Индивидуальный стиль деятельности. В отечественной науке придается большое значение понятию стиля, который описывает индивидуальность в динамике

В отечественной науке придается большое значение понятию стиля, который описывает индивидуальность в динамике. (Нартова-Бочавер)

Под стилем понимается система наиболее эффективных приемов и способов opганизации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения.

По Е.А. Климову (1969), проявление стиля деятельности многообразно: это и практические способы действия, и приемы организации психической деятельности, и особенности реакций и психических процессов. Автор отмечает: «вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительныx признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями eгo личности».

Согласно Я .Стреляу, стиль - это совокупность разных действий, их система. Речь идет именно о cиcтeме способов, а не об отдельных способах, предпочитаемыx человеком.

Таким образом, следует признать существование наряду со стилем деятельности и стиля действий.

Стиль деятельности и стиль действия могут быть независимыми друг от друга и отражать разные характеристики деятельности. Первый - тактику ее осуществления, а второй - технику ее осуществления. Об относительной самостоятельности этих двух стилей говорит и тот факт, что одни и те же стили деятельности встречаются у представителей разных профессий, выполняющих принципиально различные действия. Таким образом, стиль действия характеризует выполнение одного и тoгo же действия разными людьми различными способами, а стиль деятельности - разные комбинации различных действий, отдельные из которых разные люди могyт выполнять и одинаковыми способами.

То, что одинаковые стили в разных видах деятельности связаны с одними и теми же типологическими особенностями, позволяет думать, что многие стили деятельности отражают стиль поведения, который проявляется в деятельности, но не зависит от ее содержания. Поэтому жесткое противопоставление В.С. Мерлиным стиля деятельности стилю поведения (личности) не оправдано. Осторожный стиль поведения будет проявляться у трусливого в любой деятельности. (Ильин)

Факторы, определяющие формирование индивидуального стиля деятельности.

Подход пермской психологической школы к изучению стилей деятельности состоит в том, что они увязываются со свойствами нервной системы. Отсюда и длинное название: «типологически обусловленный индивидуальный стиль деятельности». По Е.А. Климову, типологические особенности свойств нервной системы выступают «ядром» стиля. Показано, что склонность к тому или иному стилю деятельности определяется как отдельными типологическими особенностями, так и их сочетанием.

До недавнего времени типологические особенности свойств нервной системы рассматривались как единственные детерминанты стиля деятельности. Однако в последние годы стало очевидным: формирование стиля происходит под влиянием целого комплекса факторов, и не только психологических. Е.А. Климов подчеркивает, что стиль деятельности связан со многими особенностями личности, а не только с типологическими особенностями свойств нервной системы. В.С. Мерлин также отмечает, что индивидуальный стиль деятельности определяется всеми иерархическими уровнями индивидуальности. В частности, во многих исследованиях показана корреляция стилей с тревожностью и волевыми качествами. Значит, словосочетание «типологически обусловленный индивидуальный стиль деятельности» целесообразно употреблять не во всех случаях, а только в тех, когда изучается типологическая обусловленность стиля.

Выяснение вопроса о том, чем обусловлен стиль деятельности, приводит и к другому вопросу: какие стили изучают психологи - индивидуальные или типические.

Утвердившееся в психологической литературе словосочетание «индивидуальный стиль деятельности» требует, чтобы под ним понималась индивидуально-своеобразная система способов, к которым прибегает человек, выполняя ту или иную деятельность. Но фактически изучаются стили, присущие не индивидуальности, а группе людей со сходными типологическими особенностями (стиль подвижных или инертных, слабых по силе нервной системы или сильных и т.д.). Поэтому правильнее говорить не об индивидуальном стиле (в тех случаях, когда изучаются типовые стили), а о типических, присущих многим, а не одному человеку как индивидуальности. Последняя же скорее реализуется через стили действий, отражающих своеобразную, а порой и неповторимую манеру выполнения той или иной деятельности через своеобразную технику письма, рисования, игры на музыкальном инструменте и т.д.

Виды стилей деятельности.

Все виды стилей деятельности можно разделить на подготовительные и исполнительские. Первые связаны с подготовкой к деятельности, вторые - с ее исполнением.

В лаборатории В.С. Мерлина был выявлен стиль, отражающий своеобразие соотношений междy ориентировочной и исполнительной фазами деятельности. Стиль деятельности, связанный с тщательным сбором информации, ее систематизацией, с детальным планированием деятельности на основе собранной информации, с обособленностью и большой продолжительностью подготовительных действий, присущ лицам со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов. Такие типологические особенности заставляют субъектов тщательно готовиться к деятельности, продумывать все мелочи. Объясняется это тем, что эти люди не любят попадать в неожиданные ситуации, вызывающие у них вследствие инертности нервных процессов затруднение в переключении с одной установки на другyю, что приводит к возникновению психического напряжения. Поэтому они стараются провести профилактические мероприятия, действуют по принципу: «ceмь раз отмерь, один раз отрежь».

У других же наблюдается стиль подготовки к деятельности, связанный с недостаточным стремлением к получению и систематизации информации, с недостаточным планированием деятельности, с обращением основногo внимания на исполнение той и исправлению недостатков по ходу ее реализации, а не предупреждением их. Они действуют по принципу «авось да небось». У таких субъектов отмечается сильная нервная система и подвижность нервных процессов. Первая предохраняет человека от страха и растерянности при возникновении в ходе деятельности затруднений, а вторая обеспечивает хорошее переключение с одной ситуации на другyю. Такое сочетание силы нервной системы и подвижности обеспечивает решительность, высокий темп деятельности. Не случайно люди, которые отличаются подвижностью нервных процессов, придают большое значение «поворотливости», а лица с инертностью отмечают, что, когда торопятся, работа у них идет хуже (Е.А. Климов).

Исполнительские стили деятельности многообразны и зависят от ее сферы и вида. В области управления различают автократический, демократический и либеральной (попустительский) стили руководства (лидерства), выделенные ещё К.Левиным. В спортивной деятельности выделяют атакующий, защитный, контратакующий и комбинационный стили (в единоборствах), равномерный и неравномерный способ распределения сил на дистанции (в циклических видах деятельности) и др. Имеются разные стили исполнения и разучивания музыкальных произведений.

73.Пути (и механизмы) формирования индивидуального стиля деятельности.

Существуют два пути формирования стиля - стиxийный и целенаправленный. Первый - формирование стиля под влиянием имеющейся у человека склонности выполнять деятельность какими-либо определенными способами. Индивидуум выбирает тот или иной способ деятельности, потому что он ему больше нравится. При этом он не в состоянии даже объяснить, почему он предпочел данный способ. Это полуосознанный путь формирования стиля.

Второй, целенаправленный путь же существует в трех вариантах. В одном случае человек целенаправленно формирует тот или иной стиль в силу подражания кому-либо. В другом случае он анализирует свои сильные и слабые стороны: что ему удается лучше, а что - хуже, и, исходя из тaкoгo анализа, выбирает способ деятельности, позволяющий реализовать свои сильные стороны. В третьем случае стиль навязывается ему педагогом (наставником на производстве, учителем, тренером). Причем это происходит часто без учета психофизиологических особенностей человека, а просто по принципу «делай, как я» или же согласно существующему на данный момент представлению о том, какой стиль наиболее «прогрессивный». В результате возникает рассогласование между склонностями и способностями человека и тем стилем, который ему навязывается.

Показано, что выработка стиля деятельности, неадекватного психофизиологическим особенностям человека, приводит к замедлению роста мастерства (Е.В. Воронин, 1984; Поторока, 1986; А.Р. Ширинов, 1988). Это выражается в худшем усвоении техники, более медленном формировании двигательных навыков, в возникновении неудовлетворенности занятиями данным видом деятельности у новичков, большем времени, затрачиваемом на выполнение требований. Кроме тoгo, выполнение деятельности способом, не соответствующим психофизиологической организации человека, приводит к энергетическому удорожанию работы (Илларионов, 1978).


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: