса смазки.

Лыжа крепится к подвеске с помощью полой оси, вставленной в отверстия ребер лыжи, отверстие штока и ухо демпфера, в которое установлены две пластмассовые втулки, фиксирующие демпфер на оси. На ось с обеих сторон установлены резиновые втулки и шайбы. Ось зафиксирована болтом и самоконтрящейся гайкой М10. Резиновый буфер, установленный под штоком, ограничивает угол подъема и опускания переднего носка лыжи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: