Понятие нормы и индивидуальных различий в дифференциальной психологии. На понятие психолог.норма влияют по меньшей мере четыре фактора.1

На понятие психолог.норма влияют по меньшей мере четыре фактора. 1. Норма – статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много. Нормы не абсолютны, они развиваются по разному, и получаются для разных групп по разному (возрастной, социальной и других). 2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся норме (ноги на столе Россия америка) 3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. 4. Представление о нормах определяется ожиданиями и собственным необобщенным опытом(1 ребен. к 1,5 лет разговар., 2 ребен. нет к 1,5 годам, значит 2 ребенок отстает в развитии) Индивидуальные различия – это название подхода к психологическим явлениям, основное внимание которого уделяется характеристикам или чертам в которых проявляются различия между отдельными организмами.

 


 

Методологические подходы дифференциально-психологических исследований

1) Типологический

Методологический подход, связанный с выделением общих и прикладных психологических типологий. Исходным положением этого подхода является предположение о существовании психологического типа как первичной реальности. В соответствии с этим положением каждый человек с самого рождения принадлежит к тому или иному психологическому типу, что решающим образом определяет проявление его психических особенностей, его поведение. (Например, типология акцентуаций характера К. Леонгарда, «Психологические типы» К.Г. Юнг)

2) Индивидуально-метрический подход

Применение нормального закона распределения позволяет математически обоснованно измерить выраженность оцениваемого параметра или свойства в единицах стандартного отклонения, т.е. в результате нормирования полученных эмпирических данных (Например, коэффициент IQ). Другое направление индивидуально-метрического подхода можно обозначить как корреляционно-факторное. В результате применения факторного анализа появились корреляционно-факторные модели личности.

3) Изучение психологических проявлений непсихологических типологий и классификаций

Это типологии и классификации, определяемые различием по полу, возрасту, этнической принадлежности, характеру профессиональной деятельности, классовой принадлежности и т.п. (Например, национальный характер белорусов).

4) Индивидуализационный подход

Исследуется подчинённость психологических особенностей человека биологическим и социальным закономерностям. А) Приоритет детерминации психического развития отдаётся биологическим факторам – методы генетической психологии (метод близнецов). Б) Приоритет детерминации психического развития отдаётся социальным факторам – биографический метод.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: