Способы выделения черт в психологии: концептуализация, психосемантический подход, факторный анализ

Любые психологические особенности человека, независимо от того, к какой бы психологической сфере они не относились – к интеллектуальной, мотивационной, темпераменту и т.д. – могут быть описаны с помощью устойчивых характеристик или черт.
Черты – элементы психологической структуры свойств, которые являются относительно стабильными образованиями, проявляющимися в разных ситуациях, и различаются по своей выраженности у разных людей.

Есть три основных подхода к выделению психологических черт:
1)концептуализация;
2) выделение психологических черт на основании их семантического сходства;
3) выделение черт на основе факторного анализа.

Первый способ ‑ это концептуализация, т.е. поиск черт, отвечающих теоретическим представлениям. В течение долгого времени именно этот способ был основным и применялся в работах Ф.Гальтона, А.Ф.Лазурского. Понятно, что теоретически можно представить и сконструировать любое психологическое качество, однако эта работа может оказаться вполне бесполезной, если не соблюдать некоторые требования выделения черт. 1. Надо отбирать преимущественно простые свойства. 2. Нужно обращать внимание на свойства, обладающие вариативностью у разных людей. 3. Нужно изучать наиболее распространенные свойства. 4. Полезно отбирать свойства, имеющие много связей с другими качествами. Следующий способ выделения черт построен на семантическом сходстве психологических качеств. Психосемантические методы основаны на том, что каждый человек обладает собственным семантическим пространством, основными измерениями в котором являются сила, активность и оценка. Таким образом, любой объект и явление, хочет того человек или нет, воспринимается им как сильный – слабый, активный – пассивный и добрый – злой. Оценивание это осуществляется в основном неосознанно, однако психосемантические методы, базирующиеся на изучаемом Ч.Осгудом явлении синестезии (взаимодействии раздражителей разных модальностей), позволяют выявить взаиморасположение объектов внутри пространства. Если этими объектами служат черты, то мы получаем информацию о тех свойствах, с которыми они «сцеплены», и тех, которые им противопоставлены или ортогональны (независимы). Тогда можно укрупнить черты: ведь по наличию одной можно судить и о других.
И, наконец, третий способ ‑ это факторный анализ, который служит в основном для выявления тех характеристик которые не поддаются непосредственному наблюдению, однако могут влиять на целый «куст» свойств. Факторы могут иметь несколько уровней, и чем выше уровень фактора, тем больше психологических качеств он будет определять. В этом смысле черты не обязательно характеризуют личностные особенности, они могут также описывать и интеллект (не случайно, что Р.Кеттелл и Г.Айзенк, прибегавшие к факторному анализу, внесли большой вклад и в психологию личности, и в изучение интеллектуальных способностей человека). Факторный подход изучает ту реальность, которая обозначалась Г.Оллпортом как «общие черты», и устанавливает промежуточный ‑ между номинативным и идиографическим ‑ масштаб рассмотрения человеческой индивидуальности.

???49. Факторная модель структуры личности Дж. Гилфорда и В.Циммермана.

факторная теория личности заключается в математическом анализе корреляций (связей) внутри некоторой группы данных. В факторных исследованиях до сих пор применялись три источника данных:

1. L-данные, или «факторы жизни», то есть данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни;

2. Q-данные, или данные самооценки. Они включают в себя утверждения человека о своем поведении, добавляя «ментальный интерьер» к внешней регистрации, воплощенной в L-данных;

Т-данные, полученные с помощью объективных тестов и экспериментов. Т-данные базируются на третьей возможности — создании (посредством инструкций или с использованием специальной литературы) специальных ситуаций, в которых поведение человека может быть оценено объективно.

Основную идею Гилфорда можно выразить следующей, очень сжатой формулой: личность индивида есть специфическое созвездие черт. С помощью факторного анализа Гилфорд классифицировал черты личности по степени их генерализованности.

Теория Дж.П.Гилфорда.

Факторно-аналитические исследования черт личности являются, по мнению гилфорда, единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в т.ч. в области интеллекта и креативности.

Гилфорд рассматривает личность как иерархическую структуру черт от

· широких типов на вершине через

· первичные черты к гексам (специфическим диспозициям, подобным навыкам) и к

· специфическим действиям на нижнем уровне.

В структуре личности выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (обеспечение активности). Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. Напр., параметр темперамента “позитивный-негативный” в поведении выступает как фактор “уверенности против неполноценности”, а в области эмоций – как фактор “бодрость против робости”. В области способностей Гилфорд создал факторную модель “структуры интеллекта”.

Пользуясь своим факторно-аналитическим методом, Гилфорд при измерении экстраверсии-интроверсии выделил несколько различных личностных факторов, что послужило основанием для разработки опросника “Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману”. Выделенные опросником Гилфорда факторы являются независимыми.

Но во всех трех теориях фактически нет перехода от структуры факторов к структуре личности. Что у Кеттела (непонятно, почему описываемые словами факторами – это все личностные черты, почему они должны описывать поведение и т.д.), что у Айзенка с Гилфордом.

Занимаясь психологией человеческого характера, необходимо различать:

а) типичность отдельных черт и проявлений для данного человека;

б) типичность черт и проявлений для группы людей.

Наиболее характеризует конкретного человека именно типичное в его чертах и проявлениях. К этому относится то в индивидуальности, что является более устойчивым, определенным, постоянным. С этой точки зрения, например, характерны привычки. Наоборот, неожиданное в поведении человека часто является нетипичным и потому нехарактерным. Типичность означает также показательность, яркую выраженность характера в целом или в его существенных особенностях. Типичность черт и проявлений характера не означает его простоты и схематичности. Характер может быть очень сложным и противоречивым, причем сложность и противоречия проявляются в конкретных поступках. Так как характер человека изменяются, то соответственно может изменяться и типичность его отдельных черт и проявлений. Подобные изменения зависят от жизненных условий, и прежде всего от условий воспитания. Таким образом, типично для человека в его деятельности и сознании то, что является наиболее показательным для него, и при этом имеет устойчивость, цельность и определенность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: