Трудового законодательства, развитие системы электронных сервисов

«Онлайнинспекция.рф»

Поступление обращений посредством использования интернета позволяет говорить не только о развитии компьютерных сетей, но и о расширении возрастной и социальной структуры обратившихся граждан, а главное, об эффективности той работы, которая проводится инспекциями по информированию и консультированию граждан.

Необходимо отметить, что существующая и постоянно совершенствующаяся система контроля за своевременностью и качеством ответов на обращения граждан позволяет не только оказывать качественные консультационные услуги и незамедлительно применять меры инспекторского реагирования по выявленным нарушениям трудового законодательства в целях восстановления нарушенных прав граждан, но и, на основе анализа поставленных в обращениях вопросов и наиболее часто выявляемых нарушений, повышать эффективность перспективного планирования работы государственных инспекций труда по всем направлениям ее деятельности.

 

Сведения по результатам работы с обращениями граждан в рамках информирования и консультирования работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В третьем квартале 2017 года в рамках предоставления указанной государственной услуги Государственной инспекцией труда в Иркутской области давались разъяснения по вопросам применения и соблюдения трудового законодательства.

Основными вопросами, задаваемыми работниками и работодателями, в третьем квартале 2017 года стали вопросы применения трудового законодательства, связанные с охраной труда (обучение по охране труда, порядок выдачи средств индивидуальной защиты, порядок и правовые основания прохождения профилактических предварительных и периодических медицинских осмотров), с проведением специальной оценки условий труда (порядок проведения СОУТ, права и обязанности работодателя и работника при проведении СОУТ, применение результатов проведения СОУТ, порядок декларирования работодателем соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда), с предоставлением гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Кроме того, для повышения правовых знаний как работодателя, так и работника в государственных инспекциях труда организован прием граждан (во многих ежедневный), где обратившиеся получают квалифицированную консультацию, а часто и практическую помощь (составление исковых заявлений в суд).

Также в Государственной инспекции труда в Иркутской области есть телефон «горячей линии», по которому можно получить консультацию и разъяснения по вопросам применения норм трудового права, указанную консультацию также можно получить в филиалах Многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством аудиовизуальной связи.

В целях всесторонней и эффективной реализации гражданами своих прав на обращение в государственные органы за защитой и повышения результативности в оказании государственных услуг в данном направлении, Государственная инспекция труда в Иркутской области постоянно осуществляет взаимодействие с территориальными федеральными органами исполнительной власти и другими ведомствами (прокуратурой, налоговой службой, Фондом социального страхования РФ).

 

Сервис я – инспектор.

В рамках развития сервиса Федеральной службой по труду и занятости было создано и размещено на площадках наиболее популярных магазинов приложений для смартфонов («Google Play» и «App Store») бесплатное мобильное приложение «Я – инспектор». Это приложение направлено на предупреждение несчастных случаев и гибели работников на производстве. Новое мобильное приложение Роструда направлено выявление и пресечение нарушений в одной из наиболее травмоопасных отраслей – в строительстве. В ходе разработки приложения Рострудом были проанализированы наиболее травмоопасные нарушения и выбраны те, которые может заметить гражданин, не являющийся работником и не находящийся непосредственно на строительном объекте. В настоящее время с помощью приложения осуществляется выявление и устранение следующих из них:

– отсутствие у работников касок при проведении строительных работ;

– на высоте без защитных ограждений и страховочных устройств;

– отсутствие ограждений строительных площадок.

Приложение позволяет любому гражданину, зафиксировавшему нарушение, используя свой мобильный телефон сообщить в государственную инспекцию труда об обнаруженной угрозе для жизни и здоровья работников. Функционал мобильного приложения позволит сфотографировать и приложить фотоматериалы к обращению, в том числе фотографию информационного щита застройщика, сформировать заявление и отправить его на рассмотрение. Указанное обращение поступает в сервис «Сообщить о проблеме», передается на рассмотрение в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости, который принимает меры по устранению нарушений.

 

Сервис «Электронный инспектор»

Сервис – электронный инспектор также является интерактивным информационно-консультационным сервисом системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

В соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ) в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Федеральной службой по труду и занятости (далее – Роструд) и ее территориальными органами, включая Государственную инспекцию труда в Иркутской области, осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В частности, на официальном сайте Роструда в сети «Интернет» по адресу: https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatel№ost/pereche№-aktov/ размещен перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вместе с текстами соответствующих нормативных правовых актов.

В соответствии с частями 11.1-11.5 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. № 177 Рострудом ведется разработка проекта ведомственного нормативного правового акта, которым будут утверждены 107 разработанных проверочных листов, применяемых при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Ознакомиться с содержанием проверочных листов можно на официальном сайте Роструда в сети Интернет по адресу https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatel№ost/?ID=583925.

Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством электронного сервиса онлайнинспекция.рф (https://онлайнинспекция.рф/requireme№ts/), внедрение которого обусловлено реализацией Рострудом Концепции повышения эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 1028-р.

Данный сервис предоставляет работодателям и работникам возможность ознакомиться с простым и понятным перечнем базовых требований трудового законодательства, а также увидеть, на основании каких нормативных правовых актов осуществляется прием на работу, изменение трудового договора, прекращение трудового договора (увольнение), защита персональных данных, регламентируется рабочее время и время отдыха, производится оплата труда, предоставляются гарантии и компенсации, определяется ответственность сторон трудового договора, обеспечивается безопасность и охрана труда, деятельность первичных профсоюзных организаций, защита трудовых прав работников.

Сервис Трудовой навигатор (https://онлайнинспекция.рф/i№structio№s/) содержит пошаговые схемы разрешения проблемных ситуаций в области трудовых отношений. Инструкции предлагают как рекомендации по самостоятельному решению проблемы, так и варианты решения проблемы с помощью государственных органов. Каждая инструкция сопровождается набором образцов необходимых документов. Предлагаемый сервисом набор инструкций, охватывает наиболее распространенные проблемные ситуации при приеме на работу, изменении условий труда, увольнении, по соблюдению режима рабочего времени и времени отдыха, привлечению работника к дисциплинарной и материальной ответственности, по охране труда и условиям труда отдельных категорий работников.

Сервис Электронный инспектор труда (https://онлайнинспекция.рф/i№spector/) предлагает работодателям уникальную возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства. Электронный инспектор труда позволяет взглянуть на оформление и содержание документов глазами настоящего государственного инспектора труда. Для проведения самопроверки в настоящее время доступно 125 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, включая вопросы охраны труда. Наряду с этим, сервис Электронный инспектор труда предлагает пользователям ознакомиться с памятками по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя (https://онлайнинспекция.рф/remi№ders/), разъясняющим требования трудового законодательства Российской Федерации и содержащим рекомендации по его применению для решения наиболее распространенных трудовых ситуаций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: