Помощники благочинных

Нововведением, связанным с соборными решениями в области миссии и катехизации, социально-благотворительной деятельности и молодежной работыстало несколько лет тому назадпоявлениеинститута помощников благочинных и настоятелей крупных приходов.

На сегодняшний день должности профильных помощников благочинных замещены в российских епархиях более, чем на 90% — это почти пять с половиной тысяч человек. При этом90% из них являются совместителями.Почти 75% трудятся на добровольной основе. Половина из таких сотрудников — это священнослужители. Другими словами, для подавляющего большинства профильных помощников благочинных эта работа не является основной.

Такая ситуация обусловлена, в первую очередь, материальными причинами. Не все благочиния могут выделить четыре полноценных ставки, особенно с учетом нынешней экономической ситуации. Отсюда много совместителей-добровольцев. Назначениепомощниками благочинных клириков также объяснимо. В крупных городах, где на приходах назначены помощники настоятелей из числа мирян, помощники благочинных будут взаимодействовать с таковыми. А в тех благочиниях, которые расположены за пределами крупных городов, помощникам благочинныхпредстоит в основном взаимодействовать с настоятелями храмов. Практика показывает, что такое взаимодействие нередко плодотворнее, когда помощник благочинного и сам находится в сане.

Добровольное несение обязанностей профильного помощника благочинного, совместительство и, в том числе, совмещение со священнослужением — всё это само по себе неплохо. Плохо, если несение иных церковных послушаний или же светская работа помощника благочинногобудет приводить к выполнениюим своих обязанностей по остаточному принципу. Ведь известно, что «общественные нагрузки» на добровольной основе нередко воспринимаются как нечто вторичное. Этого можно избежать, если, с одной стороны, помощники благочинных будут достаточно мотивированы — в том числе материально, а с другой стороны — руководители епархиальных отделов будут активно взаимодействовать с ними, консультировать их, помогать им в работе. Еще достаточно распространена ситуация, когда руководитель епархиального отдела замыкается на своей деятельности или ограничивается пределами своего прихода или города, в котором он служит. Причем работу по своему профилю такие руководители отделов нередко делают хорошо. Но они не всегда обладают организационными навыками в масштабе епархии. Обучить их этим навыкам должны синодальные учреждения. Система подготовки руководителей епархиальных отделов без их чрезмерной нагрузки и без отрыва от епархий давно отработана в Синодальном отделе по церковной благотворительности, к опыту которого можно обратиться.

Необходимо также обучать самих помощников благочинных особенностям их профильной работы. Нашей целью является не замещение этих должностей для отчетности, но назначение специалистов, которые являлись бы профессионалами в конкретной области церковной деятельности. В 2013 году Архиерейским Собором были одобреныосновные принципы организации подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности[40]. Исходя из этих принципов, создается сеть церковных образовательных центров для обучения соответствующих специалистов. На сегодняшний день Учебным комитетом уже одобрены 38 заявок из35 епархий на открытие таких центров. В ряде епархий ведется подготовка необходимых документов.

Лица, окончившие полный курс в таких центрах,могут, согласно решению Священного Синода, быть рукоположены в диаконский сан, но не в сан священника. Выпускники центров также могут при условии успешной сдачи вступительных экзаменов поступить в семинарию на третий год обучения, то есть на второй из четырех курсов бакалавриата с учетом того, что в семинариях действует так называемый подготовительный курс[41].

Весной 2017 года Учебным комитетом и профильными синодальными учреждениями были разработаны проекты квалификационных требований к должностям помощников благочинных и настоятелей по каждому направлению деятельности. Это формальные документы, в которых определяется требуемый уровень образования, перечень навыков и знаний, а также обязанности данных сотрудников. Между тем, проведенный в этом году мониторинг показал, что на сегодняшний день частично или полностью соответствуют сформулированным требованиям от 20% до 40% помощников благочинных, в зависимости от профиля, что ожидаемо, поскольку эта институция находится в становлении. В связи с этим мною было принято решение отложить рассмотрение упомянутых документов, тем более, что обязанности помощников благочинных еще в 2012 году были достаточно подробно описаны в рекомендациях к их деятельности, одобренных по каждому профилю Высшим Церковным Советом. Прежде, чем повышать формальные требования к помощникам благочинных, нам необходимо добиться фактического улучшения уровня их подготовки, в первую очередь — через те образовательные инструменты, о которых было сказано ранее.

Полагаю, что настало время всесторонне обсудить первые итоги введения института профильных помощников благочинных. Прошу вас поделиться тем, какие положительные результаты вы видите в их работе, какие возникают сложности и что, на ваш взгляд, стоило бы скорректировать.

Финансы и хозяйство

Вфинансово-хозяйственной сфере Архиерейский Собор 2013 года определил три задачи. Это формирование единого реестра церковного имущества[42], создание общецерковной бесплатной базы храмовой проектно-сметной документации[43] и урегулирование взаимодействия предприятия «Софрино» и епархий[44].

На сегодняшний день реестр церковного имущества, который охватывает только епархии России, сформирован на 78%. Отсутствие стопроцентного результата обусловлено, в первую очередь, обновлением реестра в связи с образованием новых епархий. Реестр способствует более эффективной работе общецерковных учреждений по координации передачи недвижимого имущества в собственность епархий. Задачу по формированию реестра можно считать в основном выполненной.

На конец 2017 года в бесплатной общецерковной базе проектно-сметной документации числится 21 проект, которые могут быть предоставлены любой епархии по запросу. В 2016 и 2017 годах в епархии было передано 30 проектов. Повторное использование проектно-сметной документации позволяет экономить существенные средства при строительстве новых храмов, хотя, конечно, проекты порой приходится адаптировать под климатические, сейсмические и иные условия.Поставленную Собором задачу можно также считать выполненной.

Вопросы взаимодействия епархий и их канонических подразделений с Художественно-производственным предприятием «Софрино» обсуждались на Архиерейском Совещании 2015 года, после которого был принят ряд предложений по ценообразованию, организации епархиальных складов, качеству и ассортименту.Предлагаю вновь обсудить положение дел в этой сфере и подвести итог изменениям, произошедшим в межсоборный период.

Церковь и культура

Культура в узком понимании, а именно то, что связано с искусством и творчеством, — это одна из тех сфер жизни общества, которая вызывает много пререканий и споров, поскольку в искусстве и творчестве открываются громадные возможности для влияния на умы людей. В 2015 году участники Архиерейского Совещания подчеркнули, что «в данной области сегодня особенно требуется различение духов (1 Кор. 12, 10), умение отличить прекрасное от безобразного, гармонию от дисгармонии, культуру, возвышающую душу человека, от антикультуры, порабощающей его разрушительным порокам» [45]. При этом важно,руководствуясь христианской осмотрительностью и заботливым отношением к ближнему, не поддаваться соблазну жесткой сортировки творческих явлений на «приемлемые» и «неприемлемые». Приятие или неприятие того или иного произведения искусства или явления культуры зачастую обусловлено вкусовыми предпочтениями или даже определенной специальной подготовкой человека. Здесь невозможно установить формальные незыблемые нормы, обязывающие, скажем, всех верующих только одним, определенным образом относиться к конкретной книге, спектаклю или фильму. Исключения составляют лишь случаи очевидного кощунства и богохульства, намеренно допускаемого художником в своем произведении. Такие произведения неприемлемы для верующего человека.

Специфика искусства, особенно современного, такова, что порой внешне далекие от гармонииформы скрывают поиск истины и серьезные мировоззренческие раздумья. Это тем более верно в отношении молодежных субкультур, при оценке которых нужно быть особо внимательными, дабы не отвергнуть искренние устремления.

Задачи Церкви стоят выше задач искусства и творчества. Поэтому создание проектов в сфере культуры не относится к непосредственным обязанностям епархий или приходов. Вместе с тем, такие проекты могут стать средством проповеди о Христе.Соборным постановлением 2013 года епархиям, «где это возможно», было предложено «создавать культурно-просветительские и духовно-образовательные центры» и «разрабатывать программы епархиальных мероприятий, способствующих развитию отечественной культуры» [46]. Согласно поступившим из епархий отчетам на сегодняшний день создано 103 таких центра. Вместе с тем, их деятельность весьма различна, а участие в культурной жизни региона во многом зависит от степени внимания епархиального архиерея к культурным проектам. Рад буду услышать ваши соображения по этой теме. Со своей стороны, полагаю, что, не форсируя работу в этом направлении, каждому архиерею следует держать ее в поле своего зрения. В частности, стоить обратить внимание на довольно успешный проект Издательского совета по поддержанию и открытию православных библиотек.

С искусством и творчеством неразрывно связано книгоиздание. Соборное поручение создать централизованную систему распространения книжных изданий по епархиям[47]столкнулось с кризисом в отрасли. По этой причине, а также в силу ряда других обстоятельств, которые выявил Издательский совет, было принято решение отказаться от создания упомянутой централизованной системы как неэффективной. Адаптируясь к современным условиям, нам следует искать другие формы популяризации книжной продукции. В частности, Издательским советом создан информационный портал «Правчтение», на площадке которого собирается информация об издательствах, о книжной продукции и о ее распространении. Кроме того, в условиях, когда творчество писателей, в том числе религиозного содержания, вызывает умеренный интерес в широких кругахсовременного общества,важной задачей остается популяризация в епархиях Патриаршей литературной премии[48].

В завершение темы, посвященной культуре, напомню, что Церковь разделяет с государством ответственность за сохранность тех памятников, которые находятся в ее пользовании или собственности. Архиерейский Собор 2013 года предписал епархиальным архиереям обращать «особое внимание на правильное использование, сохранение и восстановление движимых и недвижимых памятников культуры, переданных Церкви» [49]. После утверждения Священным Синодом в 2014 году Положения о должности епархиальных древлехранителей работа в этом направлении получила новый импульс. Древлехранителями назначены, как правило, специалисты высокого класса, которые получили дополнительнуюквалификацию на курсах, организованных Патриаршим советом по культуре. Этот опыт, опробованный в российских епархиях, может быть полезен и епархиям, находящимся в иных странах, применительно к местному законодательству и возможностям. Во многих регионах России появление древлехранителей позволило выстроить новые взаимоотношения с местным музейным сообществом.Одна из сложностей, возникающая в работе древлехранителей, обусловлена тем, что их профессиональные оценки и рекомендации порой не находят понимания среди духовенства или в епархиальных управлениях, причем причинами тому служат, к примеру, личные вкусовые предпочтения представителей клира. Следует помнить, что в вопросе сохранения памятников лучше прислушиваться к аргументированному мнению профессионала. В продолжение данной темы в 2016 году Священным Синодом был образован Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации[50], который призван проводить экспертизу проектов реставрации памятников архитектуры по запросам епархиальных архиереев, а в обязательном порядке — при реставрации памятников общегосударственного значения и памятников ЮНЕСКО. Священным Синодом также были определены правила, касающиеся реставрации памятников архитектуры местного значения[51]. Призываю всех с заботой илюбовью хранить архитектурный облик исторических монастырей и храмов, которые являются частью нашего драгоценного церковного наследия, одним из выражений духовного опыта Церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: