Конвергентность или дивергентность мышления

Возможное объяснение описанного только что феномена заключается, с одной стороны, в наличии большего пространства для проявления необычного и неопределенного в искусстве, и, с другой стороны, в большей регламентированности и жесткости правил, характерных для точных наук — физики, химии, биологии и математики. В то же время, изучая особенности связанного с творческими процессами дивергентного мышления (понимаемого как порождение множества решений на основе однозначных данных; обычно противопоставляется диагносцируемому с помощью традиционных тестов интеллекта конвергентному мышлению, нацеленному на выявление единственно верного результата — см. Guilford&Hoepfner 197I), исследователи установили, что ответы дивергентного типа (по сравнению с ответами, обнаруживающими низкуюдивергентность) оказываются эффективными предикторами для последующего проявления креативности в области научных изысканий, архитектуры и инженерных разработок (Gough, 1976).

Креативность илирегламентированность

По мнению В.Н.Дружинина (1995), все интеллектуальные тесты и тесты креативности можно проранжировать по шкале "регламентированность—свобода" поведения испытуемого в ситуации тестирования.

Корреляции тестов интеллекта и тестов креативности находятся в довольно сильной зависимости от ситуации тестирования, В то же время "креативность проявляется в той мере, в которой ситуация оказывается менее жесткой с точки зрения ограничительных требования к деятельности" (Дружинин, 1995). На основе экспериментальных данных исследователь приходит к выводу овозможности судить по оригинальному ответу о наличии у человека креативности; однако отсутствие в свободной ситуации креативных ответов еще не свидетельствует об отсутствии у человека креативности.

Выявленная реципрокная зависимость между креативностью и регламентированностью поведения характерна не только для тестовых, но и для широкого круга жизненных ситуаций. При этом одно важное обстоятельство играет решающую роль — "свободные условия только создают возможности для проявления креативности", проявляется же креативностьлишь в результате осознанной потребности в творчестве. (Либин)


 

Стиль как предмет дифференциально-психологических исследований

Когнитивный стиль - стабильный индивидуально-своеобразный способ приема и переработки информации. В настоящее времени изучены и описаны стили: когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни; перцептивные, реактивные, аффективные, рациональные, эмпирические и др. В психологии познавательных процессов в последние время на первый план выходит - «когнитивный стиль». К настоящему времени описано около десяти разных параметров когнитивного стиля, которые были выявленны независимо друг от друга психологическими школами разных ориентаций. Индивидуальный стиль деятельности показывает всю систему отличительных признаков деятельности человека, вызванную его индивидуально-личностными особенностями. Стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне в устойчиво повторяющихся приемах и способах деятельности. Внутрисубъектные особенности индивидуального стиля представлены типичными стратегиями деятельности, индивидуально-своеобразными особенностями контроля, саморегуляции действий и состояний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: