О применении гимнастики

От редактора.

Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Существенным моментом физического воспитания является физическая культура, широко вошедшая в повседневную жизнь не только наших школьных детских учреждений, но и учреждений для детей раннего и дошкольного возраста.

Физическое воспитание включает правильный режим жизни и питания ребенка, систематическое использование в его воспитании естественных факторов природы – воздуха, воды и солнца, широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта. Конечно, методы и средства физического воспитания меняются в зависимости от возраста ребенка.

Если вопросы о физкультуре и спорте для взрослых и старших детей достаточно освещаются в литературе, то для детей раннего возраста мы имеем единичные книги, издаваемые к тому же небольшими тиражами.

Работа К. Д. Губерт и М. Г. Рысс очень удачно восполняет этот пробел. Первоначально написанная для врачей профилактических и лечебных учреждений для детей раннего возраста после некоторой переработки и дополнений, внесенных К. Д. Губерт, не потеряв своей ценности для врачей, будет с успехом использована педагогами яслей-садов и других детских учреждений и родителями.

Книга посвящена гимнастики и массажу, используемым в воспитании детей раннего возраста.

У практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном и психическом развитии, связанные с их индивидуальными, конституционными особенностями, с условиями среды, окружающей ребенка, и с условиями его воспитания. От врача, назначающего ребенку массаж и гимнастику, требуется знание возрастных физиологических особенностей детей и умение правильно, объективно исследовать ребенка.

Только при этом условии возможно правильное индивидуальное назначение детям физкультурных упражнений.

Многолетний опыт дает право категорически утверждать, что физкультура детей раннего возраста имеет громадное значение для правильного их развития, она должна стать одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей раннего возраста, воспитываемых в детских учреждениях и в семье. Еще большее значение массаж и гимнастика имеют при лечении больных детей, когда эти мероприятия оказывают стимулирующее и корригирующее влияние на укрепление организма ребенка.

Надо, однако, помнить, что массаж и гимнастика не могут заменить всех остальных элементов правильного физического воспитания детей. Физкультура дает положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни детей (рациональное питание и правильное воспитание). При отсутствии этого физкультура мало эффективна.

Комплексы гимнастики и массажа, предложенные авторами книги, с большим успехом используются в яслях и домах ребенка, яслях-садах и клиниках; к ним проявляют особый интерес и родители маленьких детей.

Между матерью, педагогом и педиатром, наблюдающими за ребенком, должен быть контакт на всех этапах физического воспитания ребенка, т.е. при обучении матери, медицинской сестры или воспитателя приемам массажа и гимнастики, при обследовании ребенка и назначении желательного комплекса упражнений, при выполнении их и при систематически проводимом врачебно-педагогическом контроле. Установить этот контакт между педагогом, педиатром и родителями поможет данная книга.

Следует добиваться, чтобы не было ни одного ребенка, не охваченного соответствующей его возрасту и его индивидуальным возможностям физической культурой: здоровый ребенок должен получать эти воздействия повседневно как элемент правильного воспитания, больной ребенок должен получать лечебную физкультуру как элемент необходимого лечения.

Действительный член АМН СССР

Профессор А.Ф.Тур

 

Введение.

Советская система физического воспитания предполагает широкое внедрение всех средств физической культуры: правильного режима, оздоровительных и закаливающих мероприятий путем использования естественных факторов природы, гимнастики, игр и пр. В связи с этим стоит задача: устранить причины, вызывающие отклонения от нормы физического развития ребенка.

Физическому воспитанию молодого поколения в Советском Союзе придается все большее значение как средству для всестороннего гармоничного развития и совершенствования.

В раннем возрасте (до 3 лет), когда развитие ребенка проходит наиболее интенсивно и формируются двигательные навыки, рациональная постановка физического воспитания особенно важна.

Это особое значение внешнего воздействия в раннем возрасте определяется основным свойством детского организма – чрезвычайной пластичностью (способностью изменяться), вследствие чего самое незначительное, но систематическое воздействие на ребенка неизбежно оставляет след на его развитии. «Ранний возраст представляет собою тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего народа», - писала Л. И. Чулицкая.

____________________________________

Л.И. Чулицкая. Введение в кн. К. Д. Губерт

«Гимнастика грудных детей».

Л., Медгиз, 1931, стр.6.

 

Вся жизнь детей этого возраста должна быть пронизана элементами физической культуры, среди которых следует использовать массаж и гимнастику. Они должны проводиться как в условиях коллективного воспитания, так и в семье.

Для детей, воспитывающихся в яслях-садах и домах ребенка, это имеет особое значение, так как двигательная полноценность ребенка определяет его самочувствие, приспособляемость в детском коллективе.

Наблюдения в яслях и домах ребенка показали, что двигательно-неполноценные дети малообщительны, уклоняются от участия в организованных играх, любят уединяться, нередко становятся угрюмыми и плохо себя чувствуют в детском учреждении.

Введение гимнастики в раннем и дошкольном возрасте – это не только забота о здоровье ребенка, но вместе с тем и забота о полноценном развитии высшей нервной деятельности. То и другое основано на физиологии, поэтому задача воспитания ребенка может быть выполнена только совместными усилиями врачей и педагогов, долг которых осуществить поставленную перед ними задачу.

Оказание посильной помощи педиатрам и педагогам в решении этой задачи является целью данной книги.

Авторы книги выражают благодарность главному врачу Дома ребенка Октябрьского района Ленинграда Сербиной Инне Сергеевне и сотрудникам этого учреждения, а также заведующей яслями №580 Москвы Кузнецовой Клавдии Васильевне за предоставленную возможность и оказание помощи при фотографировании детей во время гимнастики.

 

Общая часть

О применении гимнастики

В раннем возрасте

В первые годы Советской власти перед врачами была поставлена задача не только лечить больных, но всемерно укреплять и совершенствовать организм ребенка, чтобы сделать его более устойчивым по отношению к вредным воздействиям окружающего.

Первая методическая работа по применению гимнастики в грудном возрасте принадлежит немецкому преподавателю физической культуры Д. Нейман-Нейроде, который рекомендовал проводить гимнастику с детьми с 4-хмесячного возраста. Эта методическая работа появилась у нас в русском переводе в 1925 г.

В Советском Союзе гимнастика грудных детей начала применяться в учреждениях раннего детства Москвы и затем Харькова с 1926-1927 гг. под руководством К. Д. Губерт и Р. Г. Сорочек.

В 1929 г. Ленинградский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества поставил задачу детально изучить вопрос применения гимнастики в раннем возрасте, дать физиологическое обоснование применяемой системы, определить показания и противопоказания для всех упражнений и приемов массажа в различных возрастах. Исследования проводились в нескольких отделениях института, руководимых профессором

А. Ф. Туром (в яслях, домах грудного ребенка, распределителе и в отделении для недоношенных детей). В них изучалось влияние гимнастики на детей с различными отклонениями от нормального развития: больных рахитом, гипотрофией, невропатией, недоношенных детей и при других патологических состояниях, а также изучались такие вопросы, как влияние гимнастики на энергию ферментов крови и морфологический состав ее.

Наряду с этим в клинике воспитания детей раннего возраста, руководимой

Н. Л. Фигуриным, были поставлены наблюдения над здоровыми детьми, с которыми занимались гимнастикой с первого месяца жизни. В течение трех лет тщательно и систематически проводился учет ответных реакций детей на все мероприятия, проводимые с детьми, в том числе и на все виды массажа и гимнастики.

На основании этого была составлена и апробирована система гимнастики для здоровых детей самого раннего возраста (от1 до 4 месяцев жизни), а также выработаны возрастные и физиологические показания и противопоказания для применения гимнастических упражнений. До этого, согласно системе Нейман-Нейроде, гимнастика применялась для детей не раньше 4-месячного возраста.

В 30-е годы Московским областным научно-исследовательским институтом оздоровления раннего детства была начата работа, связанная с применением гимнастики детьми от 1,5 до 3 лет.

Результаты этих наблюдений еще раз убедили многих врачей в том, что при целом ряде патологических состояний (гипотрофия, рахит, невропатия, пневмония и др.) массаж и гимнастика оказываются эффективными средствами даже там, где все другие лечебные мероприятия были безуспешны.

Так для гипотрофиков чрезвычайно необходимо улучшить питание, поднять аппетит, который зависит от нормальной функции нервно-мышечного аппарата, а гимнастика и массаж являются средствами, нормализующими эти функции.

У детей, больных гипотрофией, рахитом, а также у других ослабленных детей (реконвалесцентов) всегда имеется нарушение тургора, а также мышечного тонуса: при рахите – большей частью в сторону гипотонии, при гипотрофии – главным образом в сторону гипертонии. В силу этого у тех и других, как показали наблюдения, общий массаж дает хорошие результаты: улучшается тургор, исчезает гипо- и гипертония, восстанавливается нормальный тонус.

Общей характерной особенностью для этих детей является нарушение статических функций в гораздо большей степени, чем локомоторных, так как статическое напряжение труднее динамического. В основе этого нарушения лежат два момента.

Во-первых, нарушение тургора, который играет огромную роль в осуществлении статических функций в самом раннем детстве, когда мышцы еще слишком слабы и кости еще не вполне окрепли. Как молодое растение при высыхании сгибается (в то время как старое дерево остается прямым), так и ребенок раннего возраста при нарушении тургора теряет способность удерживать тело в вертикальном положении.

Во-вторых, ослабленные дети утрачивают способность к длительному напряжению крупной мускулатуры: даже такое, казалось бы, невинное упражнение, как выкладывание на живот, оказывается утомительным, так как связано с длительным напряжением одной и той же группы мышц.

Гимнастические же упражнения для этих детей менее утомительны, потому что в них каждое положение, связанное с напряжением определенных мышц, длится секунды, т.е. упражнение является в высокой степени динамичным.

Массаж и гимнастика, используемые как лечение, дают хорошие результаты: увеличивается вес, рост, развивается грудная клетка, укрепляется двигательный аппарат, улучшается эмоциональный тонус. Применение массажа и гимнастики необходимо при всех степенях тяжести рахита, за исключением периода его разгара при остром течении с явлениями гиперэстезии (боль при движении), что является безусловным сигналом к прекращению упражнений.

Не менее эффективное действие оказывает применение гимнастики у детей, страдающих невропатией. Для таких больных характерно отсутствие сна днем, кратковременный и прерывистый сон ночью, когда при малейшем звуке ребенок просыпается, он раздражителен и плаксив. Нарушение сна ведет к нарушению суточного режима жизни ребенка, нервная система не отдыхает.

Ели при посещении на дому в часы дневного сна ребенка мы находим в квартире затемнение окон и абсолютную тишину, это свидетельствует о том, что сон ребенка неполноценный.

Нормальный сон имеет три стадии: первая стадия – поверхностный сон, когда рефлексы не угасают и мышцы не вполне расслаблены; вторая – глубокий сон, характеризующийся полным расслаблением мышц и угасанием рефлексов, когда обычные раздражители – разговор, неяркий свет – не выводят ребенка из состояния сна, и третья стадия – поверхностный сон, за которым следует пробуждение. Самой ценной для восстановления сил является вторая стадия – глубокого сна, она-то и выпадает у невротатов. Для таких детей урегулирование дневного и ночного сна является делом первостепенной важности.

Существует два надежных физиологических «снотворных» средства, влияние которых не прекращается, так как к ним не развивается привыкание. Это, во-первых, чистый и прохладный воздух и, во-вторых, предшествующее сну активное бодрствование, к концу возникает естественное утомление с последующим нормальным сном. Если с детьми-невропатами непосредственно перед дневным сном заниматься гимнастикой, то после нее они быстро засыпают и так глубоко, что перевыполняют норму дневного сна. Нормализация сна обеспечивает урегулирование всего режима ребенка.

Хороших результатов добились врачи Э. Б. Салистовская, З. П. Чижова, Г. П. Юрко, применяя массаж и гимнастику при таких заболеваниях, как пневмония. Как объяснить такое благотворное действие на течение патологического процесса? Механизм действия массажа на патологический процесс в легком аналогичен механизму действия терапии сном. Во время сна наступает разлитой процесс торможения коры головного мозга, и в том числе торможение тех центров, которые связаны с больным органом, что положительно действует на течение патологического процесса.

А. А. Ухтомский глубоко обосновал происхождение торможения из возбуждения и указал, что можно создать частичное торможение в центрах, связанных с больным органом. Он считал, что торможение есть знак того, что где-то в центрах началась новая деятельность с другим направлением работы.

Массаж действует на кожу, которая является само обширной нервной воспринимающей поверхностью, в результате чего в центрах коры головного мозга, связанных с кожей, создается очаг возбуждения.

При повторном раздражении (Э. Б Салистовская рекомендовала массировать больных 2-3 раза в день) этот очаг, принимая характер доминанты, привлекает к себе все другие раздражения, идущие с других рецептивных полей, и в том числе от больного органа. В силу этого в центрах коры, связанных с больным органом, возникает торможение, это видно, и способствует благоприятному течению патологического процесса в больном органе.

Систематическое применение гимнастики с детьми, начиная с полуторамесячного возраста, дает хорошие результаты: дети отличаются от своих сверстников хорошей осанкой, ловкостью, смелостью, отсутствием плаксивости, быстрой ответной двигательной реакцией.

Большую роль в устойчивости детского организма и в защитно-адаптивной реакции при уже начавшемся инфекционном процессе играют также естественные механизмы, которые укрепляются физическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе и другим средствами закаливания.

При введении массажа и гимнастики в режим детского учреждения или в семью надо иметь в виду опасность их переоценки, когда обслуживающий персонал или родители думают, что этим можно заменить все другие воспитательные мероприятия.

Гимнастика может быть дана только в комплексе со всеми другими средствами воспитательного воздействия. Увеличивающаяся под влиянием гимнастики потребность в движениях должна быть обеспечена внешними условиями.

Многие педагоги и врачи, рассматривая гимнастику как одно из средств физического воспитания ребенка раннего возраста, выдвигали порой противоречивые мнения, и это в какой-то степени сыграло положительную роль в деле развития данного вопроса.

Результаты исследований помогли выработать физиологические обоснования системы гимнастики и массажа, эта система была отражена в «Положении о проведении гимнастики и массажа среди детей раннего возраста» и утверждена Министерством здравоохранения РСФР в 1945 г.

В основном эти обоснования остаются в силе до настоящего времени, но методика работы и назначений в последующие годы была изменена в связи с новой задачей – ввести гимнастику в детские лечебно-профилактические учреждения наряду с прочими воспитательными мероприятиями с возможно более широким охватом детей.

В 30-е годы для каждого ребенка составлялся индивидуальный комплекс гимнастики путем выбора соответствующих для данного ребенка упражнений. Назначение же его передоверялось сестре-воспитательнице, которая делала это по шаблону. В результате все дети грудного возраста получали одни и те же упражнения без учета их возраста и развития.

До сих пор в детских профилактических учреждениях применение гимнастики еще не стало безусловно обязательным. Некоторые врачи детских учреждений недостаточно фиксируют свое внимание на физическом развитии детей; они не всегда правильно, иногда односторонне, оценивают его, исходя в основном из показателей веса и не учитывает других важных показателей развития ребенка (антропометрические, соматоскопические данные, а так же функциональное развитие ребенка, и в частности развитие крупной моторики). В результате от внимания таких врачей ускользают ранние симптомы нарушения физического и нервно-психического развития детей. Кроме того, подавляющая часть врачей-педиатров не имеет необходимой подготовки для проведения специальных физкультурных занятий. Педагоги детских учреждении не всегда правильно оценивают оздоровительно-воспитательное значение массажа и гимнастики и не содействуют их введению в режим дня детей.

Чтобы при широком охвате детей гимнастикой обеспечить возможность соответствующего врачебного и педагогического контроля, необходимо упростить и облегчить методику врачебного назначения путем использования готовых комплексов упражнений, составленных для детей различных возрастов (см. комплексы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: