Физиологическое действие движений

Движения оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка и прежде всего укрепляют двигательный аппарат.

Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород. В результате систематической тренировки мышцы становятся округлыми и эластичными.

При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражения надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще и шире.

Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то во время движений объем крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается, вместе с этим усиливается и легочная вентиляция для насыщения крови кислородом.

Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они небыли одеты. Во время движений, в сявзи с повышением теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются механизмом теплорегуляции.

Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыхания, кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согласованности в работе всех физиологических систем, что зависит от соответствующей нервной регуляции.

Так, в тренировку включается и нервная система. Русский физиолог И. М. Сеченов писал, что работа мышц есть работа мозга, и этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной системы1.

Данные физиологии говорят, что там, где двигательный анализатор находится в неблагоприятных условиях задерживается и общее развитие высшей нервной деятельности.

В результате систематической тренировки ни одна система не остается без изменений. Эти изменения касаются мышц, костей, грудной клетки и т.д. Особенно в период формирования их и наибольшей пластичности. Изменения касаются не только формы, но и функции.

Важнейшим из функциональных изменений является изменение характера нервных процессов возбуждения и торможения. Основные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность – совершенствуются, что очень важно для работоспособности, так как при своевременной смене возбуждения торможением работоспособность нервных клеток восстанавливается.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радости, а радость играет большую роль для состояния сердечно-сосудистой системы.

 

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, грев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей; радость расширяет сосуды, и при этом создаются благоприятные условия для питания и работы органов. Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда такие выражения «сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т.д. Эта связь эмоций с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древности: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т.д. или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т.д. Происхождение этой связи и И. П. Павлов находил у наших отдаленных предков; каждое «чувствование» выражалось движением: страх переходил в бег, гнев – в драку, радость выражалась пляской (а движения, естественно, отражаются на работе сердца и сосудов), и таким образом и «установилось точное согласование между чувствованиями и сердечной деятельностью».2

 

______________________________________

  1. см И. М. Сеченов. Рефлексы головного мозга. М., 1961
  2. И. П. Павлов полн. собр. соч., т.5.

М.-Л., изд-во АН СССР, 1952, стр. 330-332

 

Физиологическим действием движений определяются основные принципы организации гимнастики.

  1. гимнастика не должна проводиться натощак, т.е. непосредственно после ночного сна.
  2. она должна проводиться или на открытом воздухе или в помещении при непрерывном притоке воздуха, т.е. при открытых окнах летом (или при открытой фрамуге зимой).
  3. гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие; недопустимо заниматься ею с плачущим ребенком.
  4. как уже было сказано выше в летнее время гимнастика должна проводиться в более прохладные часы дня, во избежание перегревания.

Несоблюдение этих условий делает занятие гимнастикой антифизиологичным.

Соответствующий режим движений необходим не только для здоровых, но и для больных детей. Исследования последних лет показали, что если больного надолго уложить в постель, то основное заболевание осложняется развитием гипокинестического синдрома: мышцы плохо сокращаются, изменяются химические свойства их белков, из костной ткани вымывается кальций и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: