Техника работы (описание приемов массажа и гимнастических упражнений)

 

Упражнение 1. Массаж рук (поглаживание)

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к сестре.

Выполнение: большой палец левой руки сестра вкладывает в правую руку ребенка, слегкапридерживаяее остальными пальцами; правой рукой поглаживает внутреннюю и наружную поверхность предплечья и плеча в направлении от кисти к плечу; повторить 8-10 раз (рис. 1)

При массаже левой руки ребенка держать ее правой рукой, а массировать левой рукой.

Упражнение 2. Массаж ног.

А) Поглаживание. Исходное положение то же.

Выполнение: сестра кладет левую ногу ребенка на свою ладонь левой руки; правой рукой поглаживает наружную и заднюю поверхность голени и бедра по направлению от стопы к бедру, каждый раз обходя коленную чашечку снаружи и снизу, избегая толчков в область коленного сустава.

При массаже правой ноги держать ногу ребенка правой рукой, а массировать левой (рис. 2).

Таблица 1

 

№ п\п Название приемов Возраст Исходное положение Целевая установка Противопоказания
  Массаж рук - поглаживание 1,5-4 мес. Лежа на спине Содействие расслаблению сгибателей рук Воспаление, раздражение кожи
  Массаж ног: а) поглаживание б) растирание в) разминание   1,5-6 мес. 3-6 мес. 4-6 мес.   Лежа на спине Содействие расслаблению сгибателей ног   Те же
  Укладывание на живот (упражнение активное) 1,5-3 мес. Лежа на животе (следить, чтобы нос ребенка не был прижат к поверхности стола) Для укрепления задних мышц шеи, спины и профилактики метеоризма     Нет
  Массаж спины: а) поглаживание б) то же в) разминание г) похлопывание   1,5-3 мес. 3-12 мес. 3-12 мес. 4-12 мес.     Лежа на животе Подготовка мускулатуры спины к активному упражнению или отдых после него Воспаление, раздражение кожи. Гипотрофия
  Массаж живота: а) поглаживание б) растирание   1,5-12 мес. 1,5-12 мес. Лежа на спине Укрепление брюшного пресса и борьба с метеоризмом Воспаление, раздражение кожи
  Массаж стоп: а) растирание б) похлопывание   1,5-6 мес. 3-6 мес. Лежа на спине Укрепление мышц и связок стоп и воспитание опорной реакции Воспаление, раздражение кожи
  Упражнения для стоп активные, основанные на кожном рефлексе 1,5- 6 мес. Лежа на спине Укрепление мышц и связочного аппарата стоп   Нет
  Разгибание позвоночника – упражнение активное, основанное на кожном рефлексе 1,5-3 мес. Лежа на боку Укрепление мышц спины и позвоночника   Нет
  Ползание – упражнение активное основанное на кожном рефлексе 1,5-3 мес. Лежа на животе Стимулирование разгибателей нижних конечностей, используя рефлекс Бауэра Исчезновение феномена ползания
  Скрещивание рук на груди – упражнение пассивное: а) ребенок держится за пальцы воспитательницы б) ребенок держится за кольца   3-6 мес.     6-10 мес.     Лежа на спине Укрепление мускулатуры рук и плечевого пояса Гипертония сгибателей рук
  Поворот со спины на живот – упражнение активное: а) при пассивном повороте таза и поддержке за руку б) то же без поддержки за руку, стимулируя игрушкой в) то же по речевой инструкции без поворота таза   3-6 мес.     6-10 мес.   10-14 мес.     Лежа на спине     Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и воспитание правильного навыка в изменении положения тела, используя рефлекс расположения частей тела Пассивность ребенка – откидывание головы назад
  «Положение пловца» - упражнение активное, основанное на рефлексе положения (вестибулярном, шейном) 3-4 мес. Лежа на животе Укрепление мышц шеи и спины и воспитание равновесия Пассивность ребенка – свисание головы делает этот прием бесполезным
  Вибрационный массаж грудной клетки 3-6 мес. Лежа на спине   Стимулирование углубленного вдоха Воспаление, раздражение кожи
  «Бокс» (сгибание и разгибание рук) – упражнение пассивное: а) ребенок держится за пальцы воспитательницы б) ребенок держится за кольца в) то же г) то же д) то же в паре с другим ребенком е) то же одновременно с группой детей   3-6 мес.   6-8 мес.   8-11 мес. 11-14 мес. 1г.2 мес. -1г.6 мес. 1г.6 мес. – 3 года   Лежа на спине   Лежа на спине   Сидя Стоя на столе Стоя на полу   Сидя на скамье   Укрепление мускулатуры рук и плечевого пояса     Укрепление мускулатуры рук и плечевого пояса То же и воспитание умения согласовывать свои движения с движениями товарища   Гипертония сгибателей рук   Нет     Нет
  «Парение» в положении на животе - упражнение активное, основанное на рефлексе положения 4-6 мес. Лежа на животе Укрепление задних мышц шеи, спины, разгибателей тазобедренного сустава и воспитание равновесия; вместо упр. 12, как более сложное Пассивность ребенка, свисание головы и ног
  «Парение» в положении на спине – упражнение активное, основанное на рефлексе положения 4-6 мес. Лежа на спине Укрепление брюшного пресса и всей передней мускулатуры и воспитание навыка равновесия Пассивность ребенка, запрокидывание головы назад
  «скользящие шаги» - упражнение пассивное 4-14 мес. Лежа на спине Укрепление мускулатуры ног и воспитание опорной реакции Гипертония сгибателей ног
  Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны – упражнение активное 4-6 мес. Лежа на спине Укрепление брюшного пресса и всей передней мускулатуры Пассивность ребенка
  Присаживание – упражнение активное: а) при поддержке за обе руки, отведенные в стороны б) то же при поддержке за одну руку, отведенную в сторону или самостоятельно с фиксацией колен в) то же самостоятельно с фиксацией колен г) то же с фиксацией стоп   6-10 мес.     10-14 мес.   1г.2 мес. – 1г.6 мес.   1г.6 мес. – 3 года   Лежа на спине     Лежа на спине   Лежа на спине на скамье   Лежа на спине на скамье Укрепление брюшного пресса и всей передней мускулатуры и воспитание навыка в изменении положения тела из горизонтального в вертикальное Пассивность ребенка
  Сгибание и разгибание ног попеременно в форме ходьбы и бега – упражнение пассивное 4-12 мес. Лежа на спине Укрепление мускулатуры ног и воспитание опорной реакции Гипертония сгибателей ног
  Сгибание и разгибание ног в форме прыжка: а) упражнение пассивное б)упражнение активное в) то же с кольцами   г) то же с группой детей (4-8), держащихся за палку   4-11 мес.   11-14 мес.   1г.2 мес. – 1г.6 мес. 1г.6 мес. – 3 года   Лежа на спине   Стоя на столе   Стоя на полу   Стоя на полу Укрепление мускулатуры ног и воспитание опорной реакции   Гипертония сгибателей ног Отсутствие умения стоять без опоры Нет   Нет
  Ползание – упражнение пассивное, переходящее в активное 6-7 мес. Лежа на животе Укрепление мускулатуры спины, позвоночника и ног и воспитание навыка в передвижении на четвереньках Нет
  Круговые движения руками – упражнение пассивное 6-14 мес. Лежа на спине Укрепление мускулатуры рук и плечевого пояса Нет
  Приподнимание туловища при поддержке за выпрямленные руки – упражнение активное; То же до положения стоя 6-8 мес.   8-14 мес. Лежа на животе на столе Укрепление мускулатуры спины, рук и плечевого пояса и воспитание навыка в изменении положения тела из горизонтального в вертикальное Пассивность ребенка
  Поднимание выпрямленных ног: а) упражнение пассивное б) упражнение активное в) то же одновременно 2-6 детей     6-10 мес.   10-14 мес.   1г.2 мес. – 3 года     Лежа на спине на столе Лежа на спине на столе Лежа на спине на полу     Укрепление брюшного пресса   Укрепление брюшного пресса и стоп     Нет   Нет   Нет    
  Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч,- упражнение активное: а) с кольцами б) с палочкой в) то же одновременно группой 2-6 детей     6-10 мес. 10-14 мес. 1г.2 мес. – 3 года     Лежа на спине на столе Лежа на спине на полу Укрепление мускулатуры рук, плечевого пояса и отчасти брюшного пресса и всей передней мускулатуры Пассивность ребенка
  Напряженное выгибание – упражнение активное: а) на руках воспитательницы б) на коленях воспитательницы, поднимает игрушку со стола в) то же, поднимает игрушку с пола     6-10 мес.   10-14 мес.   1г.2 мес.- 3 года     Лежа на столе   Сидя на колене воспитательницы   То же Укрепление мускулатуры спины и брюшного пресса и воспитание координации в работе этих антагонистов Пассивность ребенка
  Наклон туловища и выпрямление с фиксацией колен – упражнение активное: а) с кольцами б) с палочкой   10-14 мес. 1г.2 мес. – 1г. 6 мес   Стоя на столе Укрепление мускулатуры спины, ног и стоп Нет
  Напряженное прогибание позвоночника – упражнение активное: а) с палочкой   б) с фиксацией стоп   1-2 года   2-3 года   Лежа на животе на столе Лежа на животе на скамье Укрепление мышц спины, позвоночника, межлопаточных мышц, а также и стоп ребенка, если ребенок взбирается на стол по лестнице Нет
  Ходьба по ребристой доске: а) горизонтальной   б) поставленной под углом     1г. 2 мес. – 2г. 2-3 года     Стоя   Профилактика плоскостопия   Исправление плоскостопия   Нет  
  Подлезание под скамью – упражнение активное 1г. 2 мес. – 3 года На четвереньках Укрепление мускулатуры спины, позвоночника, рук и плечевого пояса Нет
  Ходьба вдоль гимнастической скамьи: а) скамья 1 и 2 б) скамья 2 и 3     1г. 6 мес. – 2 года 2-3 года   Воспитание навыка в правильной ходьбе и равновесии Нет
  Перешагивание через ряд препятствий: а) ступая в промежутки между ними б) наступая на них     1г. 6 мес. – 2 года   2-3 года   Стоя     Воспитание координации движений То же и укрепление свода стопы Нет
  Перепрыгивание через препятствие 2-3 года Стоя Укрепление мускулатуры ног и стоп Нет
  Подтягивание на руках вдоль скамьи 2-3 года Лежа на животе Укрепление мускулатуры рук и плечевого пояса Нет

 

Рис. 1. Массаж рук (поглаживание) Рис. 2. массаж ног (поглаживание)

 

Рис. 3. Массаж ног (растирание) Рис. 4. Массаж ног (кольцевое разминание)

 

 

Рис. 5. массаж спины (поглаживание)

 

В дальнейшем, в возрасте после 3 месяцев, включаются другие виды массажа ног:

б) Растирание. Исходное положение то же.

Выполнение: сестра кладет левую голень ребенка между ладонями своих рук так, чтобы правая рука легла на нужную поверхность голени, а левая - на заднюю; одновременно двумя ладонями производить энергичные, растирающие круговые движения (по ходу часовой стрелки), двигая кисти рук по направлению от нижней части голени к бедру. При массаже правой ноги соответственно меняется положение рук сестры (рис. 3)

в) Разминание. Исходное положение то же.

Выполнение: левая нога ребенка свободно лежит на левой ладони, которая поддерживает ногу в нижней части голени. Тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) правой руки сестра производит одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая мышцы, расположенные на наружной стороне голени и бедра, начиная от стопы по направлению к бедру.

г) Кольцевое разминание. Исходное положение то же.

Выполнение: большим и указательным пальцами обеих рук сестра охватывает кольцами (вплотную одно над другим) голень ребенка в нижней части; затем делает энергичные расходящиеся кольцевые разминания голени и в три-четыре оборота продвигается до колена, а дальше разминаются только наружные мышцы бедра (рис. 4). Все приемы массажа повторяются 6-8 раз (до порозовения кожи), при этом начинать и заканчивать надо поглаживанием.

Упражнение 3. Укладывание на живот.

В положении на животе руки ребенка должны находиться под грудью, лицо слегка повернуто в сторону. В силу защитного рефлекса ребенок поднимает голову. Работают разгибатели позвоночника (задние мышцы шеи и спины). Упражнение активное.

 

Рис. 6. массаж спины (поглаживание двумя руками)

 

Упражнение 4. Массаж спины.

а) Поглаживание. Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к сестре, руки под грудью.

Выполнение: сестра поглаживает спину ребенка от ягодиц к голове тыльной стороной кисти рук, от головы к ягодицам – ладонью.

До 3 месяцев жизни, когда ребенок еще неустойчиво сохраняет положение на животе, надо массировать одной правой рукой, а левой придерживать ноги ребенка (рис.5).

После 3 месяцев проглаживание производится одновременно двумя руками, и прибавляются другие приемы массажа спины (рис. 6).

 

Рис. 7. массаж спины (похлопывание) Рис. 8. массаж живота (поглаживание)

 

б) Разминание. Исходное положение то же.

Выполнение: тремя пальцами обеих рук (2,3,4) сестра делает одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая длинные мышцы спины (расположенные по обеим сторонам позвоночника) в направлении от поясницы к шее.

После 4 месяцев включается еще один прием массажа.

в) Похлопывание. Исходное положение то же.

Выполнение: сестра похлопывает область длинных мышц спины ребенка от ягодицы к голове и обратно тыльной стороной полусогнутых пальцев, начиная с указательных и постепенно включая в работу остальные пальцы. Как было указано выше, при похлопывании движения должны производиться в лучезапястных суставах массирующего, но не в локтевых. (рис.7)

Похлопывание противопоказано при гипотрофии, так как надкостница недостаточно защищена мягкими тканями. При массаже добиваются порозовения кожи; начинают и заканчивают его поглаживанием.

 

Рис. 9. массаж живота (растирание) Рис. 10. массаж стоп (растирание)

 

Упражнение 5. Массаж живота.

а) поглаживание. Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к сестре.

Выполнение: ладонью правой руки круговыми движениями (по ходу часовой стрелки) сестра поглаживает живот ребенка, не надавливая на область печени и не задевая половых органов у мальчиков (рис. 8).

б) Растирание. Исходное положение то же.

Выполнение: сестра подводит ладони обеих рук под поясницу ребенка, затем обе руки одновременно перемещает по ходу наружных косых мышц живота, начиная с боков до соединения ладоней над пупком ребенка (рис. 9).

Упражнение 6. Массаж стоп.

Исходное положение то же.

Выполнение: сестра кладет ногу ребенка задней поверхностью голени между большим и указательным пальцами левой руки.

а) Растирание. Указательный и средний пальцы правой руки сестра кладет на тыльную сторону стопы ребенка, а большой палец – поперек ступни и круговыми его движениями энергично растирает ступню.

Растирание сопровождается пассивными круговыми движениями стопы в голеностопном суставе внутрь и наружу (рис. 10).

В случае врожденной косолапости движения эти производятся только в одну наружную сторону. После 3 месяцев включается похлопывание.

б) Похлопывание. Тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего) правой руки похлопывать по ступне ребенка (рис. 11).

Во всех случаях комбинированного массажа его надо начинать и заканчивать самым нежным приемом, т.е. поглаживанием.

 

Рис. 11. Массаж стоп (похлопывание)

 

Упражнение 7. сгибание и разгибание стоп.

Исходное положение то же.

Выполнение: кончиком указательного пальца правой руки быстро нажать на ступню ребенка у основания пальцев (рис. 12). В ответ на это раздражение ребенок сгибает стопу, затем таким же кратким нажимом указательного пальца на пятку в области прикрепления ахиллова сухожилия стимулируется разгибание стопы, которое может быть вызвано также легким похлопыванием тыльной поверхности стопы ребенка в направлении к пальцам (рис. 13).

Можно вызвать круговые движения в голеностопном суставе ребенка, поглаживая кончиком указательного пальца круговой мышечный валик ступни в том и другом направлении. Все эти упражнения активны (рефлекторные).

Упражнение 8. Разгибание позвоночника

Исходное положение: ребенок лежит на правом боку ногами к сестре.

Выполнение: сестра левой рукой придерживает таз ребенка, а большим и указательным пальцем правой руки легко проводит вдоль длинных мышц спины от крестца к шее.

В ответ на это воздействие ребенок прогибает позвоночник вперед. То же проделывается левой рукой в положении ребенка на левом боку. Упражнение активное (рефлекторное рис.14).

После 6 месяцев упражнение дается в сидячем положении ребенка.

Упражнение 9. Ползание – рефлекторное.

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к сестре, бедра притянуты к животу, голени – к бедрам (обычная поза ребенка в возрасте до 2,5-3 месяцев).

Выполнение: осторожно, не прикасаясь к ступням, подвести четыре пальца обеих рук под тыльную поверхность стоп ребенка, вслед за этим большими пальцами прикоснуться одновременно к обеим его ступням.

В ответ на это прикосновение ребенок энергично отталкивается, разгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах, и продвигается при этом вперед, если руки сестры плотно прижаты к столу; в противном случае ребенок отталкивает руки сестры, а сам остается на месте. В этом активном рефлекторном упражнении необходимо соблюдать осторожность: прикасаться к ступням ребенка можно только тогда, когда они обхвачены с тыльной стороны, иначе ребенок легко может соскользнуть со стола (рис.15).

 

Рис. 12. сгибание стоп

 

Рис. 13 разгибание стоп

 

Рис. 14. Разгибание позвоночника

 

Рис. 15 ползание рефлекторное

 

Упражнение 10. Скрещивание рук на груди.

а) Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к сестре.

Выполнение: сестра вкладывает большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными пальцами придерживает его кисти. Руки ребенка отводятся в стороны на 900, затем двигаются навстречу друг другу до перекреста их на груди и обратно; при перекрещивании сверху должна ложиться попеременно то правая, то левая рука; так 6-8 раз. Темп ускоряется и замедляется постепенно.

Упражнение пассивное для мускулатуры рук и плечевого пояса. После 4 месяцев можно не придерживать кисть ребенка, приучая его самостоятельно держаться за пальцы сестры.

б) После 6 месяцев это упражнение усложняется использованием колец (рис. 16).

 

Рис. 16. скрещивание рук на груди

 

Упражнение 11. Поворот со спины на живот.

а) Исходное положение то же.

Выполнение: сестра правой рукой обхватывает снизу среднюю часть голени ребенка, указательный палец левой руки вкладывает в левую руку ребенка, согнутую в локтевом суставе; затем, слегка выпрямив ноги ребенка, поворачивает таз ребенка влево, и непосредственно вслед за этим ребенок поворачивает голову и плечевой пояс в ту же сторону (рефлекс поворот таза, рис. 17). Таким образом, ребенок переводится из положения на спине в положение на животе, руки под грудью.

Второй поворот со спины на живот вправо выполняется так же, с той разницей, что голени ребенка обхватываются левой рукой, а правой поддерживают руку ребенка. Упражнение пассивно-активное, основано на врожденном рефлексе (вестибулярном) расположения частей тела. Работают в этом упражнении мышцы таза, плечевого пояса и всего туловища.

Последовательность отдельных моментов, составляющих это сложное упражнение, такое же и при самостоятельном поворачивании здорового ребенка со спины на живот в более позднем возрасте (4,5-5 мес.): во время своих беспорядочных движений 3-месячный ребенок случайно запрокидывает одну ногу за другую, и таз поворачивается на бок (I момент, рис. 18), что закономерно влечет за собой движение головы и плечевого пояса в ту же сторону (вестибулярный рефлекс – II момент), остается самое трудное – вытащить из-под себя руку, на которой лежит ребенок, и он – на животе (III момент).

б) После 6 месяцев такой же поворот выполняется без поддержки за руку, по команде «повернись на живот», подкрепленной поворотами таза и показом игрушки с той стороны, куда должен повернуться ребенок.

в) После 10 месяцев ребенок должен поворачиваться со спины на живот самостоятельно по речевой инструкции в ту сторону, куда указывает сестра.

Особенно важно воспитать правильный механизм поворотов, описанный выше, у детей ослабленных, которые часто поворачиваются следующим образом: лежа на спине, упираются затылком и ягодицами, прогибая позвоночник вперед и создавая высокое положение центра тяжести, что влечет за собой перевешивание тела на живот.

В результате подобных упражнений усиливается поясничный лордоз, а это нежелательно.

Упражнение 12. «положение пловца»

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к сестре.

Выполнение: указательным и большим пальцами левой руки обхватить левую ногу ребенка в нижней части голени, остальными пальцами прихватить на том же уровне правую ногу; затем, приподнимая ноги ребенка, подвести правую ладонь под живот и приподнять ребенка над столом; при этом ребенок лежит горизонтально на ладони сестры, как на площадке; голова и плечевой пояс его приподняты, позвоночник в состоянии разгибания (рис. 19).

Упражнение активное, осуществляется на базе безусловного рефлекса, проявляющегося у ребенка к 2,5 месяцам жизни. Работают все мышцы спины, позвоночника (разгибатели), а также разгибатели бедра и голени. Упражнение проводится 1 раз и длится секунды.

 

Рис. 17 поворот со спины на живот

 

Рис. 18 самостоятельный поворот со спины на живот

 

Рис. 19. отклонение головы назад в положении на животе на весу.

 

Упражнение 13. вибрационный массаж грудной клетки.

Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к сестре.

Выполнение: обхватить грудь ребенка так, чтобы большие пальцы легли спереди под сосками, не надавливая на грудь, остальные пальцы – сзади, а ладони плотно прилегали к груди; затем производить быстрые ритмичные движения от ног к голове и обратно.

Этот прием, воздействуя на нервную систему (межреберные нервы), рефлекторно вызывает более углубленный вдох.

Упражнение 14. «Бокс»(сгибание и разгибание рук)

Рис. 20. Сгибание и разгибание рук (до 6 мес.)

 

Исходное положение: то же.

Выполнение: а) ребенок обхватывает большие пальцы рук сестры, которая остальными пальцами придерживает кисти ребенка в случае надобности; затем сгибать и разгибать руки попеременно, т. е. при сгибании одной руки другую разгибать, и наоборот. При разгибании следует двигать руку ребенка вперед и к средней линии, слегка приподнимая плечо, при сгибании пальцы сестры-воспитательницы должны прикасаться к плечу ребенка, но не к груди.

Таким образом, в этом упражнении ребенок слегка поворачивается с боку на бок. (рис. 20). Упражнение пассивное, но может быть и активным; работают сгибатели и разгибатели рук и мышцы плечевого пояса.

б) После6 месяцев. Это упражнение усложняется введением колец и, таким образом, становится более активным (рис. 21)

в) После 8 месяцев.

Исходное положение: ребенок сидит на столе лицом к сестре.

Выполнение:дать ребенку в руки кольца, держась за которые он с помощью сестры проделывает это упражнение (рис. 22).

г) После 11 месяцев. Исходное положение: ребенок стоит на столе лицом к сестре.

Выполнение то же (рис. 23).

В этом упражнении исходное положение, сидя и стоя допускается только после овладения ребенком этими навыками без сестры.

д) После 1 года 2 месяцев. Исходное положение: двое детей стоят на полу лицом друг к другу, держась за кольца с двух сторон.

Выполнение: сестра, сидя на табурете, держит те же кольца сверху и регулирует правильность и полноту движений детей (рис. 24).

 

 

Рис. 21 сгибание и разгибание рук Рис. 22 сгибание и разгибание рук

(после 6 мес.) (в положении сидя)

 

Рис. 23 сгибание и разгибание рук Рис. 24 сгибание и разгибание рук

(в положении стоя) (после 1 года и 2 месяцев)

 

 

е) После 1,5 лет исходное положение: дети садятся на скамью верхом и держаться за палки.

Выполнение: то же упражнение выполняется группой детей (4-6). Сестра, сидя, держит с одной стороны концы тех же палок и регулирует движения детей (рис. 25).

В последних двух вариантах достигается не только укрепление мускулатуры рук и плечевого пояса, но и воспитывается умение координировать свои движении с движениями товарищей.

 

Рис. 25. сгибание и разгибание рук (после 1,5 лет)

 

Упражнение 15. «парение» (в положении на животе)

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к сестре.

Выполнение: подвести обе ладони под живот ребенка до соприкосновения мизинцами; большие пальцы ложатся по бокам на уровне нижних ребер; затем поднять ребенка над столом в горизонтальном положении; при этом тело его образует дугу, открытую кверху, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены. (рис. 26).

Упражнение активное, основано на врожденном рефлексе (вестибулярном) и является усложнением упражнения 12. Работают разгибатели позвоночника и тазобедренного сустава. Пассивность ребенка делает этот прием бесполезным.

Упражнение 16. «парение» (в положении на спине)

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к сестре.

Выполнение: подвести обе ладони с боков под спину ребенка до соприкосновения мизинцев; большие пальцы должны лечь вдоль средней подмышечной линии; затем поднять ребенка над столом в горизонтальном положении. В ответ на это положение голова ребенка отклоняется вперед, а брюшной пресс и вся передняя мускулатура тела напрягаются. (рис. 27).

Упражнение активное, основанное на врожденном рефлексе (вестибулярном). При пассивности ребенка, сопровождающейся запрокидыванием головы назад, упражнение противопоказано. Два последних упражнения (15 и 16) доступны детям с четырехмесячного возраста.

 

Рис. 26. «парение» (в положении на животе)

 

Рис. 27. «Парение» (в положении на спине)

 

Упражнение 17. Скользящие шаги.

Исходное положение:ребенок лежит на спине ногами к сестре; ноги согнуты в коленных суставах, ступни упираются в стол.

Выполнение:обхватить стопы ребенка сверху так, чтобы большие пальцы легли вдоль внутренних краев стоп, мизинцы – вдоль наружных, а указательные и средние пальцы упирались в мягкие части голени снаружи; затем попеременно двигать ногами так, чтобы ступни ребенка скользили по поверхности стола. Упражнение пассивное, напоминает езду на велосипеде. Цель его – укрепление мускулатуры ног и опорной реакции (рис. 28).

После 10 месяцев это упражнение стимулируется речевой инструкцией («топ-топ») и становится активным.

 

Рис. 28. Скользящие шаги

 

Упражнение 18. Приподнимание головы и туловища из положения на спине при поддержке за обе отведенные в стороны.

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к сестре.

Выполнение:дать ребенку обхватить большие пальцы рук сестры, затем выпрямить руки ребенка, отведя их в стороны на 90°; легким потягиванием за руки побуждать ребенка приподнять голову и плечевой пояс, после чего возвратить ребенка в исходное положение, укладывая его на бок, но не навзничь, во избежание ушиба затылка.

Упражнение активное и выполняется 2 раза с укладывание на правый и левый док. Работают передние мышцы шеи и брюшной пресс (рис. 29).

Рис. 29. Приподнимание из положения на спине.

 

Упражнение 19. Присаживание.

Упражнение проводится: а) при поддержке за обе руки, отведенные в стороны.

Исходное положение и выполнение то же, что и в упражнении 18, но ребенок доводится до сидячего положения, после чего перемещать руки ребенка вперед и вверх до соединения их в левой руке сестры, а указательным и большим пальцами освободившейся правой руки легко провести снизу вверх вдоль длинных мышц спины с обеих сторон позвоночника. В ответ на это ребенок разгибает спину.

Упражнение активное, основанное на первом моменте, на стремлении ребенка сесть, а во втором моменте на врожденном кожном спинном рефлексе.

Работают в первом моменте сгибатели позвоночника (передние мышцы шеи и брюшной пресс), во втором моменте – разгибатели позвоночника (мышцы спины).

Упражнение выполняется один раз, после чего сестра, поддреживая голову ребенка правой рукой, опускает его на стол, приводя в исходное положение.

б) То же упражнение после 8 месяцев при поддержке за одну руку после 10 месяцев без поддержки за руку.

Исходное положение то же.

Выполнение:левой рукой сестра придерживает колени ребенка, кольцо (в правой руке) вкладывает в левую руку ребенка, отводит ее в сторону до полного разгибания и побуждает ребенка сесть, говоря: «сядь-сядь». Затем вернуть ребенка в исходное положение, ребенок опирается на свободную руку.

Упражнение активное для мышц брюшного пресса, выполняется два раза, причем второй раз надо придерживать колени правой рукой, а левой поддерживать ребенка за правую руку и укладывать его на левый бок. (рис. 30)

После усвоения ребенком присаживания при поддержке за одну руку можно выполнять это упражнение без поддержки за руку, но с фиксацией колен по речевой инструкции «сядь» и привлекая его игрушкой. Если ребенок свободно выполняет этот вариант, то упражнение проводится один раз. Если же ребенок помогает себе, опираясь на локоть, то упражнение надо повторить, заставив ребенка во второй раз опереться на локоть другой руки (рис. 31).

Рис. 30. Присаживание (при поддержке за одну руку)

 

Рис. 31. Самостоятельное присаживание

 

Рис. 32. Присаживание (в положении на спине на скамье при поддержке за одну руку)

 

в) То же упражнение после 1 года и 2 месяцев.

Исходное положение:ребенок лежит на спине на скамье ногами к сестре.

Выполнение: сестра, придерживая колени ребенка, предлагает ему сесть. Вначале часто приходится оказывать ребенку помощь, поддерживая его за руку, так как он на скамье чувствует себя неуверенно; в таком случае упражнение выполняется два раза при поддержке за одну и другую руку. (рис. 32).

г) То же упражнение после 1,5-2 лет.

Исходное положение то же.

Выполнение: сестра, придерживая стопы ребенка, предлагает ему сесть. Усложнение заключается в том, что при выполнении этого упражнения точка опоры дальше от центра тяжести тела, чем в предшествующем варианте, а это требует от ребенка большего напряжения. Вначале ребенок облегчает себе упражнение, приближает центр тяжести к точке опоры тем, что протягивает руки вперед и подгибает ноги в коленных суставах. (рис. 33, 34).

Если нагрузка для ребенка непосильна, то следует уменьшать ее, постепенно от придерживания стоп перейти сначала к придерживанию колен без поддержки за руку и только в случае необходимости оказать поддержку за руку.

 

Рис. 33. Присаживание без поддержки (ребенок 2 лет)

 

Рис. 34. Присаживание без поддержки (ребенок 3 лет)

 

Упражнение 20. Сгибание и разгибание ног попеременно.

Исходное положение:ребенок лежит на столе ногами к сестре

Выполнение:обхватить ноги ребенка в нижней части голени так, чтобы большие пальцы лежали вдоль наружной поверхности голеней, мизинцы упирались в ступни, остальные пальцы свободно легли на заднюю поверхность голени; затем попеременно сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах 6-8 раз. Упражнение пассивное, в форме ходьбы и бега; темп постепенно ускоряется и замедляется (рис. 35).

Работают мышцы ног (сгибатели и разгибатели), а так же стопы, если сестра обеспечивает для них опору своими мизинцами.

 

Рис. 35. Сгибание и разгибание ног попеременно

 

Упражнение 21. одновременное сгибание и разгибание ног.

а) До 11 месяцев жизни. Исходное положение то же.

Выполнение:обхватить ноги ребенка так же, как в упражнении 20, и сгибать обе ноги одновременно с легким нажимом на живот, затем разгибать их 4-6 раз. (рис. 36).

Если ребенок оказывает сопротивление сгибанию, то достаточно слегка помассировать под коленками, чтобы добиться сгибания. Если он оказывает сопротивление разгибанию, то легкое поглаживание над коленями в направлении от бедер к стопам вызывает разгибание.

Упражнение пассивное, темп медленный, соответствующий дыханию. Работает та же мускулатура, что и в упражнении 20.

б) То же упражнение после овладения положением стоя без опоры (11 мес.) – присаживание.

Исходное положение:ребенок стоит на столе лицом к сестре.

Выполнение: ребенок обхватывает большие пальцы рук сестры, которая остальными пальцами придерживает его кисти; предлагает ребенку присесть на корточки не наклоняясь и вновь встать на носки. (рис. 37, 38).

Упражнение в дальнейшем дети выполняют держась за кольца и повторяют 3-4 раза. Упражнение активное, работает та же мускулатура, что и в предыдущем.

 

 

Рис. 36. Одновременное сгибание ног.

 

Рис. 37. Приседание на корточки

 

Рис. 38. Поднимание на носки

 

в) То же упражнение после 1 года 2 месяцев.

Исходное положение:дети стоят на полу лицом друг к другу, держатся за два кольца.

Выполнение: сестра, сидя на табурете и держась за эти кольца сверху, предлагает детям присесть и встать на носки 4-6 раз. Упражнение активное для той же мускулатуры, что и предыдущие. (рис. 39, 40).

г) То же упражнение после 1,5 лет.

Исходное положение: группа из четырех-шести детей стоит на полу.

Выполнение: сестра предлагает детям, держась за палку, которую она держит в руках, присесть и встать на носки 4-6 раз. (рис. 41, 42)

 

 

Рис. 39 Приседание в паре Рис 40. Поднимание на носки в паре

 

Рис. 41. Приседание, держась за палку.

Рис. 42. Поднимание на носки, держась за палку

 

Упражнение 22. Ползание.

 

Рис. 43 Ползание

 

Исходное положение:ребенок лежит на животе ногами к сестре.

Выполнение: большим и средним пальцами левой руки сестра обхватывает обе стопы ребенка с тыльной стороны, вложив указательный палец между ступнями; затем сгибает и разгибает ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, наподобие плавательных движений лягушки. (рис. 43). После нескольких таких пассивных движений придерживать ноги ребенка в положении сгибания и дать ему возможность самому оттолкнуться до полного разгибания ног, в результате чего тело ребенка продвигается вперед. Затем опять привести ноги в положение сгибания, стимулируя этим, а также показом игрушки новое отталкивание и поступательное движение. Если такое упражнение выполняется ребенком без особого напряжения, то можно увеличить нагрузку, сгибая и фиксируя в положении сгибания попеременно то одну, то другую ногу.

Упражнение пассивно-активное; работают мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.

После того как ребенок научится ползать самостоятельно, это упражнение можно совсем исключить из занятия, но для ползания ребенку должна быть предоставлена площадь на полу.

 

Упражнение 23. Круговые движения руками.

 

Рис. 44. Круговые движения руками

 

Исходное положение:ребенок лежит на спине ногами к сестре, руки вдоль туловища.

Выполнение: ребенок обхватывает большие пальцы рук сестры или держится за кольца; в положении выпрямленных рук ребенка сестра делает круговые движения в плечевых суставах последовательно: отвести в стороны, к голове, вперед и вернуть в исходное положение руки вдоль туловища.

Повторить 4-6 раз, а затем в обратном направлении: вперед, к голове в стороны и в исходное положение. Также 4-6 раз. (рис. 44)

Упражнение пассивное, темп медленный.

Это упражнение самое сложное для мускулатуры рук и плечевого пояса, так как является комбинацией всех движений плечевого сустава. Поэтому оно назначается после усвоения более простых упражнений 10 и 14.

 

Упражнение 24. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки.

 

Рис. 45. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки.

 

Исходное положение:ребенок лежит на животе ногами к сестре.

Выполнение:сестра дает ребенку обхватить ее указательные пальцы, а большими пальцами придерживает его кисти с тыльной стороны; затем отводит руки ребенка в стороны до полного их разгибания в локтевых суставах (во избежание сгибания упереться ладонями в локти); далее выпрямленные руки ребенка приближает к голове на уровень ушей. Ребенок поднимает голову назад-вверх.

При выполнении этого упражнения следует помнить, что руки ребенка надо держать на уровне ушей. Это предотвратит повреждение в плечевом суставе.

Упражнение активное, выполняется 1-2 раза. Работают мышцы плечевого пояса и спины, а также мелкие мышцы кисти и пальцев рук.

После 8 месяцев это упражнение выполняется с кольцами, причем ребенок может подняться до положения стоя. (рис. 45, 46).

 

 

Рис. 46. Приподнимание туловища из положения на животе за выпрямленные руки до положения стоя.

 

Упражнение 25. Поднятие выпрямленных ног.

а) Упражнение пассивное. Исходное положение:ребенок лежит на столе ногами к сестре.

Выполнение:большим и указательным пальцами рук, обращенных ладонями к ребенку, обхватить его голени снизу; остальные пальцы наложить на коленные чашечки; затем поднимать выпрямленные ноги до вертикального положения, сгибая их в тазобедренных суставах, и вернуться в исходное положение. Упражнение повторяется 6-8 раз в медленном темпе (рис. 47). Работают мышцы брюшного пресса и тазобедренные суставы.

б) Поднятие выпрямленных ног после 10 месяцев – активное, исходное положение то же. Выполнение: сестра держит палочку на высоте выпрямленных ног ребенка и предлагает ему дотянуться до нее ногами, говоря: «Подними ноги, достань палочку».Вначале выполнение несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленных суставах, стопа распластана, живот не втянут.

В таких случаях надо прикоснуться палочкой к ступням ребенка, побуждая его удерживать ее пальцами, и поднимать ноги до прямого угла с туловищем. (рис. 49).

в) То же упражнение после 1 года 2 месяцев. Исходное положение: группа детей (2-6) лежит на спине на полу, держится за скамью, чтобы не было смещения их тел по отношению друг к другу.

Выполнение: по речевой инструкции дети поднимают выпрямленные ноги, дотрагиваются до палки и опускают их. Упражнение активное, повторяется 4-6 раз (рис. 50).

 

Рис. 47. Поднимание выпрямленных ног

 

Рис. 48. «Подними ноги, достань палочку» (1-й момент)

 

Рис. 49. «Подними ноги, достань палочку» (2-й момент)

 

Рис. 50. Поднятие ног (после 1 года 2 месяцев)

Упражнение 26. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч.

Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к сестре.

Выполнение:

а) сестра дает ребенку обхватить свои указательные пальцы так, чтобы ладони ребенка были обращены к нему; разводит руки на ширину плеч; затем по речевой инструкции «сядь» и легким потягиванием за руки побуждает ребенка сесть. (рис. 51).

Если ребенок способен на такое напряжение, то он поднимает голову и туловище и подтягивается, причем между плечом и предплечьем образуется угол; если же руки ребенка остаются выпрямленными, то упражнение надо считать преждевременным.

В дальнейшем это упражнение выполняется с кольцами. (рис. 52). Упражнение активное, проводится 1-2 раза. Работают сгибатели рук и мышцы плечевого пояса.

б) Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч после 10 месяцев. Выполняется с палочкой. (рис. 53).

в) Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч после 1 года 2 месяцев. Исходное положение:группа детей (2-6) лежит на спине на полу и держится за палку так, чтобы ладони были обращены к их лицам.

Выполнение: по команде сестры «сядем» дети подтягиваются к палке (сестра доводит палку до уровня колен детей). Упражнение активное, повторяется 2-4 раза (рис. 54).

 

Рис. 51. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч.

 

Рис. 52. Присаживание, держась за кольца

 

Рис. 53. Присаживание, держась за палочку, с фиксацией колен.

 

Рис. 54. присаживание группы детей, держась за палку

 

Упражнение 27. Напряженное выгибание.

а) После 6 месяцев жизни. Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к сестре.

Выполнение:указательным и большим пальцами левой руки обхватить снизу правую голень ребенка в средней ее части, остальными пальцами прихватить на том же уровне левую голень. Приподнимая ноги ребенка, одновременно проводить правую ладонь под спину ребенка так, чтобы указательный палец расположился вдоль позвоночника, служа ему шиной, а остальными пальцами обхватить грудную клетку с боков, не сдавливая ее. Голова ребенка все это время упирается в стол, не запрокидываясь; ноги ребенка выпрямлены, мускулатура всей задней поверхности тела хорошо сокращена, мускулатура всей передней поверхности тела постепенно достигает полного расслабления, чему содействуют легкие вибрационные движения правой руки сестры. После этого надо переходить ко второй половине этого упражнения, которая начинается командой «подними голову», подкрепленной легким потягиванием за ноги, что должно служить сигналом для сокращения передней мускулатуры, и вслед за этим ребенок поднимает голову, туловище так же медленно поднимается, и все тело принимает горизонтальное положение, в котором особенно напряженно работает брюшной пресс; дальнейшее движение туловища – это одновременное сгибание ног в тазобедренных и коленных суставах. И таким образом ребенок садится лицом к сестре.(рис. 56). После этого следует движение в обратном порядке: туловище опускается (с одновременным разгибанием ног) до упора головой в стол и после разгибания позвоночника и расслабления передней мускулатуры медленно опускается на стол.

Упражнение активное, выполняется 1 раз. В медленном темпе.

Чем моложе ребенок (6-8 мес.), тем дальше по направлению к голове продвигается правая ладонь сестры. Чем старше и сильнее ребенок (8-10 мес.), тем опора ближе к пояснице.

В начале работы упражнение это основано на безусловном рефлексе (вестибулярном), в дальнейшем оно осуществляется ребенком в ответ на сигнальные (условные) раздражители: потягивание за ноги и, наконец, слово.

В те моменты, когда голова ребенка упирается в стол, работает вся задняя мускулатура, а в положении ребенка в воздухе, особенно горизонтальном, работает вся передняя мускулатура.

б) То же упражнение после 10 месяцев. Исходное положение: ребенок сидит на коленях сестры.

Выполнение:сидя на табурете, сестра усаживает ребенка к себе на левое колено; голени ребенка зажимает между ног так, чтобы коленные суставы ребенка оставались свободными; ладонь правой руки кладет на живот ребенка, а ладонь левой – на его ягодицы, затем побуждает ребенка взять игрушку, лежащую на стульчике справа от нее. Ребенок двигается вперед, наклоняется, берет игрушку и возвращается в исходное положение. (рис. 67, 58, 59).

Упражнение активное, работают мышцы спины. Вслед за этим сестра кладет ладонь левой руки на поясницу ребенка так, чтобы большой палец лежал вдоль позвоночника, служа ему шиной, ладонью правой руки она придерживает бедра ребенка и побуждает его поднять игрушку, лежащую на стульчике слева от нее; ребенок двигается назад, расслабляя всю переднюю мускулатуру, берет игрушку и возвращается в исходное положение.

Упражнение активное, сокращаются мышцы брюшного пресса и всей мускулатуры, выполняется 1 раз в медленном темпе.

в) То же упражнение после 1,5 лет. Исходное положение то же. Выполняется так же, только ребенок достает игрушку не со стульчика, а с пола (рис. 60-63).

 

Рис. 55. Напряженное выгибание позвоночника (1-й момент)

 

Рис. 56. Напряженное выгибание позвоночника (2-й момент)

 

Рис. 57. «Достань игрушку со стульчика» (из положения сидя на коленях сестры 1-й момент)

 

Рис. 58. «Достань игрушку со стульчика» (из положения сидя на коленях сестры 2-й момент)

 

Рис. 59. «Достань игрушку со стульчика» (из положения сидя на коленях сестры 3-й момент)

Рис. 60. «Достань игрушку с пола» (из положение сидя на коленях сестры, 1-й момент)

 

Рис. 61. «Достань игрушку с пола» (из положение сидя на коленях сестры, 2-й момент)

Рис. 62. «Достань игрушку с пола сзади» (из положения сидя на коленях сестры 1-й момент)

 

Рис. 63. «Достань игрушку с пола сзади» (из положения сидя на коленях сестры 2-й момент)

 

 

Упражнение 28. Наклон туловища и выпрямление.

а) В возрасте 10-14 месяцев. Исходное положение: ребенок стоит на столе, спиной к сестре.

Выполнение:ладонью левой руки придерживать колени ребенка, предупреждая сгибание в коленных суставах; ладонь правой руки положить на живот ребенка для поддержки туловища и побуждать его наклониться за игрушкой, не приседая. Упражнение активное, повторяется 2-3 раза теми детьми, которые начинают стоять без опоры. Работают мышцы спины (рис. 64).

 

Рис. 64. Наклон туловища (10-14 месяцев)

 

б) То же упражнение после 1 года 2 месяцев. Исходное положение то же.

Выполнение: придерживать колени ребенка, не допуская приседания; в опоре для туловища ребенок уже не нуждается; упражнение усложняется еще и тем, что поднятую палочку ребенок должен заложить за голову для полного выпрямления позвоночника (рис. 65-67); кроме того, ребенок для выполнения этого упражнения самостоятельно взбирается на стол по лесенке. (рис. 68).

Упражнение активное, работают главным образом мышцы спины (межлопаточные), а также мышцы ног и стоп.

 

Рис. 65. Наклон туловища и выпрямление для детей после 1 года и 2 месяцев (1-й момент)

 

Рис. 66. Наклон туловища и выпрямление (2-й момент)

 

Рис. 67. Наклон туловища и выпрямление для детей после 1 года и 2 месяцев (3-й момент)

 

Рис. 68. Влезание на лесенку

 

Упражнение 29. Напряженное прогибание позвоночника.

а) От 1 года до 2 лет. Исходное положение: ребенок лежит на животе на столе, ногами к сестре.

Выполнение:прикоснуться палочкой к ягодицам ребенка и предложить ему ухватиться за нее обеими руками. Выполняя, ребенок поднимает голову и плечевой пояс; руки при этом должны быть вытянуты и раздвинуты на ширину плеч, что ведет к сближению лопаток. (рис. 69-70).Для выполнения этого упражнения ребенок также влезает на стол самостоятельно по лесенке.

Упражнение активное для мышц спины (межлопаточных), ног и стоп, выполняется 1 раз.

б) то же после 2 лет. Исходное положение: ребенок лежит на животе на скамье.

Выполнение: сестра придерживает стопы ребенка и предлагает ему подтянуться на скамье так, чтобы грудная клетка выступала над краем скамьи; в этом положении для сохранения равновесия ребенок отклоняет назад голову, плечевой пояс и руки. (рис. 71)

Упражнение активное для мышц спины (межлопаточных), выполняется 1 раз.

Рис. 69. напряженное прогибание позвоночника (1-й момент)

 

Рис. 70. напряженное прогибание позвоночника (2-й момент)

 

Рис. 71. напряженное прогибание позвоночника (из положения лежа на животе)

 

Упражнение 30. Ходьба по ребристой доске.

а) От 1 года 2 месяцев до 2 лет. Для этого упражнения используется горизонтальная доска шириной 30 см., пересеченная поперечными перекладинами на расстоянии 2,5 см.

Цель упражнения укрепление мышечного и связочного аппарата стопы и воспитание навыков правильной ходьбы с ограничением боковых раскачиваний шириной доски.

Выполнение: дети ступают по перекладинам, что вызывает сгибание стоп, а ширина доски препятствует широкой расстановке стоп. (рис. 72).

б) То же упражнение после 2 лет.

Выполнение: ребристая доска устанавливается под углом и служит в этом возрасте не только для профилактики плоскостопия, но и для корригирования его, так как при ходьбе по этой доске внутренний край стопы приподнят, т. е. принимает положение, обратное тому, какое бывает при плоскостопии. (рис. 73).

 

Рис. 72. Ходьба по ребристой доске для детей от 1 года 2 месяцев до 2 лет.

 

Рис. 73. Ходьба по ребристой доске (для детей после 2 лет)

Упражнение 31. Пролезание под скамью.

Исходное положение: на четвереньках.

Выполнение: группа из двух-четырех детей пролезает под скамью 2. Работают мышцы спины, позвоночника и конечностей (рис. 74). После этого упражнения полезно встать на ноги, выпрямиться; для этого на полу надо разбросать кольца по паре на каждого ребенка. Подняв кольца, дети должны надеть их правой и левой рукой на палочку, которую держит в руках воспитательница на такой высоте, чтобы ребенку пришлось подняться на носки; это будет еще одним упражнением для стоп.

 

Рис. 74. Пролезание под скамью.

 

Упражнение 32. Ходьба вдоль гимнастической скамьи. Для детей от 1,5 до 2 лет.

Выполнение: дети поднимаются на скамью (скамья 1 или 2) по одному с помощью сестры, идут по скамье до конца и обратно и сходят также с помощью сестры.

Для детей после 2 лет используются скамьи 2 и 3; дети выполняют это упражнение самостоятельно, идя по скамье друг за другом. (рис. 75) Не Допускать спрыгивания со скамьи и младшим и старшим детям; все должны сходить (рис. 76, 77).

Вначале дети идут по скамье приставным шагом и с поддержкой сестры, а по мере тренированности – чередующимся шагом и самостоятельно. Цель упражнения – воспитание навыков правильной ходьбы и сохранения равновесия.

 

Рис. 75. Ходьба по гимнастической скамье.

 

Рис. 76. Дети к 3 годам самостоятельно поднимаются на скамью.

Рис. 77. Дети к 3 годам самостоятельно сходят со скамьи.

 

Упражнение 33. Перешагивание.

 

Выполнение:на полу кладется лесенка в горизонтальном положении.

а) От 1,5 до 2 лет. Дети перешагивают через перекладины, ступая в промежутки между ними сначала приставным, а в дальнейшем чередующимся шагом. Цель упражнения – воспитание координации движений. (Рис. 78).

б) После 2 лет. Выполняя это упражнение, дети ступают не в промежутки между перекладинами, а на перекладины лестницы, и в таком случае к воспитанию координации движений прибавляется еще одно упражнение для стоп.

 

Упражнение 34. Перепрыгивание через препятствие.

Выполнение:для этого упражнения используется гимнастическая палка, положенная на пол. Дети встают в ряд параллельно палке и по слову сестры приседают и перепрыгивают через нее, предварительно сестра показывает эти движения. Цель упражнения – укрепление мышечного и связочного аппарата стопы.

В связи с функциональными возможностями детей подпрыгивание дается им только после 2 лет, так как до этого приведение тела в состояние полета ребенку недоступно.

 

 

Рис. 78. Перешагивание.

 

Упражнение 35. Подтягивание на руках вдоль скамьи.

Исходное положение:ребенок лежит на животе на скамье.

Выполнение: ребенок, ухватившись руками за края скамьи, подтягивается вперед вдоль скамьи к противоположному концу ее. Сестра придерживает стопы ребенка, давая им опору. (рис. 79).

Упражнение активное для рук и плечевого пояса, самое напряженное на третьем году жизни. Это упражнение заканчивается напряженным прогибанием позвоночника.

Из упражнений для рук, недоступных ребенку третьего года жизни5 надо отметить «метание в цель», которое, невзирая на ничтожный процент выполнения, некоторые работники включают в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: