Миссионерская деятельность

Архиерейский Собор 2013 года определил несколько основных векторов миссионерской деятельности. Это так называемая внутренняя миссия, противосектантскаяработа и миссия среди коренных малочисленных народов[34].

Что касается решения последней задачи, то усилиямиСинодального миссионерского отдела,начиная с 2013 года, в епархии Дальнего Востока Крайнего Севера и Восточной Сибири был командирован в общей сложности 141 миссионер, а именно 92 священника и 49 мирян из числа студентов миссионерских учебных заведений. Опираясь на полученный опыт, можно сказать, что миссия среди коренных малочисленных народов наиболее успешна там, где в нее активно включается местная епархия, не дожидаясь призывов из синодальной структуры. В качествеположительного примера можно назвать Южно-Сахалинскую епархию, в которой в 2013 году был образован отдел по работе с коренными малочисленными народами. Помимо окормления крещеных представителей коренного населения, представители этого отдела на регулярной основе посещают национальные села, проводят встречи и беседы с населением, а также развивают сотрудничество с профильным региональным управлением и общественными организациями. Считаю, что именно таким образом, опираясь в первую очередь на местную инициативу, следует развивать данное направление церковной миссии, сохранив при этом практику временного командирования Синодальным отделом клириков для обеспечения регулярной богослужебной жизни в отдаленных населенных пунктах.

Относительно других векторов миссионерской деятельности прошлогоднийСоборвыразил озабоченность, а именно, счел «необходимым переосмысление и совершенствование миссионерской деятельности» [35]. Это касается, в первую очередь, «внутренней миссии», то есть просвещения тех, кто уже крещены, но не в полной мере приобщились к жизни Церкви, а также тех, кто, не будучи крещены, принадлежат к народам, исторически исповедующим Православие. Необходимо ясно определить, что такое миссионерская деятельность,а также как она должна осуществляться на общецерковном уровне и на уровне отдельных епархий или приходов.

Помимо прочего, в сфере «внутренней миссии» следуеттакже уточнитьраспределение ответственности между синодальными и епархиальными отделами. В частности, надо обдумать, оправдано ли то, что катехизическая работа выделена из «внутренней миссии» и отнесена к компетенции отделов религиозного образования, повестка дня которых, как мы видели, и без того велика.И это при том, что,хотя «внутренней миссией» занимаются в рамках своей специфики и молодежные отделы, и структуры, окормляющие военнослужащих и другие учреждения, однако ответственность за«внутреннюю миссию» как целостное направление, требующее особого внимания,довольно размыта. К сожалению,в погоне за различными технологиямипорой упускается из вида, что миссия — это не сборник методик, но конкретное делание. А именно: это просвещение тех людей, крещенных или еще нет, которые незнакомы или почти не знакомы с Евангельским посланием. Очень важно,владыки, чтобы мы сегодня тщательно обсудили, как развивать миссионерскую деятельность.

Отдельного упоминания заслуживаетмиссионерско-просветительская работа, адресованная казачеству. Казачьи объединения действуют в епархиях Белоруссии, Казахстана, России и Украины. Во всех этих странах окормлением казачества занимаются более 1100 священников. Выстроена система взаимодействия с казачьими обществами, осуществляется координирование служения казачьего духовенства, оказывается методическая помощь епархиальным отделам. Наиболее важной задачейбыла и остается консолидация казачьих общин вокруг храмов, укрепление церковного сознания среди казаков, особенно среди казачьей молодежи.

Особое место в церковной жизни принадлежит старообрядным приходам Русской Православной Церкви, количество которых постепенно растет, как и частота архиерейских служений в них древним чином. Продолжается развитие Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, способствующего улучшению подготовки священно- и церковнослужителей старообрядных приходов: в нем действуют кружки по изучению знаменного пения и устава, проходят стажировку клирики, с участием других крупных приходов издается учебная и научная литература, а также молитвословы для практического употребления. Создан уже и первый епархиальный центр древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Все это способствует лучшему усвоению богатого наследия русского многовекового церковного предания.

Традиционно к миссии также относится противодействие сектам. Это еще одно направлениедеятельности, требующее более системной работы на общецерковном уровне, чтобы епархии и приходы, встречаясь с активностью тех или иных сектантских групп, получали своевременные и исчерпывающие практические консультации. В Синодальном миссионерском отделе имеется структура, которая обеспечивает правовое консультирование епархий при их противодействии сектантам. Следует расширить эту деятельность, чтобы рекомендации давались также в сфере профилактики сектантской угрозы и в сфере пастырского попечения о жертвах сект и об их семьях. В ряде епархий существуют епархиальные антисектантские центры с серьезными наработками. Необходимо, чтобы их опыт был доступен самому широкому кругу церковных миссионеров.

Актуальной является проблема неоязычества. Необходимо предпринять усилия, чтобы преодолеть эту угрозу умам и душам людей. Была проведена предварительная исследовательская работа, результаты которой направлены в епархии. Прошу тех Преосвященных владык, в епархиях которых есть успешный опыт противодействия неоязычеству, поделиться этим опытом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: